В Казахстане подготовлен новый законопроект «О Государственной образовательной накопительной системе», который упрощает доступ населения к высшему образованию. Документ получился интересным, в нем легко читается перспектива и новые возможности для подрастающего поколения граждан. Но вместе с тем в нем имеются и нюансы.
Новая модель очень похожа на пенсионную систему. Здесь также образуется фонд, на счетах которого аккумулируются средства родителей, которые в последующем пойдут на обучение детей. Но есть и существенные различия. Во-первых, инициатива носит добровольный характер. Во-вторых, «образовательный фонд» будет пополняться из трех источников. «Спонсорами» выступят сами родители, а также республиканский бюджет и бонусы от коммерческих банков. По словам министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, по истечении накопительного периода средства вкладчика составят 60 процентов, вознаграждение банка — 23 процента, премия государства — 17 процентов.
Первоначальный взнос должен составить три минимальных расчетных показателей, или 5 тысяч тенге, последующие ежемесячные взносы — 15 тысяч тенге. Кроме родителей, образовательные счета могут открывать родственники и даже организации для своих сотрудников.
Разработчики закона подумали и о сохранности вкладов граждан. Тем более что на дворе кризис и неизвестно, какие он сюрпризы еще преподнесет. Поэтому сохранность образовательных сбережений гарантируется через Казахстанский фонд гарантирования депозитов, который выдает страховку на накопления до 5 млн тенге.
Преимущества налицо. Если прежде родители на всем экономили, чтобы дать своим детям образование, то теперь достаточно открыть в банке счет и не забывать его время от времени пополнять. Закон, в отличие от коммерческих банков, не включает меры наказания в случае задержки выплат. Родители сами себя накажут. Поскольку со стороны бюджета в таком случае «замораживаются» отчисления на образовательные счета. Но законопроект обязывает государство соблюдать взятые обязательства. Согласно его букве, сумма отчислений из республиканского бюджета закладывается в обязательном порядке.
Как гласит законопроект, «договор об образовательном накопительном вкладе заключается на срок не менее трех лет с возможностью пролонгации». То есть сразу после вступления в силу закона родители, чьи дети учатся в 5-6-х классах, имеют шанс вскочить на подножку уходящего поезда. Открыть счет и воспользоваться бюджетными дотациями, размер начисления которых зависит от объема вклада образовательного сбережения. Есть и другое преимущество. Если средств на образовательном сбережении не хватит на оплату обучения, а скорее всего, так и произойдет, поскольку за три года собрать всю сумму не удастся, то законопроект предусматривает «запасной вариант». «В рамках Государственной образовательной накопительной системы вкладчик вправе обратиться за получением банковского займа на оплату образовательных услуг (образовательный кредит) на льготных условиях», — говорится в проекте закона.
Свои выгоды получает и государство. Сегодня устойчивое развитие страны требует увеличения доли высококвалифицированных специалистов среди экономически активной части населения. Человеческий капитал становится решающим фактором модернизации и усиления конкурентоспособности экономики страны на внешних рынках. Но главная проблема — инвестиции в него, предусматривающие доступное качественное образование для населения. Если верить мировой статистике, отдача от человеческого капитала будет большая. Согласно подсчетам американского экономиста Гэри Беккера, инвестиции в человеческий капитал в США приносят более высокую норму процента, чем вложения в ценные бумаги.
В отличие от индустриальной экономики, где двигателем выступали инвестиции и деньги, человеческий капитал — это спутник инновационной экономики. Знания и навыки способствуют росту производительности труда, позволяют экономике быстро выходить из кризиса, а бизнесу укрепляться на внешних рынках. На такую особенность обратили внимание американские экономисты, которые пытались разобраться в причинах быстрого восстановления послевоенной экономики Германии и Японии. Что касается Казахстана, то перед страной стоит задача диверсификации экономики и развития в ее рамках реального сектора. Как показывает мировой опыт и практика «большого скачка», достичь такой задачи в сжатое время можно посредством улучшения человеческого капитала, о чем и говорил президент Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана».
Законопроект получился интересным, но вместе с тем есть нюансы. К примеру, непонятно, о каких вузах идет речь и можно ли накопления использовать для обучения за рубежом. По логике, нет. Поскольку часть средств на сберегательном счете формируется за счет республиканского бюджета. Но проект закона четко не оговаривает такие детали.
Одна из целей закона — доступное образование. Но будет ли оно качественным? Есть риск, что вкладчики образовательных сбережений в конце концов выбросят свои деньги на ветер. Поскольку в стране формируется «образовательный фонд», на средства которого могут претендовать отечественные вузы, логично подумать об усилении конкуренции на рынке знаний. В противном случае существует опасность, что гарантированная плата за образование спровоцирует рост цен, но при этом не повысит качество предоставляемых услуг. За примером далеко не надо ходить, достаточно вспомнить подорожание квартир в Казахстане, вызванное «легкими деньгами» и доступной ипотекой. В данном случае брать во внимание следует демографический рост в Казахстане и грядущий беби-бум, который сделает рынок знаний вполне привлекательным.
Еще один непонятный момент касается банков, а в целом конкурентной среды. Непонятно, могут ли участники образовательных сбережений менять банки и каков порядок смены финансового учреждения. Конечно, можно закрыть образовательный счет в банке, но только по истечении минимального срока — 3 года. Кроме того, такой шаг повлечет за собой санкции. В случае «досрочного расторжения по инициативе носителя (вкладчика. — Ред.) или расторжения в связи с истечением срока действия договора об образовательном накопительном вкладе без соблюдения целевого назначения» предусматривается возврат в республиканский бюджет начисленных премий государства. Конкуренцию необходимо поддерживать, для того чтобы вкладчики могли влиять рост качества финансовых услуг и получать больше выгод от механизма образовательных сбережений.
С другой стороны, законопроект следует протестировать на коррупционные риски. Как говорится в документе, образовательная накопительная система функционирует на основе нескольких принципов, среди которых — гласность. Насколько он работоспособен, можно понять по пенсионной системе. Кстати, на эту сторону деятельности НПФ обратил внимание Глава государства Нурсултан Назарбаев. Как отметил президент, вкладчики не оказывают влияния на инвестиционную политику фондов. Банки также не отличаются прозрачностью своей работы, поэтому существует опасность нецелевого расходования бюджетных средств.
Марат МАМАЕВ, Алматы
Источник: Сайт газеты «Литер»