АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Республика Кипр

Республика Кипр

      Республика Кипр — островное государство в  восточной части Средиземного моря. Площадь страны — 9251км2. Население — 765 т.ч, в том числе греки составляют 77%, а турки 18%.

     Кипр расположен на перекрестке международных морских и воздушных путей и имеет важное политическое и стратегическое значение в Восточном Средиземноморья. Кратчайшее расстояние от берегов Кипра до Турции — 65 км, Сирии и Ливана — 110 км, Египта — 400 км.

     Наименование Кипра происходит от латинского обозначения меди — cuprum: страна издавна была известна своими медными рудниками.

      Кипр — буржуазная республика. Исполнительную власть осуществляет Совет Министров, возглавляемым президентом. Законодательная власть принадлежит парламенту- Палате представителей. Функционирование государственного аппарата страны осложнено положениямиконституции, искусственно противопоставляющими греческую и турецкую общины друг другу.

      В области внешней политики правительство Республики Кипр придерживается курса неприсоединения к военным и политическим блокам.

      Столица Республики Кипр — Никосия. В административном отношении страна делится на шесть округов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ.

       Конституция вступила в силу 16 августа 1960 года. Глава государства — президент. Согласно конституции, президентом должен быть грек по национальности, вице-президентом — турок.

       Оба они избираются населением на срок 5 лет; президент — греческой общиной, вице-президент — турецкой. Полномочия президента фактически существенно ограничены предоставлением вице-президенту права самостоятельного вето по важнейшим вопросам государственной политики. Высший орган исполнительной власти — правительство — Совет Министров, возглавляемый президентом и вице-президентом; при этом из десяти министерских портфелей 7 принадлежат греческой общине, 3 — турецкой Высшей судебной инстанцией является Верховный суд.   

                                                          НАСЕЛЕНИЕ.

              Греки стали заселять Кипр ещё в середине второго тысячелетия до н.э. Турки появились на острове в 17 веке, когда он вошёл в состав Османской империи. В Стране живет небольшое число армян и арабов — выходцев из Сирии и Ливана.

        По антропологическим признакам киприоты греческого и турецкого происхождения относятся к средиземноморской группе южных европеоидов, армяне и арабы — к арменоидной. Государственные языки — греческий и турецкий. По конфессиональной принадлежности греки — православные, турки — мусульмане — суннисты, арабы — марониты.

         По оценочным данным, темпы роста населения наКипре в последние десятилетие составляет примерно 1.1% ежегодно, что более чем в два раза ниже, чем в соседних с Кипром западно-азиатских странах. Средняя продолжительность жизни мужчин — 67 лет, женщин — 73 года. В тоже время в целом население Кипра довольно молодое, больше половины жителей острова составляет молодежь и дети.

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

       За годы независимости Кипр добился больших успехов в промышленном развитии. Кардинальным образом изменилась структура промышленного производства. На острове создана многоотраслевая обрабатывающая промышленность, использующая современные методы организации и управления, производящая качественную продукцию, которая пользуется спросом не только на внутреннем рынке, но и на внешних рынках.

                                                    

ЭКОЛОГИЯ.

     Исследование учёных показывают, что развитие острова в последние три десятилетия, и главным образом стремительное расширение хозяйственной деятельности, большие масштабы строительства, привело к негативному давлению на окружающую среду, и особенно в лесной и прибрежных зонах. Лесные пожары, неконтролируемый выпас скота повлекли за собой резкое уменьшение лесных массивов и снижение качества строительного леса, а также сокращения видов флоры и фауны. Хищническая вырубка леса привлекла к тому, что разрушалась почва и ухудшались условия для сохранения влаги. А умышленная бомбардировка турецкой авиацией лесных районов острова летом 1974 года нанесла огромный ущерб, погубив около 15% лесных массивов. Борьба за охрану окружающей среды, особенно в районах с редчайшей флорой и фауной, ныне является целью политики кипрского правительства.

      Наблюдение за рациональным использованием природных богатств, а также  охраны дикого животного мира и растительного мира острова осуществляется на Кипре Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов. Оно проводит политику правительства по охране окружающей среды в целом. Для этого в структуре министерства созданы специальные отделы и службы: земледелия, животноводства, лесоводства, рыбного хозяйства, геологической службы, водного хозяйства, метеорологической службы, а также Сельскохозяйственный научно-исследовательский институт.

      Особое внимание правительство уделяет принятию мер и решений, способствующих повышению качества жизни. Это непосредственно связано с усилением внимания к окружающей среде и мерами по её охране. В этом направлении правительство одобрило ряд мероприятий. Прежде всего, несмотря на определенное сопротивление, был введён Закон о градостроительстве и землеустройстве. Начата борьба против различных видов загрязнения окружающей среды, включая и борьбу с промышленными отходами.

 

 

Кипрская проблема

      Кипрская проблема возникла в связи с намерением НАТО закрепиться на стратегически важном острове в Средиземном море после предоставления Кипру независимости в 1960г. Именно с этой целью эксплуатируются исторически сложившиеся особенности развития Кипра, связанные с существованием на острове двух национальных общин – греческой и турецкой ( соответственно 78 и 18% населения острова).

     Согласно Цюрихско-Лондонским соглашениям 1959г., заключенным между Англией, Грецией и Турцией, Кипр был объявлен независимым государством. Однако при этом серьезно ограничивался суверенитет республики, поскольку Англия сохранила под своим суверенитетом часть кипрской территории, на которой расположены ее военные базы, а Греции и Турции предоставлялось право размещения на острове  определенных контингентов войск. Согласно договору «о гарантиях», все три страны получили статус государства-«гаранта», что позволяет им вмешиваться во внутренние дела Кипра. В конституции Кипра закреплялись раздельное представительство в государственных органах кипрских греков и кипрских турок; право вето как у президента-грека, так и вице-президента-турка, раздельное голосование в парламенте депутатов-греков (35 человек) и депутатов-турок (15 человек); определенное соотношение греческих и турецких служащих в органах государственного управления ( 70% греков, 30% турок), а также в армии и полиции ( 60 и 40% соответственно) и т.п.

     В 1963г. президент Кипра архиепископ Макариос отменил недемократические статьи конституции. В ответ турецкая община провела выборы, создала собственный парламент и избрала «президента» турецкой общины. Целью сепаратистской политики, которую проводили лидеры турецкой общины, был так называемый «таксим» — раздел острова между Турцией и Грецией.

     Со своей стороны реакционные круги в Греции не оставляли попыток «энозиса» — присоединения Кипра к Греции. Вооруженный путч (июль 1974г.) греческой военщины и сил внутренней реакции, инспирированный военной хунтой «черных полковников» против законного правительства Кипра, спровоцировал высадку на Кипре турецких войск и захват ими около 36% территории в северной части острова.

     Турецкая оккупация создала проблему беженцев и принесла многочисленные жертвы и разрушения. Она продолжается до настоящего времени. Ее результатом является фактический территориальный раздел острова  и полное нарушение традиционных экономических и всех др. связей между его северной и южной частями.

     В северной части введена в качестве единственной денежной единицы турецкая лира, функционирует своя полиция, созданы собственные «силы обороны». 13 февраля 1975г. турецкая община объявила о создании на оккупированной территории самостоятельного государственного образования («Турецкая федеративное государство Кипра»), переименованного в ноябре 1983г. в так называемую «Турецкую республику Северного Кипра». 

       Предпринимаются попытки изменить процентное соотношение турецкого и греческого населения острова. На оккупируемой части Кипра в последние годы появилось значительное количество переселенцев из Турции.

       ООН, ее члены (исключая Турцию) осудили сепаратистские действия турецко-кипрской стороны. Так, Совет Безопасности ООн в своей резолюции от 11мая 1984г. объявил «все сепаратистские действия», включая так называемый обмен послами между Турцией и руководством турецкой общины Кипра незаконными и не имеющими силы и потребовал «немедленно отказаться от них».

       В 1983-1985гг. при посредничестве генерального секретаря  ООН Х. Переса де Куэльяра было проведено несколько раундов раздельных переговоров между президентом Кипра С. Киприану и лидером турецкой общины Р. Денкташем по вопросам урегулирования на острове, и прежде всего будущего федеративного государственного устройства Кипра. Главной из причин затягивания переговоров между греческой и турецкой общинами острова остается позиция НАТО, заинтересованного в сохранении своего военного присутствия на Кипре, его превращении в «непотопляемый авианосец» США в Восточном Средиземноморье. В июне 1985г. в так называемой «Турецкой республике Северного Кипра» проведены президентские  и парламентские выборы. Тем самым был сделан еще один шаг к закреплению незаконного раздела острова.

       В ноябре 1984г. в Никосии состоялась Международная конференция солидарности с Кипром. Делегаты 47 стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки, представители 14международных организаций приняли декларацию, выражающую глубокую озабоченность в связи с сохраняющимся уже более 10 лет ненормальным положением  на Кипре. В своих предположениях СССР (1986) высказался в поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности  Республики Кипр, против любых попыток решить кипрский вопрос за спиной и вопреки воле народа Кипра, за вывод с территории острова всех иностранных войск, ликвидацию иностранных военных баз и урегулирование кипрского вопроса с учетом законных интересов обеих общин, на основе соответствующих решений ООН, без всякого вмешательства извне. СССР выступил с предложением о созыве в рамках ООн представительной международной конференции по Кипру, получившим поддержку правительства Кипра и многих миролюбивых государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто решит проблему Кипра?

     КОЛЮЧАЯ проволока, заграждения из мешков с песком и пустых металлических бочек, полуразрушенные дома, военные патрули и «голубые каски» миротворческого контингента ООН — так сегодня выглядит центр столицы Кипра Никосии, разделенной на две части так называемой зеленой линией.

    Ежегодно 20 июля киприоты отмечают черную дату в своей истории. Именно в этот день в 1974 году Турция высадила 40-тысячную армию вторжения и оккупировала к середине августа 37% территории суверенного государства. Оккупанты изгнали более 200 тысяч греков-киприотов из принадлежащих им жилищ на севере страны, еще более тысячи по сей день считаются пропавшими без вести.

     О событиях 27-летней давности рассказал председатель парламента Кипра Демитрис Христофиас. По его словам, все многочисленные попытки решить кипрскую проблему не дали никаких результатов. Напротив, на оккупированной территории появилось самопровозглашенное марионеточное государственное образование — так называемая Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). Государство-фантом не признала ни одна страна мира, кроме Турции. Десятки резолюций Генеральной ассамблеи ООН с требованием вывести турецкие войска с Кипра, многочисленные раунды непрямых переговоров между президентом суверенной Республики Кипр Главкосом Клиридисом и лидером турко-кипрской общины Рауфом Денкташом также ни к чему не привели. Лидер турок-киприотов всякий раз занимает заведомо неприемлемую позицию: признание суверенитета Северного Кипра, образование конфедерации ТРСК с Республикой Кипр. Совершенно очевидно, что за признанием Северного Кипра последуют его выход из конфедерации и последующее присоединение к материковой Турции.

     Кстати, большинство турок-киприотов на протяжении многих десятилетий мирно уживались со своими с греческими соотечественниками, и многие из них отнюдь не приветствовали оккупацию севера страны турецкой армией. Сегодня тысячи коренных турок-киприотов (как эмигрировавших, так и остающихся в зоне оккупации) выступают совместно с греками-киприотами за воссоединение страны и за ее независимость. Однако их права узурпированы руководителем оккупированной зоны Денкташем. Популярность Денкташа стремительно падает, коренные турки-киприоты продолжают в массовом порядке покидать свою родную страну. Вместо них под разными предлогами, в том числе под видом сезонных рабочих, на оккупированную территорию уже переселены около 80 тысяч выходцев из слаборазвитой в экономическом отношении турецкой провинции Восточная Анатолия.

     Кто мог бы реально помочь сегодня решить патовую ситуацию, говорят на Кипре, так это Соединенные Штаты. Однако американская администрация предпочитает больше говорить о необходимости урегулирования, чем на самом деле заниматься этим. Ни прежняя администрация Билла Клинтона, ни нынешняя команда Джорджа Буша, видимо, не заинтересованы в оказании давления на Турцию — традиционного политического партнера США в регионе Восточного Средиземноморья.

   Весомый вклад мог бы внести и Европейский союз, в очередь на вступление в который стоит Анкара. Возможность присоединения Турции к ЕС, в котором сегодня так модно говорить о человеческом факторе и нарушениях прав человека, должна быть обусловлена жестким требованием предварительного вывода всех оккупационных войск с Кипра, строгого выполнения резолюций ООН по кипрскому урегулированию — сохранение территориальной целостности и суверенитета страны, создание равноправной двухобщинной федерации, демилитаризация острова. Однако и ЕС, к сожалению, не афиширует присущей ему в других ситуациях твердости и решимости. Между тем в Европе должны были бы оценить добрые намерения греков-киприотов, безвозмездно снабжающих север водой, газом и электричеством, поскольку исходят они из понимания, что на оккупированной территории живут их соотечественники.

Более решительных шагов по поиску путей урегулирования ожидают киприоты и от генсека ООН Кофи Аннана. Многолетнее устное осуждение самого факта турецкой оккупации без инициирования конкретных мер никогда не сдвинет кипрскую проблему с мертвой точки. Есть резервы и у российской дипломатии, считает Демитрис Христофиас. Новый председатель кипрского парламента прекрасно владеет русским языком, учился в Москве, знает, что к голосу России прислушиваются в мире при решении международных проблем. По его словам, «киприоты всегда помнят о том, что СССР в числе первых признал суверенитет и независимость Кипра, и благодарны россиянам за постоянную поддержку в вопросе кипрского урегулирования».

   Активность Турции в последние дни не могла не сказаться на политических контактах и встречах с целью решения кипрского вопроса. На минувшей неделе на острове побывал председателя Европейского Парламента Жозеп Боррелл. Он выступил перед депутатами кипрского Парламента, провел переговоры с турко-кипрским лидером и побывал в районах ооновской «Зеленой линии». На пресс-конференции для журналистов глава Европарламента заявил, что считает греков-киприотов и турок-киприотов членами европейской семьи. Но для того, чтобы турки-киприоты могли воспользоваться членством в Евросоюзе, а также выделенной им 250-миллионной помощью на развитие севера острова, необходимо достичь примирения и выработать взаимоприемлемое решение кипрской проблемы.        Жозеп Боррелл заметил, что на острове существует высокий уровень взаимного недоверия между двумя общинами, что обязательно нужно преодолеть, иначе не удастся, по его словам, решить главную задачу – объединить Кипр на основе соблюдения интересов всех его жителей.
Глава Европарламента выразил уверенность в том, что кипрское урегулирование должно быть достигнуто на основе резолюций ООН и, конечно же, с помощью этой авторитетной международной организации. Никосия, заключил Жозеп Боррелл, осталась последней разделенной столицей Европы, и необходимо сделать всё, чтобы состоялось примирение двух общин острова. Но кроме Кипра, курдов и экономики есть у Турции ещё одно препятствие: мнение европейцев. Социологические исследования показывают, что лишь около 20% европейцев готовы видеть Турцию частью Евросоюза. Когда французы и голландцы говорили «нет» конституции Европы на референдуме, они имели в виду также и недопустимость приёма в ЕС этой страны. Турция, несмотря на превращение в туристическую Мекку и светский характер государства, продолжает казаться европейцам далёкой и чужой. Эта мусульманская страна, по численности населения догоняющая Германию, может превратиться в крупнейшее государство Евросоюза, и такая перспектива едва ли прельщает простых граждан Западной Европы, не оправившихся ещё от появления «польского водопроводчика». А тут ещё конфликт вокруг Кипра, который, как и закоренелая турецко-греческая вражда, может стать внутренним делом единой Европы.
    Выступая 7 октября на пресс-конференции в Никосии, Президент Кипра Тассос Пападопулос приветствовал взятый Турцией курс на вступление в Евросоюз. Кипрский президент отметил, что уже дважды его страна могла бы воспользоваться правом вето, но не сделала этого по совершенно объективной причине — в надежде, что процесс подготовки Турции к вступлению в ЕС, при условии соблюдения ею взятых обязательств, будет соответствовать интересам Кипра. Это может привести, считает Т. Пападопулос, к нормализации отношений, устранению последствий турецкого вторжения и оккупации, выводу турецких войск и переселенцев, прекращению нелегального использования земель, принадлежащих грекам-киприотам, и в целом, — к тому, что Турция будет уважать права человека.
   Президент Кипра напомнил, что Евросоюз будет рассматривать выполнение Турцией взятых обязательств уже в 2006 году. Высказывая свою позицию по кипрскому урегулированию, Тассос Пападопулос подчеркнул, что на острове должна быть образована двухзональная и двухобщинная федерация. По его мнению, нельзя соглашаться на неприемлемые условия урегулирования, и Евросоюз, в этом смысле, мог бы играть более активную роль для достижения справедливого решения проблемы Кипра.