АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Рима

 

ПЛАН

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

ГЛАВА 1. Зодчество древнего рима.

 

ГЛАВА 3. Римский скульптурный портрет

 

Глава 2.  Живопись и фрески древнего мира

 

 

Заключение

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После развития культуры древней Греции, история культуры древнего Рима продолжила культуру античности. В середине III в. до н. э. среди рабовладельческих держав средиземноморского мира  господствующее положение занимает мощное государство, сложившееся в Италии, — Римская республика. Подчинив своей власти народности и племена Апенинского полу­острова, Римская республика в середине II в. до н. э. сделалась наиболее сильным из средиземноморских государств. В последую­щее время римляне подчинили своей власти всю Северную Африку, значительную часть Европы и страны Передней Азии, создав огром­ную державу, просуществовавшую около 500 лет. На территории полуострова ЭТАЛИЯ    (лат — огненный остров) жили племена эталиков, которые делились на два этноса: латиняне и сабиняне. Эти два этноса явля­лись фундаментом, на основе которого возникла первичная культура Римской империи. Примерно в I тыс. до н.э. на территории  Эталии проживали так же пле­мена этрусков, выходцев из Малой Азии, они смешались с мест­ными племе­нами. В культурно-техни­ческом отношении этруски были более развиты. Они построили на Апенинском полу­острове множество архитектурных сооружений, освоили технику кораблестроения, брон­зового литья, изготовление керамики. С этрусской культурой появились религиоз­ные верования народов Ближнего Вос­тока, в част­ности, представления о злых духах за­гробного мира, гадания по по­лету птиц и внутренностям животных,  культ Митры, Реи-Кибелы, погребаль­ные обряды. В IУ- III в.в. до н.э. когда в Риме формируется искусство портретной скульп­туры, прослеживается влияние представлений древних этрусков, о за­гробной жизни. Пепел умерших хоронили в глиняных урнах крышка, которой, изготовлялась в виде че­ловеческого лица.

Таким образом, одним из источников культуры древнего Рима, является куль­тура этрусков, римляне называли их “туски”, а греки именовали “тирренами”, а сами себя они называли — “рассены”.

Большое влияние на Римскую культуру оказали греки, появив­шиеся в ходе «Великой колонизации» (VII-V в.в. до н.э.). С 60-х годов третьего века Рим вел крова­вые войны за господство во всем Средиземноморье.  Решающими эта­пами этой борьбы были, разрушение Карфагена — главного соперника Рима, превращение Греции и Маке­донии в Римские провинции. Вместе с  завоеваниями шел процесс культурного переворота в области ма­териальной  и духовной культуры. Распространяются достижения культур за­воеванных народов, особенно греческой культурой.  “Полоненная  Греция” — как позднее заметил Гораций – “полонила своего дикого победителя и искусствами заворожила…”.  Римляне  восприняли греческое искусство, технику, науку, архитектуру, ми­фологию и  религию. Эллинистическая культура явилась тем источником, под влиянием которого, стала складываться новая собственноримская культура.

Значит, римская культура возникла на месте разнообразных источ­ников- латино-сабино-этрусско-эллинистических культур.

История римского искусства началась тогда, когда закончилась ис­тория этрусского искусства, а так же греческого, втянувшего римлян в орбиту “эллинизма”.

Социально-экономическое развитие в III-II в.в. до н.э. создало в Риме  предпосылки для развития культуры. Благодаря соприкосновению с эллини­стическими странами в Риме усилилось влияние эллинистической культуры, религии и техники. Но нельзя сводить историю римской культуры этого пе­риода, к простому заимствованию и усвоению эллинистической культуры. Это сложный процесс, сопровождающийся  борьбой заимствований и нова­ций в мировоззрении древних римлян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Зодчество древнего рима.

 

Римское искусство дает о себе знать только в 3-4 веках до н.э. Поначалу оно выступает в утилитарных формах; не картины храмы и статуи, а дороги, оборонительные сооружения, водопроводы, мосты. Все построенное до 150 г. до н.э., кроме нескольких храмов, имело утилитарное назначение. Аппий Клавдий построил около 312г. до н. э. дорогу, ос­татки которой видны еще и теперь (Аппиева дорога), и колоссальный водо­провод, тоже носящий его имя. Подобные сооружения,  возводились и другими правителями, но, предназначенные для практичес­ких целей, они не имели отношения к художественному зодчеству.

Эллинистическую историю творили художники в широком смысле слова: ваятели, живописцы, архитекторы, поэты, философы. Для них искусство было жизнью, жизнь искусством. В Риме же творцами истории были, политики, администраторы, юристы, ора­торы, полководцы.

Искусство римлян было более приспособление к нуждам сегодняшнего дня. Роль художников в Риме была несколько дру­гой. Поэтому о художниках почти ничего неизвестно.

В творческом гении римлян было высоко развито конструктивное начало. Не случайно, что им суждено было открыть новую страницу в архитектуре. Вместо стоечно-балочной  конструктивной системы, они создали новую монолитно-оболочечную.

Основу монолитно-оболочечной системы составляют две уз­кие кирпичные стенки, между которыми залит битый щебень с бетоном; снаружи они облицовывались мрамором иди другими по­родами камней. Римская конструктивная практика бытовала вплоть до 19-20 веков нашей эры.

Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Использование арки и свода в строи­тельстве больших зданий привело к изо­бретению шарообразного, а затем крес­тообразного сводов. Хотя эти сложные сводчатые системы не подходили к гори­зонтальной системе греческой построй­ки, их часто объединяли вместе. Но, по­скольку невозможно органично соеди­нить круглое в плане здание с прямым фронтоном, римские архитекторы как бы прикладывали фронтон к зданию, прислоняли их друг к другу. Внутреннее пространство та­ких круглых, завершающихся куполом зда­ний расчленяли полукруглыми нишами или группами колонн, подпиравших реб­ра крестообразного свода.

Римляне переняли греческие колоны. Они предпочитали ко­ринфский стиль, но сохранялись все три греческих ордера.  Дорический, применялся в тосканском  варианте, а на основе  коринфского,  создается новый композитный. Здания храмов времен конца республики и империи показывают, как первоначальный этрусский храм постепенно соединялся с греческим,  при­обретая формы последнего, и это создало новую, самобытную римскую форму. Приблизительно таким же путем формировались и архитектурные детали римского стиля. Вначале дорические или ионические формы со­единились с древне этрусскими.  Затем были приняты и корин­фские формы. Сначала они применялись редко, а затем посто­янно и с богатой скульптурной отделкой капители. Эта капитель, извест­ная под названием римской или сложной, представляет собой, соединение  коринфской капители с ионической, усложненное разнообраз­ными украшениями из гирлянд, цве­тов и даже фигур богов и животных. 

В римских постройках, колоны стали утрачивать свое первона­чальное предназначение, быть  опорой, для какой либо части постройки, они превращались в украшение. Очень часто исполь­зовались полуколонны-пилястры. Однако в римских зданиях ко­лонны уже не имеют собственного лица. Если за каждой греческой колонной виделся свободный, независимый эллин, то римские колонны напоминают массу — од­нородную, организованную, под властью единого начала. В Риме ордер утрачивает греческую воздушность.

Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум – городская площадь.

Форум располагался у подножья Капитолия главного из семи холмов, на которых по преданию был расположен Рим. Форум не имел правильных очертаний. Архитектурное перерождение Рима тоже началось с Форума. С  развитием городской жизни на Форуме все чаще проводились различные об­щественные мероприятия.  К началу II в. до н. э. были частью перестроены, частью возведены заново помещения для публичных собраний и заседании комиции, трибуналы, курии и др. и к прежним памятникам приставлена растральная колонна в честь Дуилия, одержав­шего в 261 г. до н.э. морскую победу над Карфагеном. На форуме  росли и чтимые римлянами, как святыни —  смоковница, маслина, виноградная лоза.

Застройка Форума красивыми зданиями началась только при цензоре М. Порции Катоне. По его распоряжению на месте лавок на нижнем конце Форума была построена базилика по афинскому образцу, которая предназначалась для собраний купцов и деловых лю­дей. Поскольку она находилась неподалеку от курии, а следовательно, и комициума, в нее были перенесены и заседания суда. Таким образом, базилика стала местом торговых сделок, и судебной палатой.

По заключению Сената, консул Опимий строит храм, посвященный богине Согласия, а также им был в 49 г. до н. э. воздвигнут храм Счастья.  Возле храма Согласия стоял храм Юпитера (может быть, Сатурна), который был построен во времена царей. Он служил государственным казнохранилищем. Позднее он еще раз обновлялся Септимием Севером, и остатки  дошли до нас в виде трех колонн. Рядом с этим храмом был архив, построенный Лютецием Катуллом после пожара Капитолия. Возле него росла священная смоковница, а по левую сторону находилось помещение для писцов и других чиновников.

Самое замечательное из того, что было построено на Форуме при Августе — это сооружение, назначение которого не установлено. Оно стояло в начале площади, на северо-западной сто­роне, ниже храма Сатурна, имело форму римского поминального стол­ба, покрытого золоченой бронзой. Вероятнее всего, этот столб служил указателем дорог, которые вели из Рима, и потому считался центром все­го римского государства.

После пожара, устроенного Нероном и разрушившего большую часть зданий на нижней части и площади, Форум украсился новыми великолеп­ными сооружениями. Васпасиан построил на нем храм, остатки которо­го (нижний этаж и восемь колонн) видны до сих пор. Особенно много сделал для украшения Форума Домициан: он восстановил все обществен­ные здания, к большой курии Юлия (видимо, сгоревшей во время пожа­ра) прибавил обширное здание сената и перед ним воздвиг красивый храм Януса, отделанный бронзовыми украшениями. Кроме того, им же был построен большой храм Минервы и еще несколько других святи­лищ, так что при нем  насчитывалось, кроме храмов Януса, Весты и Счастья, шесть великолепных хра­мов и две базилики. Посреди всех этих зданий, непо­далеку от озера Курция, стояла колоссальная конная статуя самого императора Домициана.

 Табуларий — государственный архив (tabula — табличка, доска) был совсем новый тип общественного здания. Это гово­рит об исключительном уважении к истории: римляне не только оста­вили потомкам детальную историю своего народа, но и многих других народов и племен, с которыми их столкнула судьба.

На Форуме находился круглый храм Весты — богини огня. Множество базилик предназначались для судов и деловых встреч. Тип базилики впоследствии лег в основу христианских церквей.

Через Форум проходила Священная дорога, установленная лавками ювелиров и золотых дел мастеров.

Дворцы будущих правителей Рима располагались недалеко от Форума, на Палантинском холме.  На Форуме решалась судьба Римской  империи. В Риме все было сплавлено воедино и быт и религия и государственные дела.

Кроме главной площади, в Риме было несколько императорских фо­румов — Цезаря, Траяна, Августа, Домициана и Нервы.

При постройке этих форумов императоры не столько имели в виду интересы городской торговли, сколько руководствовались желанием оставить после себя ар­хитектурный памятник, что требовало немалых затрат. Главным украше­нием форума Цезаря был храм Венеры, построенный им по обету, данно­му перед Фарсальским сражением (около 48 г. до н.э.). Изнутри храм был украшен картинами известнейших греческих художников. Перед храмом стояла конная статуя Цезаря, а площадь вокруг него была застроена пор­тиками, колоннадами и другими зданиями, большей частью, предназначен­ными для суда. Этот форум достраивался уже Августом.

Форум Августа окружал храм, воздвигнутый Августом Марсу- Мстите­лю по обету, данному во время борьбы с Бруттом и Кассием. Храм занимал середину площади, по обеим сторонам которой шли полукружиями два портика, украшенные статуями знаменитых полководцев и другими из­ваяниями. Позднее Тиберий установил на нем две триумфальные арки в честь Друза и Германика со статуями этих полководцев.

Великолепный храм Мира, построенный Веспасианом, послужил пово­дом к устройству нового форума. Он отделялся от форумов Цезаря и Августа частными домами, поэтому Домициан скупил эти дома и велел их снести, а место превратить в площадь, которая бы соединяла и оба форума между собой, и храм с ними.  Несколько колонн от окружавших форум портиков стоят еще до сих пор.

Самый великолепный из форумов построил Траян. Он примыкал не­посредственно к форуму Августа и, хотя соединялся с другими близлежа­щими форумами, однако составлял самостоятельное, законченное архи­тектурное целое. Главным входом на обширную площадь, для которой были срыты два холма, служила триумфальная арка, вся покрытая скуль­птурами. За аркой возвышалась, занимая всю ширину форума, базилика Ульпия — грандиозное здание с медной крышей, трибуналами по сторо­нам и тремя порталами посредине, внутри разделенное четырьмя ряда­ми колонн. За ним следовали храм Траяна, библиотека Ульпия, конная статуя Траяна и неподалеку от базилики — колонна Траяна со статуей императора наверху. Вокруг форума тянулись роскошные портики и по­мещались другие здания. Все форумы императоров прилегали к большо­му Форуму (Форум Романум) с северной и восточной его стороны и со­ставляли с ним как бы одно монументальное целое одинаково высокой исторической и художественной ценности.

При династии Флавиев около 80 г. н.э. был построен грандиозный памятник для развлечений. Амфитеатр колоссальных размеров, так и прозванный «Колоссальный» — Колизей.

Колизей, построенный на месте засыпанного озера принадле­жавший Золотому дому Нерона, занимал в городе одно из видных мест. Своей грандиозностью он напоминает египетские пирамиды, храмы и месопотамские дворцы, но в отличии от каждого из этих сооружений, взятого в отдельности, они соединяют в себе три признака: во-первых, праздничное, во-вторых, светское, в-третьих, предназначено для массового использования. Его четырехъярусная стена овальным кольцом охватывала здание, в котором могло поместиться 50 тысяч зрителей. Весь амфитеатр состоял из системы сводчато-арочных субстанций: ниж­ние, служащие опорой для верхних, которые в свою очередь дер­жали на себе другие. Так образовалась огромная чаша здания с тремя ярусами отделанных мрамором сидений. Центром и исходным пунктом её служит огромная эллиптическая арена. Эллипс в данном случае лучше, чем круг, отвечал требованиям  места- зрелища — боя между двумя схо­дящимися сторонами. Арена размером 54х86 метров опиралась на систему подпорных террас, в ячейках которых заключались все службы Колизея.

Колизей действительно был воплощением «театра мира». Все главные развлечения римлян — гладиаторские бои, трав­ля зверей, охоты — давались в амфитеатрах. Амфитеатр отли­чался от театра тем, что у него был замкнутый овальный план с рядами вокруг арены, постепенно повышавшихся арок и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной. Но главное, что в амфитеатрах шла не игра, не искусство. Это была самая настоящая битва жизни и смерти со всей их кровавой драматургией. После каж­дого боя победители уходили с наградами, а проигравших добива­ли в камерах смертников. Это было жестокое зрелище, и многие римляне, вроде Сенеки, поднимали против игр свой возмущенный голос. Но люди, обнищавшие, попавшие в плен или проданные в рабство, были обречены, влачить жизнь под строжайшим надзором её хозяев.

Братья Ромул и Рем решили построить новый город, на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это был древний Палатинский  холм-колыбель великого города Рима.). Они стали спо­рить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет на­зываться заложенный город, и кто из них станет в нем царствовать. Оба брата были упрямы, и не один не хотел уступать другому.

Когда Ромул, желая настоять на своем,  принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города. Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, нас­мехался, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбе­шенный Ромул, не помня себя от гнева, убил Рема со словами: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!”.

Похоронив Рема, Ромул, самым тщательным образом, выпол­нил предписанный богами обряд основания города. Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба-Лонги, где жили его предки.

Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил такой поступок.

Обычай возводить триумфальные арки, имеет тот же идейный источник.  Они ведут происхождение от обычных ворот,  разграни­чивающих пространство на «свое» и «чужое». У всех древних народов,  такой рубеж был связан с границей жизни и смерти. Поскольку, арка у римлян была символом неба, появления в ней победителя воспринималось, как восхождение солнца на небосводе, как победа света над тьмой, дня над ночью, жизнью над смертью, поэтому триумфальные арки строились не только в честь военных побед.

Воинская профессия и военное дело было престижным занятием в Империи. В честь побед римского войска строились триумфальные арки. По всей империи было около 350 триумфаль­ных арок.

Из всех отличий, которыми Рим награждал своих победоносных пол­ководцев, самым почетным был три­умф. В назначенный для триумфа день сенат, все городские власти и толпы граждан выходили навстречу триум­фатору к триумфальным воротам. Войдя в город, триумфальное ше­ствие направлялось в большой цирк и оттуда по священной дороге через форум — в Капитолий. Все улицы, че­рез которые лежал его путь, были убраны цветами, и все храмы в горо­де открыты. Впереди процессии шли сенаторы и сановники в полном обла­чении, за ними следовали трубачи, за которыми несли и везли  на повозках доставшиеся от неприятеля зна­мена, оружие, сосуды, золото и серебро (в монетах и слитках), изображе­ния покоренных триумфатором городов и побежденных им наций, на­конец, модели взятых крепостей, кораблей и военных машин. Этот длин­ный ряд военных трофеев замыкался знатнейшими пленниками, которые шли попарно, и жрецами, сопровождавшими назначенных для жертвоприношения белых быков.

Непосредственно за ними следовал сам триумфатор, предшествуемый ликторами с увитыми лавром фасциями и приветствуемый восклицаниями: “Io triumphe» («Ура!»). Он стоял на высокой, богато украшен­ной колеснице, запряженной четверкой лошадей и на нем была, вышитая золотыми пальмами туника и пурпурная тога, на голове лавровый венок, а в руке он держал жезл из слоновой кости. Вокруг  него сидели его дети или ближайшие родственники. По сторонам и сзади  колесницы шли  апариоты, ехали верхом легаты и трибуны. Шествие замыкало возвра­тившееся из похода войско. В Капитолии триумфатор снимал лавровые ветви с фасций ликторов и клал их на колени статуи Юпитера. Затем приносилась жертва, и торжество оканчивалось пиром, который устра­ивали в честь триумфатора сенат и магистраты города.

Сохранившиеся и наиболее известные в современное время триумфальные арки — это Арка Тита в Риме и Арка Септимия Севера.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Живопись и фрески древнего мира

 

В 79 г. под пеплом и лавой Везувия был погребен курорт­ный город Помпеи. Стены города дают прекрасную возможность познакомиться с древнеримской живописью. В ту пору, художники научились передавать глубину пространства в перспективе. Это создавало иллюзию перехода в смежные помещения, или же изображали пейзажи, фантастические архитектурные сооружения, человеческие фигуры, орнаменты.

 Развитии живописи выделяют четыре стиля, ведущие свое начало от ранних росписей — 2 в. до н.э. Росписи первого стиля иногда называют инкрустационными, так как они имитируют облицовку стен дорогими породами мра­мора и яшмой. В Помпеях так расписаны стены дома Саллюстия. В первом стиле — внутреннее пространство дома уподоб­лялся его наружному. Второй стиль был назван архитектурным. Попавшему в дом, могло показаться, что его со всех сторон обступают мощные архитектурные обрамления, написанные так иллюзорно, что как будто они действительно стоят вокруг, образуя чуть ли не целые городс­кие кварталы.

Третий стиль — мистерий, большие картины, написанные тоже очень натуралистически,  с применением ракурсов и перспективы, с тщательной моделировкой всех объемов» Картины  протипостовлялись  архитектуре, открывая человеку хотя и реально предс­тавленный, но не существующий, фантастический мир. Они уво­дили взгляд за пределы стены, как бы прорывая ее. Искусство интерьера вступает на совершенно новую ступень.  В помпейских росписях охотно употребляли огненно-красный цвет. Третий стиль получил название «канделябрного».

Четвертый стиль «Золотого дома». Роспись стен воздушна и эфемерна. Большие светлые поля украшены легкими архитектур­ными деталями, гирляндами, веночками, Органически вплетаются в изображения в тонком рельефе, ярко раскрашенные красками — красной, си­ней и позолотой. Все сияло, мерцало, наполняло комнаты таинственным блеском. Стены, как будто растворялись, и человек окружался непостижимым разуму, сиянием.

Полы в домах украшали мозаиками — картинами, выложенных из цветных камешков и стеклышек.

Рельефное искусство достигло высокого философского осмысления. В основном это были исторические рельефы. Большим поче­том был окружен римлянами «Алтарь мира», поставленный на Мар­совом поле в честь победы в гражданской войне. Официально алтарь ставили «миру» воцарившемуся теперь в государстве. Безличные символы и аллегории проникают в искусство. Миф теснят рациональные понятия. Обожествляются понятия славы (глория), победы (виктория), согласия (конкордия), доблести (виртус).

При императоре Августе появляется стиль августовского искусства строгий, холодный, элегантный.  Пожалуй, ни один материал не соответствовал так идеалам августовского искусства, как драгоценный и полудрагоценный камень. Лучшие римские резные камни — геммы и камеи были созданы в это время.

Развитие архитектуры вело к развитию  настенной  живописи, лучше всего известной из раскопок домов в Помпеях. Стиль фресок варьировался, но обычно они со­стояли из красочных картин на мифологические,    исторические, бытовые темы, часто с пейзажами, видами садов,  сельских вилл. Остальные части стен покрывались изображениями  цветочных гир­лянд, светильников, колонн и т. п. Выполнялись они греческими и римскими мастерами, подражавши­ми греческой живописи.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Римский скульптурный портрет

 

Римские юноши мечтали о военной карьере: занятия искусст­вом поэтому, были предоставлены покоренным народам, особенно грекам. Греческие мастера не могли оставаться более в своих разоренных, опустевших, обезлюдивших городах. Им нужны были заказчики, а самыми богатыми и щедрыми в Средиземноморье пос­ледних столетий до нашей эры, был Рим. И не только греческие мастера, но также малоазиатские, сирийские, египетские — все те, перед кем вставала перспектива увековечить свои труды и прославить вечный город Рим. Целыми кораблями вывозили из Греции скульптуры в Рим. Много было сделано копий. Благодаря римским копиям мы знаем произведения, оригиналы которых исчезли.

Римский скульптурный портрет – явление по своему, замечательное. Он не похож ни на египетский, ни на греческий. В этом жанре римляне внесли в историю искусства своеобразный вклад: портрет лучшее, что они создали. Два типа скульптурных изображений создали римляне: закрытая статуя и реалистический портрет-бюст. Продолжая этрусскую традицию, портретное искус­ство стоит в тесной связи с культом предков. Ещё ранние скуль­птурные изображения, на  ритуальных сосудах-стамносах, отлича­лись реализмом и даже натурализмом.

Римляне верили, что тени (души умерших- «маны» являются покровителями семьи и рода. Каждый мужчина имел личного духа» покровителя — «гения». Существовал обычай, делать и хранить изображения умерших в виде фигур, масок, бюстов.

Этот обычай вышел из погребального обряда этрусков, сохранять пепел умер­шего в сосудах-канопах. Крышка сосуда была в виде лица умершего.

Скульптурный бюстовый портрет является продолжением этрусской традиции, его даже можно противопоставить памятникам греческой скульптуры.

Греческие статуи идеализируют человека. Греческая тради­ция обычно ваяла героев и богов. Портрет понимался, как ста­туя в полный рост. Римский портрет дает реалистическое изоб­ражение. Изображали не только героев, делали портреты-бюсты на заказ.  Одним из ранних образов римского портрета можно считать бронзовый бюст 1У в. до н.э., известный под названием бюст Луция Юния Брута. Перед нами суровый римлянин, строгий и сос­редоточенный, человек твердой воли.

В противоположность греческим обнаженным статуям,  римляне создают «закрытую статую» в связи с представлением о величии и достоинстве официального лица, появляющегося перед народом, одетым в тогу.

Скульпторы и живописцы, следуя греческим об­разцам, изображали на фресках сцены из греческих мифов, но вы работали свой стиль в области пор­трета. В отличие от греков, приук­рашивавших оригиналы, римляне старались точно передать внешний облик и внутреннюю суть того, кого изображали. Цицерон, а затем Гораций в его «Искусстве поэзии» утверждали теорию реалистическо­го искусства, задачей которого было отражение действительности во всем ее многообразии, точная обрисовка характеров, привычек,  взглядов на жизнь людей разного возраста и общественного положе­ния. Они осуждали отступление от жизненной правды.

Римские портреты с беспристрастностью тончайшего зеркала говорят о глубине переживаемого кризиса, о кризисе обществен­ного сознания, когда этический и эстетический идеалы утрачены в самой жизни,  следовательно, и в искусстве.

Рим превращался в художественный центр, столицу мира, и со всех концов ойкумены в него съезжались мастера. Римское искусство создавалось не только римлянами, оно было космополи­тическим, но идеалы в нем воплощались римские.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. приобретает всеобщий характер. Его наиболее ярким проявлением была частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки  упадка культуры — низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.

В 395 г, империя распадается на Западную, с центром в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе.

История культуры, позднего античного периода, проходит в борьбе между разлагающейся античной традицией и новыми, христианскими принципами.

Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи- ожидания мессии -спасителя. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа, Сын Божий — воплотился в человеке.

Каковы были контуры раннехристианского учения? Восстановить по документам это сложно, так как ранняя история христианства написана на основании преданий. Поэтому в раннехристианских памятниках легенда и действительность переплетаются самым причудливым образом.

«Апокалипсис» («Откровение») Иоанна, является наиболее ранним памятником христианства. Основное содержание книги — это конец мира, последние времена, которые кажутся автору необычайно близкими. Иисусу предшествует появление антихриста в образе зверя и испытание людей.

Евангелия, рассказывающие о жизни Христа, сложились не сразу и составлены из различных элементов. К Евангелиям примыкают «Деяния апостолов», повествующие о подвигах первых проповедников нового учения.

Ко II в. относится и зарождение христианского искусства. Вынужденные скрывать места своих молитвенных собраний, христиане не могли строить своих храмов. В Риме местом сбора были катакомбы. Там христиане хоронили умерших, там же совершали богослужения.  Для живописи и скульптуры характерными являются символические изображения. Особенно распространено изображение доброго пастыря, рыбы и виноградной лозы.       

В первой половине 1V в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века, начинается разгром языческих храмов, запрещаются олимпийские игры. Вообще, торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры,

В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия.

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы — базилики. Наряду с базиликами — в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб, наглядность изображения сцены понимание содержания, становится важнее, чем пропорциональная соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г., как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя, прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира античности, началом Средневековья. На развалинах Западной римской империи возникают варварские королевства, население которых имело отношение в большей или меньшей степени к греко-римской античной — культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, труды античных авторов стали известны. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки много веков после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас. Архитектура церквей воспроизводила римскую  архитектуру.

Ислам- религия, возникшая на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство.

Древнеримское искусство, литература, ремесленное производство оказали влияние на культуру Средней Азии. На территории царства Кушан, сменивших Греко- Бактрию, но воспринявших её культурное наследие, археологами найдено множество изделий из металла, которые продолжали традиции греко-римского искусства. 

Прямым свидетельством влияния мифологии  и  изобразительного искусства античности   являются мраморные статуи  Афродиты Книдской  величавая богиня в струящихся складками тунике и гимантии, фигура полуобнаженной женщины со сколотыми руками, поза которой напоминает изображение Афродиты Пенорожденной.

Жила сама идея Рима как политического и духовного центра, Константинополь назывался «вторым Римом», византийцы именовали себя римлянами – «ромеями», а своего императора «римским кесарем». После падения Константинополя на Руси укрепилось представление о Москве как «третьем Риме».

Европейский театр и литература постоянно обращались к античности. Обрабатывались античные сюжеты:  «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра» у Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» у Корнеля.

Множество античных образов и сюжетов  — богов, богинь, героев, битв и празднеств — служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами времени.

Так, активный участник Великой французской революции художник Жан Луи Давид, писал античных героев, преисполненных патриотических чувств: «Смерть Сократа», «Клятва Горациев». Полотно Давида воплотило в живых и гордых людях, в строгих чертах античных героев понятия долга, чести любви к отчизне, оно заставило увидеть тщету и незначительность мелких житейских дел, светской суеты с истинным величием духа, рядом с помыслами о свободе, отвечавшими настроению многих парижан.

В Новое и Новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи.

В России ещё в XVIII веке переводили античных авто-ров, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражанию «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу  А. С. Пушкин.

Таким образом, тысячи нитей связывали культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима.  «…Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы», — писал в «Анти-Дюринге» Ф.Энгельс.

Средневековая культура Западной Европы — это и продолжение, и антитезис античной культуры. Рабство изжило себя, как фундамент социальной системы, но новый фундамент еще не был создан! К временам, когда восторжествовавшее христианство воинственно отвергло те идеалы, которые воодушевляли античное искусство: радость земного бытия, чувственное, любовное восприятие реального мира и правдивое изображение, а главное, изображение человека во всей его мощи и славе, человека, осознавшего себя прекраснейшим увенчанием природы; чудесное равновесие между духом и телом было нарушено, было покончено с плавной округлостью форм, гармонической стройностью человеческой фигуры, изяществом композиции, мягкостью моделировки.

Ужас перед неразгаданными силами природы, некогда улетучившийся в сиянии древней Эллады (провозгласившей устами одного из своих величайших поэтов, что «много в природе дивных сил, но сильней человека нет»). Вновь на закате античной цивилизации пробудился в сознании человека, вселив в его душу тревогу и гнетущие сомнения.

Произошло столкновение двух начал, друг другу противостоящих. С одной стороны, остатки великой художественной культуры античности, некогда расцветшей в прославлении человека как наиболее достойного объекта всего художественного творчества, светлой в своем восприятии и  преображении мира. С другой — художественное творчество, рожденное не земледельческой цивилизацией (как в Египте или Элладе) с ее устойчивым распорядком, необходимым для рациональной обработки земли, а мятущееся, неуёмное, подобно самой жизни в степных просторах. В этом творчестве почти отсутствовало изображение человека, ибо главное — это ведь звериный образ, рожденный древней охотничьей темой, да страхом перед неотвратимой судьбой. Причем этот образ раскалывался и мельчал по воле художника так, чтобы когтистая лапа, клюв или зловещий оскал покорно вплетались в некий ленточный узор без начала и без конца, уже ничего не выражающий, кроме собственной взрывчатой энергии, неведомо куда устремленной.

Одряхлевшее, подточенное христианством искусство античного мира нуждалось в обновлении, как нуждался в обновлении сам этот мир. Оно и было осуществлено варварами.

Как пишет Энгельс, новые общественные классы формировались «не в обстановке разложения гибнущей цивилизации, а при родовых муках новой цивилизации».

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бокщанин А. Г., Иудейское восстание во II в. н. э., «Ученые записки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова», вы­пуск 143, М., 1950.
  2. Бокщанин А. Г., Социальный кризис Римской империи в I в. н. э., 1954.
  3. Виппер Р. 10., Возникновение христианства, «Вестник древней истории», 1941, № 1.
  4. Виппер Р. 10., Рим и раннее христианство, М., 1954.
  5. Гревс И. М., Тацит, М.-Л„ 1946.
  6. Гримм Э Д , Исследования по истории развития римской императорской власти, т. I и И, СПБ, 1900-1902.
  7. Грановский Т. Н., Римская империя при первых императорах, Сочинения, т. II, 1905.
  8. Дмитров А. Д., Буколы, «Вестник древней истории», 1946, № 4.
  9. Дьяков В. Н., Таврика в эпоху римской оккупации, «Ученые записки Моск. гос. пед. института им. В. И. Ленина», т. XXVIII, кафедра истории древ­него мира, вып. I, М., 1942.
  10. Дьяков В. Н., Оккупация Таврики Римом в I в. н. э., «Вестник древней истории», 1941, № 1.
  11. Ешевский С., Центр римского мира и его провинции, Соч., т. 1,
  12. Ковалев С. И., К вопросу о характере социального переворота III-V вв. в Зап. Римской империи, «Вестник древней истории», 1954, № 3.
  13. Мaшкин Н. А., Принципат Августа.Л., 1949.
  14. Машкин Н. А., Городской строй Римской Африки, «Вестник древней исто­рии», 1951, № 1.
  15. Ранович А. Б., Восточные провинции Римской империи. М-Л,
  16. Pa нови ч А. Б., Колонат в римском законодательстве II—V вв., «Вестник древней истории», 1951, № 1.
  17. Pa нов и ч А. Б., Эдикт Каракаллы о даровании римского гражданства.
  18. Сергеенко М. Е., К истории колонатных отношений, «Вестник древней-истории»,
  19. Ш т а е р м а н Е. М., Рабство в III-IV вв. н. э. в западных провинциях Рим­ской империи, «Вестник древней истории», 1951, № 2.