Свыше 12 тысяч выпускников детских домов Казахстана не имеют жилья, только половина из них стоит на учете, сообщил начальник департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генеральной прокуратуры Казахстана Канат Сейдгапбаров на коллегии Генеральной прокуратуры в четверг. «За последние 7 лет из 14 тысяч выпускников вернулись в закрепление жилье только 832 или 6%, а получили от государства квартиры лишь 823 или 5,8%. Соответственно свыше 12 тысяч выпускников на сегодня не имеют жилья, только половина из них состоит на учете», — сказал Сейдгапбаров.
«Восемь из десяти детей в детдомах являются социальными сиротами, то есть имеют живых родителей. По данным МВД, на учете стоят еще 12 860 неблагополучных семей, в которых воспитываются 19 500 тысяч детей, подверженных риску социального сиротства. Этот показатель с 2009 года увеличился на 1744 ребенка. За последние два года около 2 500 детей остались без попечения в результате лишения родительских прав», — сказал Сейдгапбаров.
«В Казахстане из 34 тысяч детей оставшихся без родителей лишь 2 тысячи или около 6% находятся на патронатном воспитании», — рассказал прокурор.
В целом, по его данным, «за последние пять лет число детей в интернатах снизилось на 5 тысяч или 32%, а самых интернатных организаций — на 14%».
Сегодня же на коллегии Генеральной прокуратуры рассказали о вопиющих случаях в казахстанских детдомах.
По информации генерального прокурора Асхата Даулбаева, в спецшколе интерната №8 в прошлом году было выявлено три факта ранней беременности воспитанниц, которым было по 15-16 лет.
«Более того, эти факты пытались скрыть, сделали им аборт на тех сроках, которые грозили жизни и здоровью этих детей», — сказал Даулбаев.
По словам замакима Алматы, одна из забеременевших девушек вышла замуж и потеряла ребенка, двоим другим, действительно, были сделаны аборты.
«Заместитель директора по воспитательной работе уволена, воспитатели понесли наказание», — заключил Сейдуманов.
Генеральная прокуратура Казахстана озвучила факты краж директорами детских домов у собственных воспитанников.
Об этом на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросу защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, рассказал начальник 1-го департамента Генеральной прокуратуры Канат Сейдгапбаров.
«Ежегодно на их (воспитаников) содержание выделяется порядка 8 млрд тенге из местных бюджетов и немалая спонсорская помощь. Ежемесячно государство выделяет на одного воспитанника 70 тыс тенге. Однако, проведенные совместно с Комитетом по охране прав детей проверки показали, что в отдельных учреждениях для проживания детей не обеспечены даже элементарные условия», — сказал Канат Сейдгапбаров.
Так по данным генпрокуратуры, в Кокпектинском детском доме (Восточно-Казахстанской области) установлено, что четверо воспитанников пропускали занятия в школе из-за отсутствия зимней обуви. Причиной этому послужил несвоевременный закуп зимних вещей.
«С большим уважением относясь в целом к труду воспитателей, не можем умолчать вопиющие факты, когда отдельные из них воруют у сирот», — отметил начальник 1-го департамента Генеральной прокуратуры.
В Алматы директор школы-интерната №8 (ныне уволена) незаконно перечислила 1,5 млн тенге на картсчета фиктивных работников. Аналогичные факты выявлены в Арысском детском доме Южно-Казахстанской области и школе-интернате Меркенского района Жамбылской области.
Администрацией Западно-Казахстанской областной вспомогательной школы-интерната оплачено более 2 млн тенге за продукты питания, которые не были завезены. По принятым мерам, продукты поставлены в полном объеме.
16-летний воспитанник Дома юношества «Жалгас» беспрепятственно пронес спиртное и распил его с приятелем. Из-за чрезмерного потребления спиртного подросток уснул в подвале и погиб от переохлаждения
К сожалению, есть факты, когда откровенно наплевательское отношение к своим обязанностям и судьбам вверенных детей приводит к трагическим последствиям. В прошлом году в Карагандинской области 16-летний воспитанник Дома юношества «Жалгас» беспрепятственно пронес спиртное и распил его с приятелем. Из-за чрезмерного потребления спиртного подросток уснул в подвале и погиб от переохлаждения.
Другой случай. При сверке в Алматинской спецшколе-интернате для детей с задержкой психического развития вообще не оказалось 37 из 96 его воспитанников. При этом никто из администрации не мог пояснить, где дети, и что с ними происходит.
«Подобные случаи говорят о системном кризисе в организации интернатного воспитания. Отсутствует эффективный контроль и обратная связь с воспитанниками. И здесь, на наш взгляд, заслуживает критики работа местных исполнительных органов, которые ослабили контроль за деятельностью интернатных учреждений», — заявил представитель Генпрокуратуры.
«Одной из самых острых проблем продолжает оставаться насилие над детьми. Этому способствует определенная закрытость этих заведений для общественности и государственных органов. Если верить социологическим исследованиям, большая часть фактов укрывается. По итогам опросов, проведенных Детским фондом ЮНИСЕФ, более половины воспитанников подтвердили наличие в казахстанских детских домах системного насилия», — сказал Канат Сейдгапбаров.
По итогам опросов, проведенных Детским фондом ЮНИСЕФ, более половины воспитанников подтвердили наличие в казахстанских детских домах системного насилия
Представитель прокуратуры упомянул о смерти семилетнего мальчика в Баганашылском детском доме от рук своей сверстницы.
Причем, по его словам, дети опасаются как сверстников, так и воспитателей. «Элементы дедовщины среди воспитанников и палочной системы воспитания возводят насилие в ранг одного из допустимых средств общения и решения проблем», — отметил он.
«Похожая ситуация сложилась в частных приютах, открываемых религиозными объединениями. Контроль за их деятельностью практически не ведется», — подчеркнул начальник первого департамента Генпрокуратуры.
Источник: NUR.KZ