АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Государственное регулирование миграции рабочей силы

содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ – ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………….4-8

1.1 Что подразумевается под миграцией рабочей силы?………………….…..4

1.2 Причины миграции рабочей силы…………………………………………..5

1.3 Территориальное направление трудовой миграции……………………….6

 

 

ГЛАВА 2. государственное РЕГУЛИРОВАНИЕ  МИГРАЦИи рабочей силы………………………………………………………………………………..9-13

2.1 Государственное регулирование……………………………………………9

          2.2 Требования отдельных государств, предъявляемые к

                мигрирующей рабочей силе……………………………………………….10

2.3 Нормы, программы защиты и стимулирования…………………………..12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….….15

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Участие рабочей силы в мировых миграционных потоках приобретает, в конце 80-х – в 90-е годы, массовый характер и настоятельно требует более строгого и глубокого научного изучения. Так краткосрочная валовая миграция увеличилась с 1988 г. почти в три раза, при этом миграция рабочей силы – более чем в 15 раз.

Актуальность научных исследований в данной области подкрепляется двумя обстоятельствами.

Одно из них появление так называемого ближнего зарубежья для стран СНГ – феномена, одномоментно превратившего внутреннюю миграцию между бывшими союзными республиками во внешнюю, требующую совершенно других подходов, иной миграционной политики. Вместе с тем, к сожалению, что до сих пор часть ученых в своих работах, как отмечает известный исследователь международной миграции А. Золберг, придерживаются точки зрения основателя миграционной теории Равенштейна о том, что «международная миграция развивается по тем же законам, что миграция внутри страны». В Казахстане это не совсем верное положение получило наиболее яркое отражение в официальной государственной миграционной политике. Отсюда и явные провалы в ее проведении.

Второе обстоятельство связано с тем, что несмотря на попытки, предпринимаемые в мире с 1901 г., нет единства в понимании даже таких основополагающих понятий, как «эмигрант», «иммигрант», «беженец» и др,, нет и единого подхода по их учету и статистике. Не случайно статистика по международной миграции рабочей силы за один и тот же период времени часто значительно различается между странами въезда и выезда, даже там, где статистический учет демографических событий поставлен очень хорошо (например, в Бельгии, Дании и др.)

В данной работе я постараюсь рассмотреть причины и особенности развития международной миграции рабочей силы и ее влияние на мировую экономику.

 

ГЛАВА 1. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ – ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

1.1 Что подразумевается под миграцией рабочей силы?

 

Миграция – латинское слово, означающее перемещение, переселение. Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т.д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция – выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма – объем валовой миграции.

Перемещение из одного международного региона в другой всегда было свойственно людям. Начиная с древнейших времен, миграция населения, нередко выливавшаяся в форму завоевательных походов, играла огромную роль в истории человечества, в его расселении по всему земному шару, в образовании рас и народов. Истории известны массовые переселения ариев и басков, вестготов и остготов, гуннов, финно-угров, монголо-татар и других народов.

В зависимости от географических направлений различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней – из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную,

В зависимости от долговременности каждого перемещения миграция населения делится на постоянную, или безвозвратную (безвозвратный характер имеет обычно межконтинентальная миграция, а также миграция из села в город); временную, как правило, внутриконтинентальную; сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или передвижением кочевников; маятниковую, предусматривающего ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта. Ярким примером тому являются мексиканские фронтальеры.

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной или нелегальной. Нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально и прибывают в нее на законных основаниях (например, туристами по приглашению) и нелегально трудоустраиваются. Количественную оценку нелегальной иммиграции практически невозможно дать.

Наряду с миграцией всего населения различают миграцию отдельных его групп – социальных, этнических, возрастно-половых и других. Например, выделяют миграцию рабочей силы – перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в размещении производства, условиях существования. По классификации ООН постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года,

В развитии миграционных процессов обычно выделяют три большие социальные волны. Первая, получившая название старой миграции, охватывает примерно две трети ХIХ в. Для этого периода наиболее характерным было перемещение промышленных рабочих. Вторая волна прошла в конце ХIХ в. и в первую треть ХХ в. Она получила название новой миграции. В это время преимущественно мигрирует разорившееся крестьянство. Наконец, третья волна миграции рабочей силы началась после окончания Второй мировой войны. На этом этапе характерным становится перемещение двух прямо противоположных групп мигрантов из отсталых стран в развитые. С одной стороны, наблюдается большой преобладающий поток малообученных и неквалифицированных трудящихся, а с другой стороны, идет отток научных кадров и специалистов, т.е. так называемая утечка умов.

На начало 1996 г. в мире насчитывалось более 125 млн. мигрантов, которые по существу образовали своеобразную многочисленную «нацию мигрантов».

 

1.2 Причины миграции трудовой силы.

 

Какие же причины побуждают людей перемещаться из одной страны в другую? Прежде всего, миграция рабочей силы связана с развитием крупного машинного производства, которое предопределило неравномерность социально-экономического развития разных стран. В странах с ускоренным развитием обнаруживается нехватка рабочей силы, а в странах с замедленным ростом складывается относительный избыток рабочей силы и возникает безработица. Для преодоления подобных ситуаций необходимо заполнить кадрами образовавшиеся экономические ниши, используя для этого импорт рабочей силы. В странах с замедленным, развитием низкий уровень жизни и небольшая заработная плата. Безземелье крестьян гонит их в другие страны. Иммиграция – важный источник пополнения рынка труда стран с незначительным уровнем рождаемости, средство его приспособления к нуждам капиталистического воспроизводства, В период экономического подъема иммиграция иностранных рабочих резко возрастает. Действует система вербовки.

Кроме социально-экономических есть, и другие причины миграции населения. Политическая нестабильность режимов или бегство от политических преследовании, расовой, религиозной и национальной дискриминации, Военные обстоятельства – эвакуация, реэвакуация и т.д. Расширение международной системы информации, что дает людям осознать широкие социально-экономические возможности других стран. Наконец, развитие и удешевление транспортных средств.

В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции.

Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени – служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.

Среди побудительных факторов миграции преобладают материальные мотивы. Однако, как и раньше, имеют место политические, религиозные, этнические причины, которые срывают людей с места и гонят в другие страны.

Одна из главных закономерностей современной международной миграции заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех континентов. В начале 90-х гг. только в мировом капиталистическом хозяйстве насчитывалось не менее 25 млн. мигрантов. С учетом же их семей, мигрантов-сезонников и других категорий общая численность иммигрантов примерно в 3 – 4 раза выше. Более половины из них выехали из развивающихся государств, а две трети из них оказались в промышленно развитых странах.

В последнее время усилилась нелегальная иммиграция. Китайцы штурмуют границы США и России, кубинцы на утлых суденышках плывут во Флориду, алжирцы пробираются во Францию, пакистанцы – в Англию и т.д. Нелегальная иммиграция дает возможность предпринимателям использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли. Поэтому американская полиция и «не справляется» с потоками нелегальных мексиканских иммигрантов.

Выше указывалось, что в зависимости от географической направленности различают межконтинентальную и внутриконтинентальную внешнюю миграцию населения.

 

1.3 Территориальное направление трудовой миграции.

 

Так куда же конкретно двигались потоки трудовой миграции?

Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в ХVII – ХIХ вв. Вследствие такого перелива население Африки за 1650 – 1850 гг. уменьшилось на 22%.

Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в ХIХ – ХХ вв. В ХIХ в. эмигрировали до 30 млн. человек. В начале ХХ в. до Первой мировой войны из Европы выехали свыше 19 млн. человек, в 1914 – 1918 гг. миграция была прервана, а затем возобновилась, и за период 1918 – 1939 гг. эмигрировали 9 млн. человек. Вторая мировая война снова прервала заокеанскую миграцию населения из Европы, после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего в США, где бурно развивался капитализм, которому требовались рабочие руки. Ехали также в Канаду, в Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция явилась важнейшим источником роста их населения, Уезжали же из европейских стран – из Ирландии и Англии, Франции и Германии. Но ехали и из России – молокане, старообрядцы.

В последние десятилетия сложились новые мировые рынки рабочей силы вследствие не только межконтинентальной, но и внутри-континентальной миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария, Так, в ФРГ насчитывается 4б30 тыс. иностранцев, во Франции – около 4 млн. преимущественно выходцев из Северной Африки, в Бельгии – около 1 млн. испанцев и итальянцев, в Швеции – 1 млн. преимущественно финнов. По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единою рынка и миграционных потоках произойдут некоторые и изменения. Плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место коллективным договорам по целевому назначению. Не смотря на то, что преобладающую часть будут составлять низко- и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся-мигрантов в 70-е гг. сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны притягивают на промыслы огромное число людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90-х гг. здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн. человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных- стран весьма значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте – 86,5%, Саудовской Аравии – 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.

Особую группу мигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехали свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политической неопределенности и экономических трудностей, желание воссоединиться с родственниками и по религиозным мотивам.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США. Трудовые ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы страны. Послевоенная иммиграция в Соединенные Штаты состояла из нескольких этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в США из стран Западной Европы въехали 6,6 -млн. человек, Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы – Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины. Означенная переориентация приведет к тому, что к началу третьего тысячелетия США могут стать страной, где белые окажутся в меньшинстве и результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой стране трудятся 2000 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Поэтому она не может рассматриваться в качестве перспективного центра для миграции рабочей силы из Республики Казахстан, Кроме того, с 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (ЯТР) – Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает ввозить рабочую силу. Традиционно это были корейцы, но в последнее время появились и иранцы, выполняющие черную работу. В то же время Япония может вывозить рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую ее прямые инвестиции в страны АТР. Этот тип миграции называют транзитной профессиональной миграцией,

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латино-американцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточно-европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах-химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам межстрановая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.

 

 

ГЛАВА 2. государственное РЕГУЛИРОВАНИЕ  МИГРАЦИи рабочей силы

 

2.1 Государственное регулирование.

 

Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывания иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства. Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США. Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и других странах.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашении, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

 

 

2.2  Требования отдельных государств, предъявляемые к миграционной рабочей силе.

 

При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничении. Большое внимание уделяется квалификации рабочей силы. Требования к качественным характеристикам импортируемой рабочей силы в разных странах практически очень похожи. Отметим здесь лишь наиболее типичные из них.

Для большинства профессии необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или среднем специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие дипломы стран бывшего СССР – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих — металлопрокатчиков.

Требуется определенный стаж работы по специальности. Так, во многих компаниях и исследовательских институтах США, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть приглашены лишь опытные исследователи, имеющие как минимум 5-летний стаж. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Возрастной ценз является приоритетным требованием стран-импортеров. Они желают получить работников самого трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются  в  буровиках-нефтяниках  в  возрасте  от  20  до  40  лет.  В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20 – 45 лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние их здоровья. В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний. А шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.

Еще одним требованием к качеству рабочей силы является ее социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд, в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа; не допускаются также иностранцы, осужденные за уголовные преступления, и лица, присутствие которых может нанести ущерб международным интересам страны.

Регулирование въезда иммигрантов проводится не только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется прямое квотирование соотношения между иностранными и местными работниками на предприятиях принимающей страны. В частности, Греция запрещает наем иностранных рабочих предприятиям, на которых работает менее пяти лиц греческого происхождения. В том же случае, когда на них занято большее число работников, то соотношение численности иностранцев и местных работников должно составлять 1: 10.

Используются и финансовые ограничительные нормативы, что, по идее, должно принести какую-то пользу принимающей стране. Так, в США предусмотрена ежегодная выдача до 10 тыс. иммиграционных виз инвесторам, вкладывающим в американскую экономику свыше 500 тыс. долл. В Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. Б Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Наряду с финансовыми применяются и временные ограничители. Введение таковых означает, что для иммигрантов устанавливается ограниченный срок пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотят, и допускается возобновление. В странах-реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя, К ним относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы и т.д.

Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяют приоритетные профессии для въезда. Предпочтительный режим принимающих стран, как правило, состоит из следующих пяти групп:

  • работников, претендующих на малооплачиваемую, не престижную, тяжелую и вредную работу (работа по уборке урожая, в теплицах или ремонтных мастерских, строительство жилья, бурение нефтяных скважин);
  • специалистов быстро  развивающихся  сфер  народного  хозяйства бухгалтеров, работников торговли, банков, новых высокотехнологичных отраслей;
  • представителей редких профессий, т.е. «штучных» специалистов (огранщики алмазов, реставраторы картин и рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения и т.д.);
  • специалистов высшего класса и представителей свободных профессии (выдающиеся ученые, музыканты, скулы поры, спортсмены, высококвалифицированные врачи и т.д.);
  • руководящего персонала фирм и их подразделений, а также предпринимателей, которые переносят спою деятельность в принимающую страну и создают рабочие места.

В качестве примера косвенных ограничении может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных профессии», составленный Министерством иммиграции на основе тщательного анализа национальною рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех принимающих странах всегда действовали национально-географические  приоритеты.  Они предусматривали  льготы  определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Выше указывалось, что США с 90-х гг. отдают предпочтение мигрантам из стран Европы. Но в последнее время такую же иммиграционную политику стали проводить почти все промышленно развитые страны, ограничивая въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

 

2.3 Нормы, программы защиты и системы стимулирования.

 

Во многих принимающих странах предусмотрены и скрытые правовые нормы защиты национального рынка труда, которые «включаются» при возникновении редких ситуаций. Так, в Германии разрешение на работу, выданное иностранцу, может быть досрочно отозвано, если возникнут особые условия на рынке труда.

В настоящее время промышленно развитые страны разработали системы стимулирования оттока трудящихся-мигрантов. При определенных обстоятельствах меры по ограничению въезда иммигрантов дополняются различными способами стимулирования их репатриации. Программы репатриации касаются профессии или этнических групп. Например, отток «синих воротничков» или турок и греков из Германии, а также северо-африканцев из Франции. Используется, как правило, три вида таких программ.

Программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только «отступное пособие», но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билетов.

Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции являются самыми радикальными, так как стимулируют внутреннее развитие стран массовой эмиграции. Одной из подобных программ была осуществленная и  1974  г.  и  Нидерландах  государственная  программа  под  названием «Репатриация рабочих-мигрантов и разработка возможностей национального развития». Согласно этой программе в Югославии в 1980 – 1981 гг. было реализовано около 50 проектов по стимулированию занятости и экономически отсталых районах, в том числе предоставление кредитов рабочим-мигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия. Во многих принимающих странах действуют также системы санкции за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов применяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности, Иностранец, въехавший в США на основании ложных сведений или иным мошенническим путем, может быть лишен свободы сроком до шести месяцев или оштрафован на 500 долл. За такое же преступление, совершенное вторично, предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет или штрафа в размере до 1 тыс. долл.

Санкции практикуются и в отношении нелегальных посредников, занятые незаконным импортом рабочей силы. В США в настоящее время расширяются полномочия Службы иммиграции и натурализации в отношении контрабандистов «живого товара». Предполагается увеличить им наказание с пяти до десяти лет тюремного заключения за каждого незаконно провезенного в страну иммигранта.

Введены санкции и в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов. Выгода, которую получает предприниматель от найма дешевой рабочей силы, толкает его на нарушение действующих законов. В связи с этим против предпринимателей применяются крупные штрафы. В Словакии, например, штраф составляет 100 тыс. крон, за повторное нарушение 500 тыс. крон.

Во многих странах расходы по депортации нелегальных иммигрантов возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Итак, из вышеизложенного следует, что в ближайшее время снижение остроты социально-психологических проблем миграционного населения не предвидится. Этому препятствуют прозрачность границ, отсутствие законов, контролирующих величину и качество миграционных потоков, даже масштабы той или иной территории, не позволяющие создать надлежащий учет и контроль.

Ненадлежащий учет, неполнота данных статистики ведет к росту нелегалов, что создает ряд неудобств, очевидно, что нелегалы: занимают рабочие места воздействуя на средний уровень оплаты труда, порой обостряют криминогенную обстановку, избегают санитарный контроль, вследствие, чего являются зачастую распространителями тяжелых заболеваний.

Основной, острой проблемой остается то, что эмигранты, чаще всего это люди вынужденные в не одобрительном порядке выехать из своего прижитого места, а также оформление нового гражданства, расселение, прописка, легальное трудоустройство на новом месте.

Прежде всего, заметны значительное и постоянное увеличение масштабов миграции рабочей силы, вовлечение в мировой миграционный круговорот практически всех стран мира, иными словами, в глобализации международной миграции.

Не лучшим образом дело в этой области и в Казахстане. Реальная картина международной миграции в Казахстане искажается и в результате расхождения в понимании таких категорий, как иностранное население, вынужденная миграция, «утечка умов» и др.

Чтобы найти эффективные решения, необходимо осознать место и роль Казахстана в мировом миграционном круговороте, современные тенденции и закономерности, которые его формируют и определяют.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ионцев В.А. Мировые миграции. М., 1992 г.
  2. Golini А. Migran and international migration// Международная миграция населения. Международный семинар, М., 9-10 апреля 1997 г.
  3. Касымова Л.Н. Проблемы социализации казахского общества», Алматы 1997 г.
  4. Ушкалов И.Г. Внешняя миграция населения как количественный и Качественный фактор демографической динамики. М., 1996 г.
  5. Вестник МГУ. 1998. №3.
  6. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., 1998 г.
  7. МЭиМО. 1994г. #12.
  8. Мировая экономика, Уч пос. М., 1996 г.
  9. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994г.
  10. Население и кризисы. Вып. 1. М., 1995 г.
  11. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. Фаминского. М., 1994г.
  12. Социологические исследования. // Алматы 1999г. # 3.
  13. Экономическая энциклопедия. М.. 1995 г. Т. 2.