Еще задолго до своего выхода картина «Шал» успела вызвать неподдельный интерес к себе. Еще с весны от кинокритиков посыпались вполне лестные рецензии в адрес этого творения.
Кроме того, свою роль сыграл и режиссерский авторитет Ермека Турсунова, чьи творения никогда не оказываются без внимания. Уже многим известно, что «Шал» – это вольная интерпретация знаменитой повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», которую в нашем случае можно было бы назвать «Старик и степь». Сюжетная затравка картины такова: небольшая семья – старик, невестка и внук – ведет обычную и ничем не примечательную жизнь в далекой степи. Им нельзя ссориться, хотя они постоянно делают это. Им нужно уметь прощать и быть прозорливыми, чтобы не расплескать по дороге важные истины. Им важно жить по-людски, и важно, чтобы старик успел передать своему внуку главные ценности этой жизни. Передавать эти самые ценности деду Касыму приходится в экстремальных условиях – угоняя своих овец на пастбище, старик теряется в тумане, и с этого времени начинается его борьба. Полумистическая схватка с волчьей стаей составляет лейтмотив фильма и держит в напряжении зрителя.
Несмотря на то, что фильм носит ярко выраженную фестивальную направленность, он лишен всех недостатков, которые присущи нашему так называемому арт-хаусу: чернушности, безысходности, отсутствия яркого сюжета и затянутости. Напротив, сюжет «Шала» настолько динамичен, что фильм смотрится на одном дыхании. При этом в смысловой нагрузке и философском наполнении фильму точно не откажешь. Но в многогранности, которую закладывает в свои фильмы Ермек Турсунов, уже убедились те, кто посмотрел его нашумевший фильм «Келин». Как сказал сам режиссер, «Келин» и «Шал» – это две части единого триптиха, который объединяет идея эволюции казахского народа. Если в «Келин» показывалась праистория, то «Шал» отдает дань уважения нашим старикам.
Разумеется, главная нагрузка в фильме легла на старика. Его в фильме блестяще сыграл Ерболат Тогуззаков, который является одним из самых ярких открытий отечественного кино за последнее время. Он уже успел сняться в фильмах «Подарок Сталину», «Сказ о розовом зайце» и сериале «К вам едет доктор Ахметова». Его природное обаяние и харизма подчеркнули чудаковатость деда, который, живя в степи, является горячим фанатом бразильского футбола и даже своим овцам дает номера и нарекает их именами знаменитых игроков. Работа Тогуззаковым была проделана адская, так как ему предстояло сыграть много сложных и опасных сцен.
– Большинство трюков в фильме мне пришлось выполнять самому, – рассказывает Тогуззаков. – Правда, в сценах борьбы с волками на крупных планах все же пришлось подключить каскадеров. Но волкам в этом фильме пришлось еще сложнее. Мне даже было их жалко.
Конечно, сцены с волками вызвали массу вопросов: настоящие ли это животные и как пришлось с ними управляться, ведь известно, что волки не поддаются дрессировке? Как выяснилось, животных все же пришлось не- сколько подуспокоить транквилизаторами. Впрочем, в конце фильма вставили титр, что ни одно животное не пострадало в ходе съемок. Хотя натуральность «картинки» не вызывает сомнений.
Другой находкой фильма стал юный актер Орынбек Молдахан – его детская непосредственность стала еще одним козырем фильма наряду с обилием сцен с животными. Можно смело сказать, что дуэт внука и дедушки на экране в полной мере состоялся.
Как уже было сказано, «Шал» – вторая часть триптиха Ермека Турсунова. Сейчас на стадии преподакшна находится третья часть под названием «Кенже», которая должна стать картиной современного казахстанского человека.
Константин КОЗЛОВ, Алматы
Источник: liter.kz