АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Эластичность спроса и предложения

ПЛАН

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ГЛАВА 3. ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена закону спроса и предложения, как я считаю – одному из главных законов экономической теории. Я думаю, что правильное понимание и использование этого закона помогает эффективно вести деятельность предприятия и экономики государства в целом. Спрос и предложение – важнейшие составляющие рыночного процесса.

Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объема производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объемы отдельных товаров в разные периоды отличаются.

Однако такая модель для одного товара оставляет без ответа несколько важных экономических вопросов. Например, такие как почему общий уровень цен остается относительно постоянный в одни периоды, и резко повышаются в другие, почему цены вообще повышаются или понижаются.

Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо объединить отдельные рынки страны в единый общий рынок, т.е. объединение всех цен на отдельные товары и услуги, а также объединение всего равновесного количества товаров в реальный объем национального производства.

Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличают личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Формирование целей производственной деятельности ставит перед производителем еще до начала этой деятельности извечные вопросы: для кого производить продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда нужна эта продукция потребителю, сколько нужно произвести данной продукции. При таком подходе производитель, до того как он начнет проектно-конструкторские работы, выбор технологий, организацию производства и сбыт продукции, вынужден получить точные ответы на поставленные вопросы.

 

ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙТСВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

 

Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и спроса, и предложения. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Сначала предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, причем, в конечном счете, снижение цены окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом каждого из этих фактов, взятого в отдельности. А как обстоит дело с равновесным количеством продукта? Здесь последствия изменений спроса и предложения разнонаправлены: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений спроса и предложения.

Второй возможный случай – это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдается два эффекта повышения цены. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений спроса и предложения.

Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако, если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.

А что происходит, когда спрос и предложение изменяются в одном и том же направлении? Предположим сначала, что и предложение, и спрос увеличиваются. Как это окажется на равновесной цене? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену – эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете, равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет  на большую величину, чем величина изменения под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно. Во-вторых, уменьшение предложения и спроса одновременно можно подвергнуть такому же анализу, когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается, поскольку одновременное уменьшение спроса и предложения оказывает понижательное воздействие на количество продукта. Можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было в начале.

Кстати, возможность параллельного изменения спроса и предложения в какой-то период времени отнюдь не исключается. В самом деле, одно событие способно одновременно воздействовать и на спрос, и на предложение. Например, совершенствование технологии изготовления сыра может снизить и предложение натурального молока, и спрос на него.

На рынке типичными могут быть три соотношения спроса и предложения.

Первый вариант: спрос равен предложению. Он отражен на рисунке 6.6, где сопоставлены графики спроса и предложения.

Второй вариант: предложение товаров превышает спрос покупателей.

Вернемся к рисунку 7. Здесь представлена зона избытка товаров (на графике на рис.7 зона занимает пространство: D2 – Р – S2). Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий. Оно является также следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита (нехватки) денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельствах. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Определенным выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).

Третий вариант: спрос превышает предложение.

На рисунке 7 можно обнаружить зону дефицита товаров (на графике ( D1 – Р – S1). Такая нехватка благ возникает по разным причинам:

А) когда выпускается мало изделий, пользующихся повышенным спросом;

Б) если цены искусственно занижаются (ниже стоимости или равновесной цены), что вызывает растущий спрос;

В) когда денежные доходы населения повышаются быстрее, чем расширяется производство. Постоянный дефицит товаров может при определенных условиях перерасти в кризис недопроизводства. Рынок реагирует на товарный дефицит прямым или скрытым ростом цен. Одновременно расширяются масштабы спекуляции – скупка недостающих вещей по более низким ценам и их перепродажа по более высоким ценам в целях наживы. Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на них.

Таким образом, за верхним и нижним пределами равновесной точки на рынке, несомненно, существуют две неблагоприятные зоны. Они свидетельство неблагополучия экономического положения либо продавцов, либо покупателей.

Нормальным можно признать такое положение, когда цена продавца и цена покупателя совпадают. При стечении каких либо обстоятельств возникает это столь желанное для всех контрагентов положение?

Ответ на этот вопрос мы найдем, если одновременно совместим кривую спроса и кривую предложения, что и сделано на рисунке 7.

Видно, что при пересечении кривых спроса и предложения обнаруживается равновесная точка Р. В ней полностью совпадают спрос и предложение. Если спроецировать равновесную точку на ось ординат, то мы определим равновесную цену Цр. В ней полностью совпадают цены продавцов и покупателей. Когда равновесная точка Р проецируется на ось абсцисс, то выявляется равновесное количество Кр, которое характеризует баланс – количественное совпадение спроса и предложения.

Согласно распространенному мнению, равновесная цена – это и есть рыночная цена, которая выражает сущность равенства спроса и предложения. Однако не ясно следующее. В точке равновесия спроса и предложения перестают быть связанными с динамикой цены. Здесь перестают сталкиваться интересы продавцов и покупателей. Момент равновесной цены, может быть, чем-то напоминает астрономическую черную дыру (космический объект, внутри которого исчезает всякая информация о происходящих в нем процессах). Значит, саму равновесную цену никак нельзя объяснить ни действием закона спроса, ни действием закона предложения.

Попытку глубоко раскрыть природу равновесной цены с позиции трудовой теории стоимости предпринял К.Маркс. Он заметил, что спрос и предложение регулируют только временные колебания рыночных цен. По его словам, «в тот самый момент, когда эти противоположные силы становятся равными, они взаимно парализуют друг друга и перестают действовать в том или ином направлении. В тот момент, когда между спросом и предложением устанавливается равновесие и потому они перестают действовать, рыночная цена товара совпадает с его действительной стоимостью, с нормальной ценой, вокруг которой колеблются его рыночные цены».

Между тем, несомненно, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

А. Здесь товаров представлено на рынке не больше и не меньше чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене.

Таким образом, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся  рыночной ситуации. Нобелевский лауреат французкий экономист М.Аллэ теоремы с такими фундаментальными положениями: «… всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики».

Б. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное количество полезностей.

В. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита благ.

Итак, я завершил рассмотрение законов спроса и предложения. Эти законы выражают причинно-следственные зависимости между ценой (причина) и спросом (следствие), между ценой (причина) и предложением (следствие). Вместе с тем существуют рыночные законы другого рода. Они определяют причинно-следственные зависимости между спросом (причина) и ценой (следствие), между предложением (причина) и ценой (следствие).  

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Эластичность – мера изменения одной экономической величины от изменения другой, выраженная как отношение процентных соотношений.

Эластичность спроса и предложения – реакция величины спроса и предложения товаров на изменение цен на эти товары. Эластичность измеряется изменением (в процентах) величины спроса и предложения при изменении цены на 1%.

Коэффициент эластичности – показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу.

Эластичность спроса. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер=∆Q/∆P, где ∆Q – прирост величины спроса, %; ∆Р – прирост цены, %; «р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене (англ. price).

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет выглядеть следующим образом:

Ер = 10 / -5 = -2;           ‌Ер ‌= 2.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. Изменение цены в этом случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют поведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж – цена», «объем продаж – себестоимость», «емкость рынка – цена», с целью принятия окончательного решения.

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж, эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

Знак эластичности будет отрицательным, так как цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.

Эластичность спроса по ценам – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях.

  1. Эластичный спрос – ситуация, при которой величина спроса изменяется на больший процент, чем цена и поэтому общий доход возрастает по мере того, как падает цена (рис.8.а). При 5$ покупают 30 ед. продукта. Общий доход составляет 150$. По мере снижения цены до 3$ будут приобретены продукты до 60 ед. И доход составит 180$, что превышает первый на 30$.
  2. Неэластичный спрос- ситуация, при которой величина спроса изменяется на меньший процент, чем изменяется цена, и общий доход уменьшается по мере падения цены (рис.8.б). При 5$ покупают 30 ед. Доход 150$. При снижении цены до 3$ покупают 40 ед., но доход составил лишь 120$, т.е. сократился на 30$.
  3. Спрос с единичной эластичностью – ситуация, при которой цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент и, следовательно общий доход остается неизменным по мере изменения цены (рис.8.в). При снижении цены на продукт общий доход будет неизменным N1=N2=150$.
  4. Совершенно неэластичный спрос – ситуация, при которой кривая строго вертикально (рис.8.г). В независимости от изменения цены величина спроса всегда равна определенному количеству.
  5. Совершенно эластичный спрос – ситуация, когда кривая строго горизонтально (рисю8.д). В независимости от изменения количества товара цена всегда будет одинаковой.

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода Ei =(∆Q/Q)/(∆I/I), где ∆Q – изменение объема спроса, Q – объем спроса; ∆I – изменение величины дохода, I – величина дохода.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные.

Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низких (когда реакция обратная). Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных, с ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного питания. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.). Ed = ∆Q/∆I.

Какие факторы влияют на эластичность спроса? Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей, чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного продукта в случае повышения цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичны. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем его продажи, кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками, несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обеих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. Такая тенденция изменения эластичности во времени, объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможности изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. Различия в эластичности спроса объясняется также значимостью того или иного товара для потребителя.

Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышений цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса, молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровни жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней семьи.

Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношения изменения предложения в процентах и процентной величине колебания цен. Es = (∆Q/Q) / (∆P/P), где Es – эластичность предложения по цене; ∆Q – изменение объема предложения, %; ∆Р – изменение цены, %. Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.

Различают пять видов эластичности предложения:

  1. Полностью эластичное предложение (рис.9.а). Еs > — ∞
  2. Относительно эластичное предложение (рис.9.б). 1 < Es < ∞
  3. Эластичность равна единице (рис.9.в). Es = 1
  4. Относительно неэластичное предложение (рис.9.г). 0 < Es < 1
  5. Жесткое предложение (рис.9.д). Es = 0

Эластичным предложение становится тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим, что цена на плееры повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появился таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности         

Ks = 10% / 5% = +2.

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, свежую клубнику).

Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, сто и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

Es = ( Q1 — Q0 / Q1 + Q2) / ( P1 — P0 / P1 + P2 ), где Q0 и Q1 – предложение до и после изменения цены; P0 и P1 – цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Так как реакция производителей на рост цены продукта Х зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта Х за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов, т.е. больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения.

 

 

 

ГЛАВА 3. ЗАКОН СПРАСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

На рынке потребительских товаров соответствие между спросом и предложением далеко не всегда устанавливается. Частичные диспропорции, возникающие в сфере производства, непосредственно проявляются и сфере обращения, нарушая это соответствие. При определенных условиях оно может привести к тому, что часть произведенного продукта не будет соответствовать потребности населения и не будет реализована на рынке. Вместе с тем может возникнуть и противоположная ситуация, когда производство продукции может оказаться недостаточным для удовлетворения спроса населения, в результате проявляется временное несоответствие между предложением товаров и спросом. Спрос должен быть удовлетворен как по объему, так и по структуре, иначе нарушается сбалансированность. Отсутствие устойчивой сбалансированности между спросом и предложением сдерживает повышение эффективности производства.

За период 1991-1999 гг. в области сбалансированного развития спроса и предложения товаров возникли диспропорции. Если дореформенного периода, т.е. до 1991г., удовлетворялся спрос на растительные жиры, маргарин, макаронные изделия, хлебопродукты, сахар и кондитерские изделия, на многие виды одежды, трикотажные изделия, холодильники, радиоприемники, стиральные машины, телевизоры, часы, мебель, то начиная с 1991г. ощущается их острый недостаток, 1991-1993гг. возник ажиотажный спрос. Исчезли товары повседневного спроса. Даже 1989г., когда был относительно высокий уровень питания как калорийности, так и по количеству потребления продуктов, население недостаточно потребляло фруктов, овощей, рыбы. Денежного дохода хватало для покупки основных продуктов питания, но сказывались национальные традиции, плохое снабжение продовольственными товарами и недостаточная пропаганда рационального типа питания. Имелись проблемы, связанные с качеством и ассортиментом товаров.

В переходный период несбалансированность спроса и предложения наблюдается как по общему объему, так и по структуре, ассортименту и качеству товаров. Главной причиной такого положения является резкий спад производства как животноводческих, так и растениеводческих продуктов, резкое снижение покупательской способности населения, систематический и опережающий рост цен на товары.

В 1993-2002гг. наблюдается рост национальных денежных доходов населения, не сопровождавшийся соответствующим приростом производства товаров. Средняя заработная плата за этот период выросла в 61,1 раза. В то же время рост цен опережал рост нормальных денежных доходов населения 2,2 раза, что привело к снижению реальной заработной платы и покупательской способности большинства населения. При этом объем товарооборота значительно сократился.

В 1995-2001гг. на потребительском рынке сложилось крайне напряженное положение. Недоставало дешевых товаров для низкооплачиваемых групп населения. В то же время неудовлетворительный спрос со стороны высоко- и среднеоплачиваемых групп населения на товары в 1995г. составил 3млрд. тенге, в 1997г. – 4,5млрд. тенге, в 2002г. 5,8млрд. тенге.

Региональные пропорции спроса и предложения представляют собой единство двух аспектов: количественного и качественного, по которым можно судить о сбалансированности. Между тем на такой важный фактор, как соотношение между спросом и предложением отдельных товаров в Республике Казахстан, обращалось мало внимания. Некоторые экономисты поспешно делают вывод, будто изучение покупательского спроса и выявление потребностей на отдельные потребительские товары и услуги – задача простая. Однако если взять такой продукт, как пищевые жиры, где рынок насыщен, то не трудно убедиться, что в Республике Казахстан определить спрос на этот продукт не так легко. Спрос на жиры формируется не столько под влиянием доходов населения и розничных цен, сколько региональных факторов, таких, как социальный состав, количество потребителей продуктов и потребительские привычки.

Следует отметить, что определение спроса и потребности в товарах вещи разные. Например, зная, что научно норма потребления пищевых жиров составляет 2.2 кг. в среднем на одного человека, легко можно определить потребность в них, умножая этот показатель на численность населения. Так, пример, для г. Алматы в 2002г. она составила 2486 тонн пищевых жиров(1,130 человек * 2,2 кг.). Действительный же спрос на этот продукт в городе Алматы в 1999г. составил 280 тонн, при этом потребление его ежегодно снижается. Как видно, потребность по нормам в 8,9 раза выше предъявляемого населением спроса. Поэтому важной задачей является изучение региональных особенностей формирования спроса и потребностей населения. За последние годы темпы роста производства потребительских товаров в целом по Республике Казахстан резко отклоняются от темпов роста денежных доходов населения. В отдельных же регионах эти различия  достигают значительных размеров. Например, если в 1990-1991гг. производство товаров на душу населения увеличилось на 9,3%, а среднемесячная зарплата рабочих и служащих на – 66,1%, то за 1992-1995гг. при снижении производства потребительских товаров в 14,4 раза реальная заработная плата снизилась 34%.[1] Розничный товарооборот по всем каналам реализации снизился в 2,5 раза в расчете на душу населения. В результате рост товарооборота по всем каналам реализации обеспечивался за счет снижения товарных запасов в торговле и промышленности, а также за счет либерализации розничных цен на товары и услуги.

В развитых странах для ликвидации возникающих диспропорции приоритетное развитие отдается отраслям пищевой, легкой промышленности и сельского хозяйства. Эти меры особенно необходимы, когда нарушение рыночного равновесия отражается в превышении спроса над предложением, и когда рост производства товаров резко отстает от темпов роста средств производства.

Отставание в развитие отраслей производящих потребительские товары в Республике Казахстан, привело к сужению рынка потребительских товаров, то есть к отставанию темпов роста производства товаров от быстрорастущего спроса, и глубокому товарному кризису в начале и середине 90-х годов. В рыночных странах соотношение спроса и предложения товаров регулируется главным образом расширением производства. Соответствие спроса и предложения товаров следует обеспечить не только путем изменения цен, но одновременно регулированием параметров производства потребительских товаров. Выход на рынок только лишь путем повышения цен (как в 1991-1999гг.) не согласуется с достижением конечной цели производства. В этом случае не достигаем желаемого уровня воспроизводства, ибо происходит снижение роста производительности общественного труда. В этих условиях возникает опасность неоправданного отклонения цен от стоимости.

В условиях недостатка дешевых для низкооплачиваемых групп населения товаров, регулирование спроса и предложения путем лишь повышения цен привело бы, во-первых, к замедлению и даже снижению темпов роста производства, что совершенно недопустимо.  Поскольку при росте численности населения, повышение цен обусловливает снижения потребления на душу населения и снижение уровня жизни; во-вторых, не будет обеспечен минимальный уровень потребления продуктов питания и платных услуг для воспроизводства рабочей силы, которое имеет первостепенное значение в повышении экономической эффективности производства. Легкая промышленность Республики Казахстан за последние 2-3 года падала в пропасть самыми высокими темпами. Мы повторили печальный опыт Мексики, где такая же бесконтрольная торговля импортными товарами практически уничтожила легкую промышленность.

Равновесие спроса и предложения на рынке достижимо лишь при наличии значительных резервов в виде запасов готовых изделий. Соотношение спроса и предложения должно регулироваться не повышением цен на основные товары, а опережающим ростом предложения над спросом и образованием соответствующих резервов. А это требует, прежде всего, определения возможных в прогнозируемом периоде размеров спроса.

В переходном периоде к рыночной экономике еще не налажено достаточно полное исчисление размеров спроса, что также затрудняет достижение сбалансированности спроса и предложения. При исчислении емкости рынка, в практике прогнозирования товарооборота, спрос отождествляется с покупательными фондами населения. Между тем, покупательные фонды, рассчитываемые как разница между денежными доходами и нетоварными расходами, не отражают той суммы денежных средств, которая реально может быть представлена на потребительском рынке в прогнозируемом периоде. Дело в том, что при таком подходе не учитывается отложенный или, точнее, неудовлетворенный спрос, который, возникнув в отчетном году, может предъявлен в следующем.

Наличие и рост отложенного спроса со стороны богатых людей и среднего класса отражается в росте организованных и неорганизованных сбережений населения. Его учет необходим для точного определения действительного спроса, повышения уровня, научного обоснования товарооборота, укрепления национальной валюты – тенге, удовлетворения спроса населения. Однако до последнего времени методика для расчета объема и структуры неудовлетворенного спроса не разработана. 

 

Заключение

 

Итак, что же показало ознакомление с законами спроса и предложения?

Во-первых, стало ясно, какую регулирующую роль выполняет цена на рынке.

Она может как благоприятствовать, так и сдерживать динамику спроса и предложения.

Во-вторых, изменение цены в каком-то направлении (ее рост или снижение) вызывает прямо противоположное воздействие на спрос и предложение. Такая динамика напоминает качели: когда один конец качелей взлетает вверх, другой опускается вниз, и наоборот. Если цена возрастает, то увеличивается объем предложения и падает спрос. Когда же цена уменьшается, то это ведет к свертыванию предложения и расширению спроса.

Однако покупатели и продавцы не могут полностью находиться под властью законов спроса и предложения. У них имеются свои внутренние пределы участия в рыночных сделках. Дело в том, что в рыночной практике существуют два вида цен. Первый из них – цена продавца – тот ее уровень, ниже которого владелец товара не хочет сбывать его на рынке. Другой вид – цена покупателя – ее величина, выше которой он не станет платить за благо. В старину люди говорили: «У купца своя цена, у покупателя – своя».

Спрос и предложение – это главные категории товарного производства. Они подвергаются постепенному воздействию различных факторов. Поэтому баланс между спросом и предложением является постоянной, все время решаемой и вновь возникающей задачей. Здесь следует оговориться, что термин «сбалансирование» применительно к соотношению спроса и предложения носит условный характер, поскольку полного балансового равновесия между ними быть на должно – товарное предложение в оптимальных условиях должно превышать спрос на величину нормального товарного запаса или размера товарных потерь, возникающих в процессе реализации. Под рыночной сбалансированностью понимается не точное совпадение спроса и предложения.

Колебания спроса могут происходить под влиянием многих факторов, которые трудно предвидеть. Поэтому под сбалансированностью рынка понимается динамическое равновесие, которое непрерывно нарушается и восстанавливается. Сбалансированность рынка достижима при наличии значительных резервных товаров.

Под рыночными диспропорциями понимают такое соотношение спроса и предложения товаров, когда длительное время на национальном рынке страны наблюдается значительное повышение спроса над предложением, или наоборот. Проблема увязки спроса и предложения товаров имеет два аспекта. Во-первых, динамическое равновесие общего объема потребительского спроса и предложения должно просматриваться, прежде всего, в отношении всей совокупности реализуемых товаров и услуг. Во-вторых, задача состоит в обеспечении наибольшего совпадения структуры потребительского спроса и предложения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Чепурин, Киселева «Курс Экономической Теории», Москва 2000г., стр.324
  2. Видяпин, Журавлева «Экономическая Теория», Москва 1999 г., стр. 1253. Сидорович Т.А. «Экономическая Теория», Тбилиси 1993,стр. 31
  3. Брю, Макконел «Экономикс» Нью Йорк, 1982, стр. 237
  4. Борисов Н.А. «Экономическая Теория» Москва, 1992, стр.111
  5. Булатов Е.М. «Экономика» , Москва 1999г. стр.245
  6. Шишкин А.Н. «Экономическая Теория» Москва 1995, стр 323, т.1
  7. Камаева А.М. «Экономическая теория» Москва 1993, стр. 176
  8. Курманалиев Г.З. «Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике» Алматы 1999г., стр. 125
  9. Нургалиев А.Н. «Экономика Казахстан», Алматы 1998 год, стр. 153

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Торстен Веблен (1857 – 1929), американский экономист, один из основателей институционального направления в экономической теории.