АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Я рисую и леплю – мир прекрасный создаю

Издательство «Атамұра» выпустило новый учебник «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса уровня начального образования.

«Страна,  в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам и искусствам…» Не думаем, что  именно эти слова французского просветителя Дени Дидро повлияли на появление новой  (или хорошо забытой) дисциплины  в школьной программе, но в школах республики изучению изобразительного  искусства стало  уделяться больше внимания – появился новый  предмет «Изобразительное искусство» и, соответственно,  новые учебники.

   Новый учебник «Изобразительное искусство»  предназначен для введения детей в мир прекрасного – гармоний линий, разнообразия форм и цвета в искусстве и жизни.

   Основная цель учебника – приобщение учащихся к художественной культуре, развитие  интеллектуальных, эстетических и творческих способностей школьника.

   Каждый урок в  учебнике  содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части учащиеся продолжают знакомиться с видами и жанрами изобразительного искусства, с выдающимися казахскими и зарубежными художниками,  музеями страны и мира, а также усваивают новые и повторяют уже известные им понятия: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн,  архитектура, портрет, пейзаж, натюрморт.

   В практической части учащиеся продолжают  осваивать основы изобразительной грамотности, включая рисунок, живопись, композицию, лепку, декоративную работу, аппликацию. Учащиеся совершенствуют свои навыки владения изобразительными художественными материалами – карандашом, акварелью, гуашевыми красками, усваивают новые приемы и методы работы с ними. При этом у них развивается мелкая моторика, чувство цвета,  художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки, воспитываются самостоятельность и аккуратность.

 

   На страницах учебника представлено много замечательных произведений национальной и мировой классики разных видов: графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Все произведения отобраны с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

 

   Ученикам прививаются национальные ценности: ознакомление с произведениями изобразительного искусства (графика,  скульптура и др.) происходит на примерах, изображающих выдающихся деятелей культуры и искусства, писателей и композиторов нашей страны: Абая, Курмангазы, Жамбыла и др.

   В учебнике представлен не только широкий спектр материалов для изобразительной деятельности – разные краски, простые и цветные карандаши, пластилин, бумага, природные  и искусственные материалы, ткани, но также   оригинальные способы их использования. Таким образом развиваются воображение и творческое мышление  учащихся.

    В разделы – их в учебнике 8 –  включены сведения о природе,   о выдающихся людях и  праздниках Казахстана, о видах  и жанрах изобразительного искусства, об обычаях и традициях казахского народа.

   Каждый урок содержит рубрику «Творческая мастерская». Ее основная задача – развить творческие способности, разбудить фантазию детей, желание созидать и выполнять работы в  таких  жанрах изобразительного искусства, как портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический и др. В «Творческой мастерской»  учащиеся осуществляют практическую деятельность –  проводят эксперименты с различными материалами, осваивают  технологические термины и  понятия,   выполняют алгоритмы живописных и графических работ, изготовления скульптур, поделок и конструкций. Так учащиеся учатся применять полученные знания на практике.

   Например,  на уроке «Пейзаж. Рисуем осеннее дерево» учащиеся знакомятся с творчеством известного казахстанского художника Абылхана Кастеева, рассматривают произведения, которые   воспитывают уважительное отношение  к  национальной культуре и  природе родного края.  Используя полученные ранее знания о теплых и холодных цветах, учатся создавать важную часть пейзажа – дерево, совершенствуют свои умения  в  изображении перспективы, оттенков света и тени, а также бережно относиться к природе.

   В учебнике много коллективных работ, которые  учат  работать в команде, выполнять совместные задачи, воспитывают  уважительное  отношение к мнению других и умение  отстаивать собственные  решения.

    Учебник имеет электронную версию, которая расширяет границы урока и демонстрирует творческие процессы создания работы, а также позволяет проводить  эксперименты, например со смешением цветов, и многое другое – всё это  делает процесс обучения более содержательным, интересным и увлекательным.

Altyn-Orda.kz