АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Военный переворот 60-г. в Турции

ПЛАН

 

 

 

Введение

 

 

ГЛАВА 1. Послевоенное внутриполитическое положение Турции

 

 

Глава 2. Вторая республика в турции

 

 

ГЛАВА 3. Причины военных перворотов в турции и перспективы на будущее

 

 

 

 

Заключение

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Введение

 

Современная Турция зачастую кажется западным наблюдателям «двойственным явлением». С одной стороны, страна, подавшая заявку на вступление в Европейский Союз, явно продемонстрировала желание, чтобы ее также официально считали членом европейской семьи народов, с другой стороны, ей трудно, будучи абсолютно последовательной, усвоить исповедуемые в этой семье ценности и убеждения. Поэтому голоса за и против вступления Турции в Европейский Союз разделились поровну. Однако решающее значение имеет вопрос о том, на каком этапе находится сегодня Турция? Действительно ли она, как полагают некоторые, запуталась в противоречиях между Востоком и Западом? Без экскурса в прошлое страны, для которой вот уже многие столетия характерна трансформация государственных органов власти, невозможно ни ответить на этот вопрос, ни действительно понять государство и общество современной Турции.

На историю Турции оказывал сильное влияние процесс трансформации государственных институтов, процессов и норм. В Османской империи мусульмане различной этнической самобытности жили бок о бок с приверженцами греческо-православной веры, армянами, принадлежавшими к грегорианской церкви, несторианцами (прим. пер.: члены секты, основанной Несторием, знаменитым ересеархом, возвысившемся при императоре Феодосии II, который назначил его патриархом константинопольским), сирийцами и евреями. Все они придерживались собственной религии, однако, все разделяли убеждение, что закон человеческого общества является продуктом не человека, а Бога – подобно космосу – и лишь поверен человеку. Вплоть до конца XVII-го – начала XVIII-го столетия властители Османской империи были твердо убеждены в том, что их «миропорядок» намного превосходит мироустройства всех современных им народов, включая европейцев. Окончательное вытеснение турок из Европы поколебало эту убежденность. «Беспомощность» ввиду «растянутого по времени процесса поражения» породила, в конечном счете, у части османского чиновничества ощущение, что существующий миропорядок отмечен серьезной слабостью, и для выживания Османской империи, безусловно, необходимо заимствовать отдельные элементы «враждебного» европейского мироустройства. Таким образом, в 1718 году начался длительный процесс преобразований, и прежде всего он коснулся институтов, процедур и норм османского военно-административного истеблишмента. Эти изменения оказывали влияние на экономические, социальные и культурные институты, нормы и ценности.

Когда мы говорим о светской форме правления, всеобщих правах человека, гражданском правительстве и демократии в современной Турции, необходимо помнить о том, что основание республики в 1923 году и последовавшие за этим реформы представляли собой не начало, а результат общественной трансформации в Турции. Реформы, проведенные сторонниками республиканской формы правления под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка, сводились по большей части к внедрению таких идей, принципов и ценностей, как пропагандирование «государства как Родины для всех людей», распространение «гражданства» не на религиозные сообщества, а на индивидуумов, равенство всех перед законом, защита прав личности и гражданских свобод, представление об «ответственном и репрезентативном правительстве», доминировавшее у «просвещенных властителей» (1), вышедших из среды османского чиновничества. Многие причины, объясняющие, почему после второй мировой войны современная Турция казалась Европе столь сложной, заключаются в своеобразии этого длительного процесса политической трансформации, приведшего, в конечном счете, в двадцатом столетии к образованию республики.

 

 

ГЛАВА 1. Послевоенное внутриполитическое

положение Турции

 

Мустафа Кемаль Ататюрк скончался 10 ноября 1938. Новым президентом страны был избран Исмет Иненю. Во Второй мировой войне Турция сохраняла нейтралитет вплоть до февраля 1945, когда она объявила войну Германии и Японии.

В годы войны пришлось столкнуться с множеством проблем. В течение нескольких лет Великобритания и США закупали турецкие товары – хром, мохер, фундук и желуди валонового дуба. Таким образом, экспорт искусственно поддерживался на высоком уровне, в то время как импорт был резко ограничен. Результатом стала сильная инфляция, возник товарный дефицит, в сфере управления и производства широко распространилась коррупция. Введенный в 1942 налог на собственность носил дискриминационный характер.

Первое послевоенное десятилетие было отмечено   пересмотром концепции развития страны. Тщетными становились попытки лидеров Народно-респуб­ликанской партии (НРП) выдавать ее за вырази­тельницу общенациональных интересов. В партии происходит раскол.

В 1945, после образования ООН и признания ее демократических принципов Турцией президент Иненю был вынужден ослабить надзор за прессой, разрешить общественные собрания и создание оппозиционных политических организаций. Несогласные с политикой руководства члены Народно-республиканской партии создали сильную Демократическую партию. Ее лидерами стали последний премьер-министр при Ататюрке Джеляль Баяр, депутат парламента Аднан Мендерес, бывший губернатор Рефик Коралтан и Мехмед Фуад Кёпрюлю, потомок прославленной династии великих визирей 17в.

В начале 1946 г. организуется другая буржуазно-помещи­чья партия — Демократическая (ДП). Однако по своим программ­ным установкам новая партия мало, чем отличалась от НРП. Лише­ния и жертвы, которые нес турецкий народ в годы правления НРП, не сделали Турцию «страной богатых». В первые послевоенные годы страна была охвачена забастовками, аграрными беспорядка­ми, студенческими волнениями.

Участие Турции в войне в Корее (1950–1953) ускорило модернизацию вооруженных сил. Быстро развивалась промышленность: было построено множество фабрик, в том числе филиалы некоторых иностранных компаний. Несмотря на инфляцию, повысился уровень жизни. На выборах в мае 1954 демократы получили 58% голосов, республиканцы – только 35%.

Турецкая буржуазия после войны стала тяготиться кемалистской политикой ататизма, которая лишала ее возможности пред­принимательской инициативы и дальнейшего обогащения. Выход — из складывающейся ситуации руководство НРП во главе с зани­мавшим пост президента республики И. Иненю (1938—1950) виде­ло в изменении некоторых трактовок кемалистской программы. Правительство предприняло ряд мер по смягчению авторитарнос­ти режима, расширению демократических основ власти. Были при­няты законопроекты по переходу от однопартийной системы к мно­гопартийной. Вскоре в стране образовалось до 30 партий разных ориентации. Наиболее влиятельной из них стала Демократическая партия. В партийной программе ДП «Обете свободы» понятие «ататизм» было наполнено новым содержанием, как предоставление большей свободы частной инициативе и деятельности частного ка­питала. Наметившийся пересмотр пути развития турецкого обще­ства способствовал и быстрому сближению Турции и США. Пос­ле обращения к американской помощи страна была включена в сферу действия «доктрины Трумэна»,  с 1948 г. и «план Маршалла», открывший для Турции возможность получения долгосрочных кредитов и займов.

Нa парламентских выборах, которые прошли в 1950 г., победу одержала ДП. Новым президентом страны стал ее лидер Д. Баяр. Демократическая партия оставалась правящей в течение десяти последующих лет. Турция за это время укрепила отношения с США и другими западными странами. В 1952 г. ее принимают в НАТО. В 1948 по 1957 г. Турция получила от США помощи на сумму около 800 млн. долл. Львиная доля этих ссуд шла на военное строительство и лишь небольшая часть — на нужды развития экономики. Но тем временам страна содержала огромную армию — более 60 % бюджета поглощали военные расходы.

В экономической области кабинет министров стал проводить политику «поощрения» частной инициативы. Увеличился вес частного капиталистичес­кого сектора в промышленности, он даже превысил государственный. Осуществлялась политика при­влечения иностранного капитала. Однако успехи в улучшении экономического положения страны оказались весьма скромными. Получив в 1951—1954 гг. ряд льгот, иностранные монополии задушили слабый по сравнению с ними ту­рецкий национальный капитал. Пагубную роль для экономики Тур­ции играл также неэквивалентный обмен с западными странами, при­водивший к росту дефицита платежного баланса. Уже в 1955 г. правительство, не имея средств для покрытия текущих платежей по внешним займам, заложило почти весь свой золотой запас. С 1956 г. Турция оказалась вынужденной импортировать и зерно.

В июле 1950 г. в стране было создано Общество сторонников мира, которое повело борьбу против участия турецких войск (5 тыс. воен­нослужащих) на стороне США в Корее. Власти сурово расправились с руководителями Общества. Жестоко подавлялись и выступления рабочих, крестьян, прогрессивно настроенной интеллигенции.

США предоставляли помощь Турции в соответствии с доктриной Трумэна 1947 и планом Маршалла. Вскоре после выборов экономическое положение страны ухудшилось. В результате засухи Турции пришлось импортировать зерно. Демократы приступили к осуществлению новых государственных проектов, на финансирование которых уже не хватало средств. Значительная помощь поступала со стороны США, желавших сохранить Турцию в качестве сильного бастиона на южном фланге СССР и базы для своих вооруженных сил. Однако к 1956 турецкие города столкнулись с серьезным товарным дефицитом.

Нарастала волна критики в адрес Баяра и Мендереса. Из Демократической партии вышел Кёпрюлю, а республиканцы, возглавляемые Иненю, приступили к реорганизации своей партии по всей стране, готовясь к выборам 1957. Тем временем Мендерес взял под жесткий контроль печать и деятельность политических партий. Газеты подвергались цензуре или закрывались, их редакторы заключались в тюрьму. На выборах 1957 демократы набрали 47,7% голосов, республиканцы – 41%. Чтобы получить поддержку консервативных сельских жителей, Мендерес разрешил строительство мечетей и сделал ставку на религиозные традиции, которые осуждал Ататюрк. Великое национальное собрание, где демократы имели большинство, восстановило мусульманский призыв к молитве на арабском языке, по всей стране в обиход вновь входили религиозные празднества и обряды.

В октябре 1953 г. состоялся «процесс 167-ми», по которому груп­па прогрессивных деятелей из представителей различных нацио­нальностей — турок, курдов, лазов, греков и армян была обвинена в коммунистической пропаганде и осуждена на длительные сроки. С 1954 г. под предлогом борьбы с «происками коммунизма» прави­тельство Турции стало попирать элементарные конституционные права и свободы.

Страну охватили волнения. Демонстрации студентов и курсан­тов военных училищ в Турции составили часть общей волны на­родных выступлений. Среди их участников особенно были сильны антиамериканские настроения. Руководство ДП, отметив падение авторитета партии, обратилось к неконституционным методам рас­прав с недовольными. В начале I960 г. правительство Мендереса предприняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этой ситуации 27 мая 1960 г. в стране произошел военный переворот. Созданный военными Комитет национального единства (КНЕ) взял управле­ние страной в свои руки. Была отменена конституция 1924 г., распу­щен парламент, запрещена деятельность политических партий. Так закончился первый этап существования Турецкий республики.

 

 

Глава 2. Вторая республика в турции

 

Переворот 27 мая 1960 г явился важной вехой в послевоенном развитии Турции, осуществленный группой офицеров. В результате переворота была отстранена от власти дискредитировавшая себя крайне реакционным внешним и внут­ренним политическим курсом Демократическая партия. Ее руко­водители и активисты были преданы суду и осуждены. Правда, уже в 1962 г. был принят закон о частичной амнистии. После переворота у власти больше года находился Комитет нацио­нального единства (КНЕ) во главе с генералом Дж. Гюрселем, в который входили офицеры—организаторы переворота. Про­ведя ряд мер по демократизации общественной жизни, в частно­сти подготовив новую конституцию, разрешив политическую де­ятельность и создание политических партий, создав Государст­венную плановую организацию для разработки программы развития, КНЕ сложил свои полномочия. После созыва в 1961 г. Учредительного собрания было создано коалиционное правительство, и котором большинство постов принадлежало Народно-республиканской партии (НРП). Важнейшей акцией вновь избранных властей было принятие пятилетнего плана развития экономики (1963—1967). Однако вплоть до 1965 г. внутриполитическое положение оставалось неустойчивым.

На выборах 1965 г. более половины голосов получила Пар­тия справедливости (ПС) и был создан однопартийный каби­нет во главе с Сулейманом Демирелем. Но достигнутое равно­весие оказалось непрочным. Вторая половина 60-х годов ха­рактеризовалась нарастанием экономических трудностей, углуб­лением социальных противоречий и на этой основе ростом поли­тической активности трудовых слоев населения, особенно город­ского. Прогрессивные силы и общественные организации усили­ли борьбу за безотлагательное проведение назревших социаль­но-экономических преобразований, в защиту демократических прав. Повсеместными стали выступления за отмену неравно­правных американо-турецких соглашений, выход из НАТО и СЕНТО, ликвидацию военных баз, против визитов в турецкие порты кораблей 6-го американского флота. Одновременно акти­визировались и крайне правые, религиозно-националистические и фашистские группировки, участились акты насилия и террора со стороны экстремистских элементов.

Руководители военного переворота 1960 ставили своей целью восстановить социальные реформы Ататюрка. Все они были сторонниками светского государства. Во главе военной хунты встал генерал Джемаль Гюрсель, занявший пост председателя Комитета национального единства. Баяр, Мендерес, министры правительства и большинство депутатов парламента от Демократической партии были арестованы. Мендерес и его министры иностранных дел и финансов были отданы под суд, признаны виновными и казнены.

В январе 1961 хунта восстановила свободу прессы и разрешила политическую деятельность. В конце того же года были проведены выборы в соответствии с новой Конституцией. Генерал Гюрсель стал президентом Второй Турецкой республики, просуществовавшей с 1961 по 1996. Бывший президент Исмет Иненю, лидер Народно-республиканской партии, поочередно возглавлял три коалиционных правительства вплоть до февраля 1965, когда он потерпел поражение в парламенте. В новом коалиционном кабинете министров, где ведущую роль играла Партия справедливости, его сменил Суат Хайри Ургюплю. Партия справедливости, хотя и считалась наследницей Демократической партии, торжественно обещала поддерживать цели революции 1960. К октябрю 1965 Партия справедливости настолько окрепла, что смогла сформировать свое собственное правительство во главе с премьер-министром Сулейманом Демирелем.

Демирель столкнулся с серьезными экономическими проблемами, включая высокую безработицу, большой внешний долг и застой в народном хозяйстве. Положение улучшилось только в конце 1960-х годов, но рост цен на нефть в 1973–1974 нанес тяжелый удар по национальной экономике. В 1970-х годах страна вступила в период политического кризиса. Партия справедливости победила на выборах 1969, но вскоре правительство Демиреля столкнулось с выступлениями студентов, волнениями рабочих и терроризмом со стороны, как левых, так и правых группировок. В марте 1971 под угрозой вмешательства военных правительство ушло в отставку. Было введено чрезвычайное положение, и на протяжении следующих 30 месяцев в Турции у власти сменились несколько «надпартийных» коалиционных правительств.

В апреле 1973 президентом был избран сенатор и бывший генерал Фахри Корутюрк. В преддверии всеобщих выборов, назначенных на октябрь, чрезвычайное положение было отменено. Относительное большинство голосов на выборах получила Народно-республиканская партия, а ее лидер Бюлент Эджевит в результате продолжительных переговоров сформировал коалиционный кабинет министров.

В 1974 с новой силой разгорелся многовековой греко-турецкий конфликт, источником которого послужил переворот на Кипре, где в течение длительного времени существовали трения между двумя ведущими общинами. Конкретной причиной стало свержение правительства греков-киприотов, придерживавшегося курса на независимость страны, Национальной гвардией греков-киприотов, которая выступила за объединение с Грецией. В ответ правительство Эджевита направило на остров войска, с тем, чтобы предотвратить его аннексию Грецией. Турция создала на северной трети острова зону безопасности для составляющих этническое меньшинство турок киприотов, и в результате Кипр оказался разделенным на две части.

Несмотря на популярность своих силовых действий во время кипрского кризиса, в сентябре 1974 блок Эджевита распался. В течение следующих шести лет во главе различных коалиционных правительств и правительств меньшинства сменялись Эджевит и Демирель. Но им не удалось эффективно бороться против нараставшего терроризма со стороны, как левых, так и правых экстремистов и справиться с продолжавшимся кипрским кризисом и экономическим застоем.

12 сентября 1980 командующие вооруженными силами осуществили еще один бескровный переворот. Ими был сформирован Совет национальной безопасности во главе с начальником Генерального штаба генералом Кенаном Эвреном. Совет отменил Конституцию, распустил парламент, установил на территории страны чрезвычайное положение. Были проведены многочисленные аресты среди лиц, подозреваемых в терроризме, и среди левых профсоюзных деятелей, политиков, членов экстремистских группировок. Для исполнения текущих обязанностей было сформировано гражданское правительство во главе с адмиралом в отставке Бюлентом Улюсю.

В ноябре 1982 была предпринята новая конституция, которая предусматривала сильную президентскую власть и объявляла Кенана Эврена президентом.

 

 

ГЛАВА 3. Причины военных перворотов в турции и перспективы на будущее

 

Турецкие народные массы разделяют как раз те ценности, которые провозглашают исламистские партии. Для большинства турецких крестьян часы истории остановились где-то в начале ХХ века. «Тысячи крестьян даже не подозревают, что живут в светской республике; для них война за независимость остается религиозной войной, которая закончилась победой ислама над неверными». Турецкий писатель Махмуд Мекал в 1967 году опубликовал серию очерков «Ничего нового на восточном фронте», где он приводит беседу с женщиной, которая ничего не слышала ни об Исмет-паше, ни о Демиреле (он тогда был премьер-министром, позднее, вплоть до 2000 года — президентом страны). На вопрос, кто стоит во главе государства, она ответила: «Султан, который живет в Стамбуле или Анкаре». Когда же Мекал, спросил ее, за кого она голосовала на последних выборах, она сказала: «Я не знаю, мне дали бумажку, и я опустила ее в ящик».

Сняв военную форму, бывшие солдаты напрочь все забывают. Кемализм как идеология был турецкими крестьянскими массами отвергнут. В этой ситуации роль армии в Турции оказывается двойственной. С одной стороны, она сама является источником конфликта как носительница кемалистской идеологии, противостоящей традиционному народному сознанию с его исламскими ценностями, а, с другой стороны, она же снимает конфликт. Понятие силы, мощи, воина, армии — вот ключевые моменты, где народное сознание и идеология кемализма пересекаются и примиряются.

Армия — предмет восхищения и любования для турок. Об этом свидетельствуют толпы зевак «около резиденции президента во время смены караула, когда отборные гвардейские части в парадной форме двигаются торжественным маршем, словно один человек, нога к ноге, рука к руке». Через историю армии можно рассказать всю историю стран. В школах по сей день, висят портреты завоевателей: Аттилы, Чингизхана, Тимура, знаменитых султанов. Существование мощной армии как бы говорит турку: «Османская Империя еще не ушла в прошлое, она просто изменила облик».

Что уж говорить о том ликовании, которое поднимается, когда армия пускается на настоящее дело. «В Турции Кипр стал общенациональным кличем… Военные успехи вызывали ликование. Услышав о прекращении огня, в лавках в сердцах ругались. Шапки в газетах на целую полосу возвещали — «Кипр — наш!» «Через 400 лет мы вновь завоевали Кипр». Все конфликты в общественном сознании моментально примиряются — захват северной части Кипра был для турецких идеологов успехом Турции как национального государства, а для турецкого народа это была победа мусульман над бывшими райя.

Тогда становится понятно и то, почему анатолийские крестьяне так легко приняли Кемаля, говорившего часто вещи им непонятные и призывавшего к созданию чего-то такого, чего они вовсе не желали создавать. Они склонились перед военным героем, героем, которого ждали десятки, сотни лет упадка Османской империи. В первую мировую войну Кемаль прославился тем, что под его руководством была одержана одна из немногих побед турецкой армии. Разбив англичан в Дарданеллах, он спас положение турок в самый критический момент.

Действие армии снимает противоречие между различными модификациями турецкого сознания. Эти различия как бы оказываются вынесенными за скобки, и на поверхность выходит самая глубинная суть сознания турка — воина, героя, завоевателя и господина. «Нет у нас больше Румынии, Венгрии, Сирии, Ирака, Палестины, Египта, Триполи, Туниса, Алжира, Крыма и Кавказа. Остался у нас лишь кусочек нашей родины… Действуй как серый волк, образумься. Пусть возродятся былые времена. Пусть вновь развивается знамя победы и славы. Пусть над всем возвышается Турция, выходя за пределы начертанных национальным обетом границ и распространяясь вплоть до Турана» — писал Тюркеш.

Сегодня этническое сознание турок пребывает в перманентном конфликте со средой, конфликте, который имеет постоянную тенденцию к возрастанию (что мы видим в периоды между военными переворотами) и который периодически снимается действием самой этой среды (военные перевороты). Следует психологическая разрядка, сопровождающаяся сильными положительными эмоциями.

Этот конфликт бессознателен. Те репрессии, которые могут последовать за переворотом, народом в этот момент не осознаются, остаются за кадром его сознания. Зато оживляется парадигма «воина», которая детерминирует для него образ действия по отношению к миру. Это сказуемое, если приводить аналогии из грамматики. Оно требует подлежащего — «образа себя», — для турка это «масса воинов», в которой каждый турок — солдат, в общем, строю.

Таким образом, действие военных в политике — переворот — посредством сцепления понятий наподобие слов в предложении вызывает у турка представление о себе как о члене «воинской массы, воинского строя» и восстанавливает на какой-то момент ясную самоидентификацию, замутненную в обыденной жизни. Жизнеспособность современной Турции поддерживают звуки янычарского марша, который гремит во время парадов. Мощь сегодняшней турецкой армии — это, в сознании народа, возрождающаяся мощь старой Османской империи, это возможность возврата к прежнему способу существования и снятие конфликта между турецким сознанием и образом жизни турка.

Но что означает военный переворот в международной политике? То, что новое правительство будет признано сильными мира сего, если они того пожелают, или «новое правительство» объявляется хунтой, беззаконно захвативший власть и подлежащей наказанию с помощью международных санкций. А санкции бывают теперь не только экономические. И здесь-то таится угроза устойчивости столь четкой турецкой системе «переворотной военной демократии».

До сих пор США, заинтересованные в стабильности единственной страны НАТО, имевшей сухопутную границу с СССР, приветствовали турецкие перевороты. Так ли будет теперь? Скорее всего, нет. Прошел 1990 год, начинается 2002 — а турецкая традиция производить перевороты в начале тысячелетия, кажется забыта. Мало того — Турция увидела у власти первое исламистское правительство во главе с Н. Эрбаканом — предметом ненависти военных. Дважды свергавшийся Сулейман Демирель с почетом покинул пост президента Турции: Демократическая идиллия, за которой скрывается нарастающее внутреннее напряжение всей системы, рост исламистских настроений.

В конце 1980-90-х годов США немало поспособствовали падению проамериканских военных режимов — в Чили, Южной Корее, Индонезии. Но на ум приходят даже не эти опыты «демократизации», а чудовищная катастрофа, пережитая в 1979 году Ираном. Вместе с Турцией Иран был единственной исламской страной, у власти в которой стоял сильный светский режим Шаха Моххамеда Реза Пехлеви. Под шахской властью страна превращалась в региональную супердержаву с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и мощной армией. Казалось бы шах — надежный союзник США, но вот — либеральная пресса описывает ужасы шахских застенков и зверства шахской тайной полиции — САВАК. С сочувствием пишется о судьбе лидера оппозиции аятоллы Хомейни, которого жестокий шах: выслал из страны. А дальше происходят события, поистине катастрофические для Ирана — странная «исламская революция», установление фундаменталистского режима, развал экономики, падение жизненного уровня населения в 20 раз, изнурительная 10-летняя война с Ираком, доказавшая, что исламская армия мало боеспособна. А что получают США, которых наблюдатели все в один голос обвиняют в том, что они прямо способствовали падению своего союзника и приходу к власти вроде бы злейшего врага, клянущего Америку как страну дьявола? Вместо не очень удобного и самостоятельного союзника, ставящего собственные масштабные цели, США получают удобного врага, на которого можно накладывать эмбарго, обвинять в спонсировании всех террористов на свете, пугать им ручные арабские режимы, а главное — сохранять постоянный повод для вмешательства в Персидском заливе — необходимость противодействия исламскому экстремизму.

Нечто подобное может произойти и с Турцией, уже показавшей американцам, что она самостоятельна и амбициозна. На ее месте не составит особого труда создать геополитическую черную дыру. Допустим, к власти в Турции опять приходят исламисты. Военные производят переворот и… вместо прежнего одобрения встречают гневный протест всей мировой общественности, санкции, осуждающие резолюции. Либо военный режим Турции становится мировым изгоем типа Саддама Хусейна, либо военные уходят. В любом случае к власти над Турцией приходят исламисты, постепенно крайние исламисты. Народ их в целом поддерживает. Вроде бы идиллия. «Правит султан». Но в нынешней ситуации это не ослабляет, а только увеличивает кризис в сознании турецкого народа. Султан без своего войска — ничто. Кемалистскую армию не заменит исламская — с чего бы вдруг, ведь до сих пор турецкая мощь держалась на американских плечах. История повернет к докемалистским временам — разброду и шатанию. А на внешней арене по полной пускается в ход козырная карта под названием «геноцид Армян», не случайно долго придерживавшаяся Западом. Туркам припоминают их прошлые грехи, за которые они должны теперь расплачиваться. Первые ласточки осуществления этого сценария налицо: признание геноцида парламентами Франции и Италии, признание Конгрессом США, не состоявшееся только по причине очень резкой реакции Турции (столь резкой, что американцы к ней еще не были готовы). В итоге вместо пути в Европу турки оказываются в самых дебрях Азии, а США получают вожделенный определенной частью американских политиков «конфликт цивилизаций» (Запада и Ислама), формирующий новую «биполярную» систему в мире и тем самым расширяющий зону американского «кризисного управления».

Объективно  такое ослабление Турции выгодно. Однако разница между нынешней светской Турцией и возможной в недалеком будущем Турцией исламистской примерно та же, что между голодным и злым серым волком, который бросается один раз и наверняка и лающей и цапающей за штанины дворнягой. Исламизация Турции будет чревата нестабильностью и конфликтами и на Северном Кавказе и в Закавказье. Не будучи способной, к серьезной агрессии Турция, тем не менее, может доставить сопредельным странам немало малоприятных хлопот, на чем постараются погреть руки и американцы.

 

 

Заключение

 

Военные перевороты в Турции стали традицией, заложенной еще янычарами, с завидной регулярностью свергавших и убивавших султанов. Потом был переворот младотурок в начале века, перевороты 1960, 1970 и 1980 годов. Удивительны не они, а отношение к ним народных масс. Младотурецкая «революция в Турции началась как заговор, а продолжалась как народный праздник… Во всем народе пробудилось чувство свободы, проявившее себя главным образом желанием манифестаций и шума, изобилием слов и жестов». Очень похожа реакция турецкого народа на военный переворот шестидесятого года: «Население было в праздничном настроении. Сплошным потоком двигались группы людей, неся в руках бесхитростные транспаранты. У подножия памятника Ататюрку они возлагали цветы и венки».

То, что военные перевороты в Турции воспринимаются как праздник тем более показательно, если учесть, что праздников в Турции вообще немного. При этом народ менее всего размышляет, есть ли у него действительно причина радоваться. Женщины в чадре в шестидесятые годы, когда ношение ее в городе было достаточной смелостью, приветствуют армию, верную хранительницу лаициских идей Кемаля, к числу которых относится и запрет на ношение чадры. Но смысл всякого народного праздника не рефлексируется. Праздником является само действие армии, демонстрация ее присутствия в жизни. Турку достаточно видеть свою армию, чтобы быть счастливым.

Армия в Турции является оплотом кемализма. «Турецкий курсант, будущий офицер, еще с первых дней обучения в военном училище воспитывается в духе непоколебимой преданности «революции Ататюрка». Армия является хранительницей не просто идеологии кемализма, в центре которой стоит идеологема Турции, но часто и идеологии пантюркизма. Не случайно одним из главных организаторов военного переворота 1960 года был полковник Алпаслан Тюркеш — идеолог современного пантуранизма, основатель Партии Национального действия (ПНД), которую часто называют фашистской. Пантуранистские идеи Тюркеша находят немало сторонников в военных кругах и в наше время. При этом к исламским партиям в армии отношение почти однозначно отрицательное.

После вторжения иракских войск в Кувейт в августе 1990 Турция присоединилась к эмбарго ООН в отношении Ирака, закрыв проходящие по территории Турции нефтепроводы для транспортировки иракской нефти. Кувейтское правительство в изгнании согласилось компенсировать Турции потери от этой акции. В ответ на дополнительную помощь со стороны Кувейта, составившую ок. 300 млн. американских долларов, Турция разрешила вооруженным силам США использовать военные базы на своей территории во время войны в Персидском заливе в 1991.

На выборах в октябре 1991 Партия отечества утратила абсолютное большинство в парламенте. Наибольшее число мест завоевала Партия верного пути, за ней шла Партия отечества, а третьей по числу мандатов была Социал-демократическая народническая партия. В ноябре Партия верного пути и Социал-демократическая народническая партия сформировали коалиционное правительство во главе с Демирелем.

В начале 1993 президент активно занялся внешней политикой страны. В феврале Озал посетил балканские государства, где объявил об исторической ответственности Турции перед балканскими мусульманами и оказал моральную поддержку боснийским единоверцам в их борьбе с сербами. В апреле Озал посетил Азербайджан, а также другие тюркоязычные республики бывшего СССР, высказавшись в защиту позиции Азербайджана в его вооруженном конфликте с Арменией. Озал скоропостижно скончался 17 апреля 1993 от сердечного приступа. 16 мая 1993 парламент избрал новым президентом Турции Сулеймана Демиреля. Место лидера Партии верного пути заняла Тансу Чиллер, ставшая первой в истории Турции женщиной премьер-министром. Она вступила в должность в июле, возглавив коалиционное правительство, сформированное при участии Социал-демократической народнической партии.

На выборах в декабре 1995 относительное большинство голосов (21%) получила религиозная Партия благоденствия, возглавляемая исламистом Неджметтином Эрбаканом, и ни одна партия не получила достаточно мандатов, чтобы сформировать правительство. После нескольких месяцев политических маневров Эрбакан и Чиллер пришли к соглашению о создании коалиционного правительства. 28 июня 1996 Эрбакан стал первым в Турции открыто происламским премьер-министром со времен Первой мировой войны.

Внутри страны Эрбакан поддерживал деятельность мусульман, а на международной арене проводил политику на сближение с Ираном и другими мусульманскими государствами. Встревоженный таким развитием событий, Совет национальной безопасности, в котором преобладают военные, в марте 1997 предъявил Эрбакану перечень из 20 требований, включавших ограничение деятельности религиозных организаций, строгое следование законам, запрещающим ношение религиозной одежды в общественных местах, закрытие ряда духовных школ, свертывание отношений с Ираном и обеспечение независимости судебной системы. Опасаясь возможности очередного военного переворота, Эрбакан принял требования Совета национальной безопасности.

В июне 1997 возглавлявшаяся Эрбаканом коалиция распалась, и ему пришлось уйти в отставку. В июле было сформировано новое правительство из представителей оппозиционной Партии отечества и двух мелких партий: Демократической левой и Демократической турецкой партии, которые оттеснили от власти более крупные Партию благоденствия и Партию верного пути из прежнего блока. Премьер-министром был назначен лидер Партии отечества Месут Йылмаз, обещавший возвращение к светским духовным ценностям.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Вамбери А. Очерки и картины восточных нравов. СПб.: Тип-фия тов-ва » Общественная польза «, 1877.
  2. Новичев А. Д. Крестьянство Турции в новейшие времена. М.: Изд-во восточн. лит-ры, 1959.
  3. Записки янычарa. Написаны Константином Михаиловичем из Островиц. Изданы в Литомышле в 1565 году. М.: Наука, 1978.
  4. Васильев А. М. Мост через Босфор. М.: Молодая гвардия, 1979.
  5. Гордлевский В. А. Избр. соч. Т. 3. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1962.
  6. Позняньска К. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974.
  7. Серебрякова М. Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне (новейшие времена). М.: Наука, 1979.
  8. Ахмедов М. М., Агабеков Дж. Г. Роль религии и тради-ции в развитии современного турецкого общества // Актуальные проблемы современной Турции. Баку: Элм, 1988.
  9. Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М.: Наука, 1980.
  10. Зеленев Е. И. Османизм и его роль в общественно-политической жизни Сирии. Л.: изд-во ЛГУ, 1990.
  11. Кочар М. Армяно-турецкие общественно-политические связи в конце ХIХ — начале ХХ веков. Ереван: изд-во Ереванского университета, 1988.
  12. Куртынова Л. К. Некоторые особенности турецкого буржуазного национализма в период его зарождения. Ближний и Средний Восток. История, экономика, политика. Ч. 1. М.: Наука, 1987.
  13. Колесникова А. А. Народные дома в общественно-политической и культурной жизни Турецкой республики. М.: Наука, 1984.
  14. Белова К. А. Эволюция общественного идеала в сознании турецкой интеллигенции Турция: История и современность. М.: Наука, 1988.
  15. Данилов Д. И. Средние слои в политической жизни современной Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая 1960 года. М.: Наука, 1968.
  16. Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. М.: Наука, 1972.
  17. Геллерт П. Операция «Ататюрк». // Новое время. — 1960. — N2.
  18. Данилов В. И. Турция восьмидесятых: от военного режима до «ограниченной демократии». М.: Наука, 1991.
  19. Гасанова Э. Ю. Идеология буржуазного национализма в Турции в период младотурок (1908 — 1914). Баку: изд-во АН Аз. ССР, 1966.
  20. Яхья Сезай Тезел Книги из Турции. Кемалистский эксперимент между исламским миром и Западом. В: Фонд Конрада Аденауэра (изд.) Зарубежная информация, №6/2000, стр. 92-110.