Отсутствие доступных кружков для детей и подростков приводит их в секты, передает Kazakhstan Today.
Представители нетрадиционных религиозных течений для вербовки новых последователей создают реабилитационные центры, где якобы лечат от вредных привычек. Или организуют модные сейчас психологические тренинги личностного роста. И даже курсы по изучению иностранных языков, выступая в роли репетиторов. Кроме того, проводят массовые мероприятия для детей, пишет газета «Мегаполис».
«Курсы изучения иностранных языков — это один из методов вербовки. Ими обычно пользуются харизматические культы, которые сейчас весьма активизировались. Скажем, желающих приглашают на обучение английскому языку, как было в одном случае. Одна из репетиторов, явно сектантка, просто хорошо владеет английским. Начались занятия с того, что для молодежи, которая пришла обучаться, сначала провели импровизированную службу с обязательным сбором пожертвований. А потом слушатели курса остались на изучение языка. Бывает, что приглашают на обучение игре на гитаре, либо на хоровое пение. Для таких организаций это привычный метод вербовки», — рассказывает психолог информационно-консультативного центра «Жарык» Виктор Моисеенков.
Как правило, целевой группой приверженцев псевдорелигиозных течений являются дети и молодежь. Псевдорелигиозные организации используют методы, построенные на основе учета потребностей этой категории населения. Например, подростки стремятся быть непохожими на всех и этим пользуются секты, внушая им идеи особенности и избранности.
Автор статьи отмечает, что со стороны может показаться, что детей и молодых людей просто развивают, полезно организуя их досуг. Как рассказывают в центре «Жарык», для вовлекаемых школьников в таких организациях проводятся концерты, КВНы, выезды в лагеря, ночные слушания с элементами игр и всевозможные тренинги. Детям помладше раздаются подарки, проводятся для них яркие праздники, театрализованные шоу, а для юношей и девушек организуются походы в горы, вечеринки и дискотеки. На самом же деле таким образом в подобных организациях устанавливается контроль за молодыми людьми, которые находятся под «присмотром» сектантских лидеров.
«Ни для кого не секрет, что сейчас большой размах приобрели исламские течения нетрадиционного характера. Не все они имеют названия, но тем не менее очень активно вовлекают население, применяя свои методы. Организации неисламского направления тоже используют различные ухищрения. Есть факты, когда люди просто посещали психологические тренинги для якобы личностного роста, а потом обращались с психическими расстройствами к специалистам. Также есть организации, которые вовлекают людей сетевого маркетинга. Поэтому нужно с осторожностью относиться к тому, чем занимаются ваши дети, да и вы сами. Сейчас сектанты используют самые различные психологические методы воздействия. Людей могут просто вводить в транс, и та информация, которая им навязывается, будет просто оседать в голове», — говорит директор центра «Жарык» Айгуль Дюйсенова.
Еще одна категория населения, среди которой представители псевдорелигиозных организаций ищут своих жертв, — это зависимые от вредных привычек люди. Например, наркоманы. С целью их вербовки создаются так называемые реабилитационные центры. Однако никакой реальной помощи в них не оказывается. В таких центрах, как правило, просто одна зависимость заменяется другой, пишет издание.
«Из-за активного воздействия на психику вербуемых уже через несколько сеансов «богослужений» у них возникает близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающих во время совместных молитв или «говорения на языках». «Говорение на языках» часто напоминает эпилептический припадок, сопровождающийся криком, визгом, невнятным бормотанием, зачастую потерей сознания и падением на пол», — рассказывают специалисты «Жарыка».
Как отмечает издание, в зоне риска находится Западный регион РК, где ситуация с религиозной стабильностью оставляет желать лучшего. После известных событий Актюбинская область тоже на особом счету. Поэтому сейчас в регионе проводится активная кампания по информированию населения о методах вовлечения в так называемые деструктивные культы. Это специальные семинары для лидеров молодежных организаций и педагогов школ, средних учебных заведений и вузов.
По данным издания, только за полгода в информационно-консультативный центр «Жарык» обратились более 30 человек, чьи близкие оказались под влиянием таких организаций.
Автор статьи также отмечает, что, если время потеряно, вернуть человека в обычную жизнь очень сложно. Считается, что выход из секты может занимать от года до десяти лет. При этом последствия для человека от пребывания в таких организациях весьма пагубные. «Люди подвергаются зомбированию, физическому насилию, разрушению психики, вплоть до полной утраты психического и физического здоровья», — говорится в специальной литературе.
«Одно название «деструктивный культ» говорит само за себя. Идет разрушение внутриличностных, внутрисемейных и социальных связей. В любом деструктивном культе применяется то, что называется «контроль сознания». При этом используются психологические манипуляции. А что такое «контроль сознания»? Это когда человек с помощью манипуляций ставится под контроль какой-либо организации или точнее ее лидера. Причем контролируют его и манипулируют им в корыстных целях», — пояснил В. Моисеенков.
В результате, по словам психолога, происходит потеря человеком критического мышления. Фактически он не понимает, что происходит вокруг. Даже жениться готов по указке своих наставников. Поэтому семьи сектанты, как правило, создают между самими «братьями» и «сестрами».
При этом человек постепенно отдаляется от своей настоящей семьи и родственников. Затем теряет друзей и другие связи, которые принято называть социальными. В результате сектант еще больше зависит от своей организации. И если в какой-то момент он пытается отойти от секты или его изгоняют единоверцы, то он оказывается в одиночестве и в сильнейшей депрессии, которая может закончиться самоубийством. К депрессии также добавляется и «ломка» от отсутствия принятых в организации ритуалов. От них человек становится так же зависим, как и от наркотиков.
А в некоторых случаях такое увлечение заканчивается психическим срывом, вплоть до полного помешательства, как это произошло с прихожанкой религиозной миссии «Благодать» в Астане. Женщина после очередного обряда попала в психиатрическую больницу, где ей поставили диагноз параноидная шизофрения. Оказалось, прихожан поили галлюциногенным напитком, похожим на сок и чай каркаде. При этом, по заключению республиканского центра исследований лекарственных средств, этот «сок» содержит вещество фенольной группы, а также галлюциногенные ингредиенты, вызывающие эйфорию и расслабление.
В статье отмечается, что практически все нетрадиционные религиозные течения приходят в страну из-за границы. Существует мнение, что за всем этим стоят определенные силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в государстве. При этом основная ставка делается на молодежь.
«Эти организации имеют свой бизнес-план. Допустим, примерно к 2020 году они должны создать сеть по всему Казахстану. Какая им польза от старушек, которые умрут к этому времени? А в лице молодежи они получат надежных, верных и зависимых к тому времени «сетевиков», — говорится в специальном буклете, изданном консультативно-информационным центром «Жарык».
Отметим, что вовлечение детей и подростков в различные кружки и секции, организованные при поддержке государства, оставляет желать лучшего. Многие занятия проводятся на платной основе, что делает их недоступными для детей.
Ранее сообщалось, что количество внешкольных организаций в Казахстане за 15 лет сократилось более чем в три раза.
В республике на сегодняшний день насчитывается 304 детские художественные и музыкальные школы, 16 станций юных натуралистов, 12 станций юных туристов и 17 станций юных техников. Только каждый десятый казахстанский школьник посещает сегодня какой-нибудь кружок, ходит в танцевальный клуб, музыкальную школу или изостудию, сообщала ранее газета «Караван».
Также отметим, что все последнее десятилетие общественность била тревогу в связи с уничтожением детских и подростковых учреждений внешкольного образования, воспитания и спорта по всей республике. В частности, в 2006 году горожане Алматы безуспешно пытались противостоять сносу Алматинского Дворца пионеров и школьников, на месте которого стоит отель «Риксос».
Общественность города инициировала кампанию по спасению Дворца школьников, проведя ряд пресс-конференций и митингов. Инициативная группа горожан в обращениях к президенту страны, городским властям, парламенту просила оставить Дворец школьников детям либо предоставить им для занятий равноценное здание. При этом неоднократно отмечалось, что в Казахстане, и в частности в Алматы, катастрофически не хватает внешкольных организаций, количество которых за последние 15 лет по всей республике сократилось более чем в три раза.
Кроме того, специалисты поставили под сомнение заключение Казахского научно-исследовательского и проектно-экспериментального института сейсмостойкого строительства и архитектуры (КазНИИССА) о неудовлетворительном состоянии здания, которое послужило основанием для его сноса.
«Администрация города при принятии решения ссылается на заключение КазНИИССА о том, что это здание несейсмостойкое. У меня возникает некоторое сомнение. Во-первых, это строительство 1962 — 1963 года, уже тогда в Казахстане были разработаны и внедрены сейсмические нормативы», — заявил на пресс-конференции, посвященной защите Дворца школьников, прошедшей в апреле 2006 года, председатель союза архитекторов Алматы Сергей Мартемьянов.
По его словам, «этот объект шестидесятых годов, пример советской архитектуры, был гордостью Алматы в свое время и Союз архитекторов РК в специальном обращении обозначил его одним из лучших на тот период».
Из-за сноса Алматинского городского дворца пионеров и школьников тысячи детей и подростков Алматы лишены возможности укреплять свое здоровье, занимаясь спортом, развивать творческие способности, интеллект и гражданское самосознание.
Многие жители южной столицы вспоминают это уникальное здание, в котором звучали голоса тысяч алматинских детей и подростков. Дворец воспитал десятки тысяч будущих ученых, спортсменов, артистов, подарил нескольким поколениям радость общения и творчества.
Алматинская общественность по-прежнему считает снос этого здания «варварским актом, уничтожившим целый дворцово-парковый детский комплекс с целью обогащения узкой группы лиц при попустительстве местных властей».
Кроме того, как заявил в 2010 году генеральный секретарь Федерации волейбола Казахстана Ермек Сырлыбаев, в Казахстане отсутствует материально-техническая база для развития спорта.
«Материально-техническая база в Казахстане, можно сказать, отсутствует. У нас нет ни одного специализированного дворца спорта для игровых видов ни в одном городе. Сборная не имеет даже своей базы. 13 мая чемпионат Азии, и мы 27 апреля вылетаем в Турцию, чтобы подготовить нашу сборную. Это лишняя трата денег, потому что этот сбор обходится в $150 тыс.», — заявил Е. Сырлыбаев.
В свою очередь директор Республиканского колледжа спорта Амалбек Тшанов отметил, что «в переходный период была утеряна наработанная советская система. Многие спортивные сооружения и залы ушли в частные руки».
«Чтобы меньше прибегать к услугам легионеров, нам необходима система спортивной подготовки нашей молодежи. Взаимодействие между школами, школами-интернатами и высшими школами спортивного мастерства утеряно», — сказал он.
«На сегодняшний день самое важное в спорте — это поддержка государства, а именно политика развития спорта и физической культуры, предложенная государством. Либо мы говорим о развитии спорта по количеству медалей, завоевываем одну-две медали, либо мы говорим о массовости и в целом о здоровье всего населения. Очень легкий путь — купить трех россиян, воспитать двух боксеров и штангистов и говорить, что мы развиваем спорт», — подчеркнул вице-президент Национальной федерации баскетбола Олег Севергин.
«Основное — это детский спорт, и это не только начиная с ДЮСШ, это начиная со средней образовательной школы. Здесь нужно обязательно подключать Министерство образования, чтобы было больше спортивных уроков. В школах детей просто не пускают в залы, объясняя это недавно сделанным ремонтом. Далее необходимо навести порядок в ДЮСШ», — сказал он.
По мнению представителя Института политических решений Ерлана Смайлова, «массовая инфраструктура должна включать бесплатные городские спортивные площадки, дворовые и школьные площадки».
Между тем только в Алматы ряд спортивных объектов был уничтожен либо передан в частную собственность и недостаточно развивается новыми собственниками.
В конце 2009 года депутат маслихата Алматы Олег Печеник сообщил агентству, что депутаты подняли вопрос перед мажилисом о возврате в коммунальную собственность стадиона «Локомотив» по улице Сейфуллина. Кроме того, по его мнению, необходимо рассмотреть вопрос возврата в коммунальную собственность стадиона «Медик» по улице Шевченко. Оба стадиона частично или полностью принадлежат Академии туризма и спорта.
«Все спортивные площадки в городе в основном приватизированы. Некоторые площадки или спортивные залы поменяли свое назначение. В тех, которые сохранились, очень дорогая сумма аренды, и самое главное — там не выдерживаются стандарты», — сказал О. Печеник.
Как сообщалось ранее, вице-президент Национального олимпийского комитета (НОК) РК Павел Новиков в интервью агентству заявил, что Казахская академия спорта и туризма не выполняет своих функций по подготовке специалистов.
Он отметил, что в Алматы сейчас простаивает и постепенно приходит в негодность много спортивных объектов, в том числе и переданных Академии туризма и спорта. «Строить новые, конечно, дорого. Есть смысл ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии старые. Если говорить, в частности, про Академию туризма и спорта, то, наверное, у них финансовые проблемы», — полагает П. Новиков.
Кроме того, агентство ранее сообщало об открытии отеля Rixos на месте Дворца пионеров и школьников, а также на месте спортивного комплекса «Пирамида», снесенного в 2006 году.
Кроме того, спортивные объекты ЦСКА, расположенные в центре Алматы, также могут быть снесены.
В то же время премьер-министр Казахстана Карим Масимов поручил министру туризма и спорта Темирхану Досмухамбетову уделять больше внимания развитию массового спорта в стране.
Премьер-министр отметил, что для развития большого спорта необходимо уделять особое внимание развитию массового спорта. «Развитие массового спорта и предопределяет (победы в большом спорте)… Пусть оно и не дает моментальных результатов, но важнее и ценнее более долгосрочных перспектив», — подчеркнул он.
Проблему детского досуга также затрагивали и депутаты мажилиса. В частности, как заявляла Майра Айсина, в настоящее время большинство детей во внеурочное время предоставлены сами себе и улице, что объясняет причину участившихся случаев преступлений, правонарушений, совершаемых подростками, суицида среди несовершеннолетних, пристрастия детей к курению, алкоголизму, наркомании, вовлечения их в различные религиозные секты.
«В создавшейся ситуации особенно актуальна задача возрождения лучших традиций внешкольного воспитания, системы дополнительного образования детей и подростков, как важнейшей составляющей образовательного пространства, органично сочетающего в себе воспитание и развитие личности ребенка», — сказала М. Айсина.
По ее данным, сегодня из 621 организации дополнительного образования лишь 159 имеют типовые здания, остальные размещаются в приспособленных или арендованных помещениях, значительная часть которых нуждается в капитальном ремонте.
Депутат считает: нужны системные действия по решению всех назревших проблем.
«Требуется разработка Программы развития внешкольного воспитания и дополнительного образования на ближайшие 5 лет, реализация которой в огромной степени способствовало бы обеспечению современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций советской системы внеклассной и внешкольной работы, дополнительного образования, созданию условий и механизмов устойчивого развития системы образования и воспитания детей в стране», — сказала депутат.