В группу лидеров рейтинга вошли Нуртай Абыкаев, Карим Масимов, Тимур Кулибаев, Имангали Тасмагамбетов, Марат Тажин, Булат Утемуратов, Дарига Назарбаева и Серик Ахметов. Именно этих представителей политической элиты страны эксперты посчитали наиболее вероятными преемниками Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на посту главы государства по результатам соответствующего опроса исследовательского агентства «Рейтинг.kz».
Результаты настоящего исследования приведены в сравнении с показателями аналогичного рейтинга, составленного «Рейтинг.kz» в мае 2012 года. Первоначально результаты прошлогоднего исследования носили закрытый характер. В настоящее же время было решено обнародовать их с целью сравнения показателей исследуемой ситуации в прошлом и текущем годах.
Исследование выявило разделение вероятных преемников Президента РК Н.А. Назарбаева на три группы, что в целом соответствует уровню раздробленности и конкуренции внутри властвующей элиты Казахстана. При этом за занятие позиции именно потенциального преемника главы государства наибольшее соперничество наблюдается между лицами, находящимися с ним в родственных отношениях, представителями бывшей комсомольской номенклатуры и молодого поколения политиков, сформировавшихся в конце 1990-х – начале 2000-х гг. В группу лидеров рейтинга вошли:
- Нуртай Абыкаев, председатель КНБ РК.
- Карим Масимов, руководитель Администрации Президента РК.
- Тимур Кулибаев, председатель Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY».
- Имангали Тасмагамбетов, аким города Астана.
- Марат Тажин, государственный секретарь РК.
- Булат Утемуратов, внештатный советник Президента РК.
- Дарига Назарбаева, председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК.
- Серик Ахметов, премьер-министр РК.
При этом наиболее важными факторами, способствующими возможностям представителей политической элиты выступать вероятными преемниками Президента РК Н.А. Назарбаева, эксперты назвали доверие Президента по отношению к своему вероятному преемнику, приемлемость последнего для других групп влияния и ключевых персон внутри правящей элиты, а также политическое влияние персоны в целом.
Нуртай Абыкаев по сравнению со всеми остальными исследуемыми политиками выступает безусловным лидером по уровню доверия Президента РК (6,22 балла из 7-ми возможных). Судя по всему, Абыкаев востребован в первую очередь самим главой государства, знающим его в качестве не только своего давнего и надежного соратника, но и опытного управленца, способного объективно оценивать имеющиеся и вероятные риски внутри властвующей элиты и национальной безопасности, а также адекватно противостоять им. При этом, будучи представителем «старой гвардии», Абыкаев занимает достаточно выгодное и устойчивое положение в команде Нурсултана Назарбаева. Поэтому у него нет какой-либо «острой» необходимости конкурировать с другими представителями властвующей элиты ни за влияние на главу государства, ни тем более за выход на позицию его преемника.
Общий рейтинг Карима Масимова сохранился с прошлого года на 2-м месте. При этом выросли показатели некоторых ключевых позиций, на что, безусловно, повлияло занимаемое им с сентября 2012 года положению руководителя президентской администрации. В результате Масимов находится также на 2-м месте, после Нуртая Абыкаева, по уровню доверия главы государства (5,8 баллов из 7-ми возможных), политическому влиянию (5,65 баллов) и влиянию в силовом блоке (4,64 балла). Немаловажно и то, что Масимов занимает вторую позицию по степени экономического влияния (5,56 баллов) после Тимура Кулибаева. Что касается самого Кулибаева, то, несмотря на его отстранение в декабре 2011 года от должности председателя правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» вследствие событий в Жанаозене, в 2012 и текущем году он стабильно занимает 3-е место среди потенциальных преемников главы государства. В его пользу говорят сохранение им сравнительно высокого уровня доверия главы государства (5,05 баллов из 7-ми возможных) и политического влияния (4,78 баллов). Кроме того, Кулибаев опережает всех остальных ранжируемых персон по уровню экономического влияния (5,98 баллов), а также занимает 2-е место по наличию в высших кругах властвующей элиты близких соратников, объединенных в возглавляемую им группу влияния (5,59 баллов). Наконец, он больше, чем остальные политики из данной группы, может рассчитывать на поддержку со стороны внешнеполитических партнеров Казахстана (4,9 баллов). Общее 4-е место в рейтинге с прошлого года сохраняет за собой аким столицы республики Имангали Тасмагамбетов. Его явными преимуществами являются узнаваемость и популярность в обществе (6,22 балла из 7-ми возможных) и профессиональные качества (5,63 балла). Среди исследуемых политиков Тасмагамбетов также занимает 4-е место по уровню политического (5,27 баллов) и экономического (4,75 баллов) влияния. Последнее обстоятельство, судя по всему, учитывается, благодаря экономическим активам зятя астанинского градоначальника Кенеса Ракишева. Единственно, что он меньше всех в рассматриваемой группе может рассчитывать на доверие и поддержку главы государства (4,68 баллов). По сравнению с результатами 2012 года рейтинговые позиции Марата Тажина увеличились вдвое посредством его перемещения с 10-го места на 5-е. Очевидно, что главную роль в этом сыграло его назначение в январе этого года на пост государственного секретаря РК, причем с выходом на публичный уровень. Довольно неожиданным стало вхождение в рассматриваемую группу наиболее вероятных преемников главы государства Булата Утемуратова. По сравнению с рейтингом 2012 года его текущие позиции, по мнению экспертов, возросли почти в два раза, благодаря перемещению с 13-го места на 6-е. Как известно, его с Президентом РК связывают довольно тесные взаимоотношения, обусловленные выполнением им ряда личных поручений главы государства. Отсюда и достаточно высокий уровень доверия последнего к нему (5,59 баллов). Можно предположить, что в условиях возрастания различных критических моментов в политико-властной системе Утемуратов может оказаться востребованным Президентом Н.А. Назарбаевым. 7-е место в рейтинге заняла Дарига Назарбаева, переместившись сюда с прошлогодней 5-й позиции. Данное ослабление объясняется отсутствием ожидаемого назначения на высокопоставленную должность в структуре исполнительной власти. Очевидно, что положение старшей дочери главы государства не обеспечивает ей должного политического влияния, по степени которого она находится опять-таки на 7-м месте. По уровню доверия со стороны Президента РК (5,76 баллов) она уступает Нуртаю Абыкаеву. Наконец, меньше всех в данной группе она может рассчитывать на признание и поддержку со стороны других представителей властвующей элиты (3,16 баллов). Завершает группу лидеров рейтинга Серик Ахметов. При этом факт его назначения в сентябре 2012 года премьер-министром РК позволил ему подняться среди остальных вероятных преемников главы государства с 14-го на 8-е место. Вместе с тем в рассматриваемой группе по ключевым позициям Ахметов не вышел на уровень выше среднего (5-6 баллов). Это обстоятельство отражает отсутствие у него на занимаемом посту каких-либо серьезных достижений, позволяющих расширить свое влияние. В отличие от своих предшественников, Серик Ахметов не берет на себя ответственность за провалы и промахи в работе правительства. В результате волна негатива направляется либо на его непосредственных подчиненных, либо проецируется лично на главу государства. Это позволяет ему планомерно наращивать свой политический капитал в качестве потенциального преемника. Общей характеристикой вероятных преемников из числа ближайших родственников Президента РК является то, что практически никто из них не обладает опытом государственной деятельности и уровнем политического влияния для того, чтобы выстроить и поддерживать более-менее оптимальный баланс внутри властвующей элиты. Это лишний раз подтверждает востребованность не только в обществе, но и в самой властвующей элите лиц, способных выступать при необходимости в роли антикризисных менеджеров и «громоотводов». В данном случае показательна деятельность Карима Масимова и Марата Тажина. Они вкупе с Нуртаем Абыкаевым демонстрируют способности к достижению компромиссов при отсутствии выраженных политических амбиций. Все это, а также большой управленческий опыт и равноудаленность от различных групп влияния, делают всех троих персон востребованными не только главой государства, но и другими представителями властвующей элиты Казахстана, в качестве наиболее подходящих на определенный переходный период гарантов относительно цивилизованного занятия поста Президента страны реальным претендентом. В последнем случае речь идет о вероятном создании в Казахстане при соответствующих условиях аналога института регента в монархиях только в коллективном формате (триумвират Абыкаев-Масимов-Тажин). Вместе с тем при таком раскладе возрастает вероятность обострения противостояния различных групп влияния по принципу «все против всех», включая активизацию аппаратных интриг и информационных «войн» в целях дискредитации тех лиц, которые станут так или иначе позиционироваться в качестве претендентов на позицию будущего главы государства. Соответствующие риски при этом обусловлены тем, что ряд исследуемых политиков имеют довольно уязвимые места, в том числе связанные с их ангажированностью с группами и персонами с сомнительной репутацией. Например, одним из самых уязвимых мест Дариги Назарбаевой является то, что она фактически еще не преодолела негативные моменты в своей политической карьере, которые связаны с ее бывшим супругом Рахатом Алиевым. В связи с этим любые заметные движения тех или иных политиков на позицию вероятного преемника, даже в случае явного или скрытого одобрения их соответствующих действий самим главой государства, будет встречать жесткое противодействие со стороны их оппонентов внутри властвующей элиты. Причем главным козырем последних в этом противодействии способна стать дискредитация данных претендентов перед Президентом РК и, как следствие, его отказ рассматривать и поддерживать этих людей в качестве своих возможных преемников. Во вторую группу вероятных преемников Нурсултана Назарбаева (группу «запасных») на посту главы государства вышли:
Особое внимание в данной группе обращает на себя Асет Исекешев. Хотя по уровню доверия главы государства (4,33 балла) и политического влияния (3,22 балла) он уступает многим участникам рейтинга, динамика изменения его позиций в ранжировании позволяет при определенном стечении обстоятельств рассматривать Исекешева в качестве вероятного претендента на первый пост в государстве. Подобно Серику Ахметову он умело дистанцировался от инициированных им непопулярных мероприятий (повышение коммунальных тарифов в обмен на инвестиции, проект строительства горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» и т.д.) и волна возмущений в обществе в итоге отразилась на других чиновниках и других ведомствах. Ему также удается оттенять провалы госпрограммы ФИИР, позитивно позиционируясь в рамках развития новых технологий и туризма. Эти обстоятельства косвенно свидетельствуют о наличии у Исекешева скрытых политических амбиций. Объяснения, почему остальные персоны вошли в данную группу рейтинга можно найти на сайте исследовательского агентства. Среди тех людей, которые в меньшей степени способны выйти на позицию вероятного преемника Президента РК, согласно экспертным оценкам, оказались:
В данном списке примечательна персона Бахытжана Сагинтаева — он опережает Асета Исекешева и Кайрата Келимбетова по уровню доверия Президента (4,4 балла) и политического влияния (3,55 баллов). Судя по всему, он оказался в данной группе вследствие сравнительно небольшого по времени, начиная с сентября 2012 года, пребывания на ключевых позициях в политико-властной системе страны. В связи с этим его потенциал как возможного преемника главы государства фактически еще не раскрылся. Объяснения, почему остальные персоны вошли в данную группу рейтинга можно найти на сайте исследовательского агентства. В целом, при всех представленных выше рейтинговых оценках настоящее исследование дает лишь общую приблизительную картину расстановки сил в высших кругах политической элиты Казахстана с точки зрения обеспечения преемственности верховной власти в стране. При этом представляется, что любые попытки определенных групп влияния выдвинуть и «раскрутить» претендентов на пост главы государства, во всяком случае, в краткосрочной перспективе, станут заведомо проигрышным проектом. Такой вывод в первую очередь обусловлен тем, что действующий Президент РК, обладая беспрекословным авторитетом и сильными позициями в стране, не допустит каких-либо шагов по решению вопроса о преемственности своей власти без его прямой санкции. К тому же на сегодняшний день ни внутри властвующей элиты, ни в оппозиции фактически нет ни одного политика, способного составить ему равноценную альтернативу. В связи с этим положительное решение вопроса о преемственности верховной власти и подборе вероятного преемника Н.А. Назарбаева во многом будет зависеть от того сценария, который либо выберет и будет руководить его реализацией сам глава государства, либо, что совсем не исключено, в силу определенных обстоятельств будет осуществлен вне его волеизъявления. МЕТОДОЛОГИЯ (более подробная версия представлена на сайте «Рейтинг.kz»): Экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок возможностей определенных представителей политической элиты выступать в качестве вероятных преемников Президента РК Н.А. Назарбаева на посту главы государства, был проведен исследовательским агентством «Рейтинг.kz» в последней декаде марта этого года. Рейтинговое исследование проводилось в отношении 23 представителей политической элиты Казахстана. Всего в рамках исследования путем анкетирования были опрошены 41 человек, являющиеся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике. |
|
За дополнительной информацией просьба обращаться по телефонам: 8 (701) 384-26-41 (Председатель Совета экспертов ИА «Рейтинг.kz» Андрей Чеботарев), 8 (777) 269-90-80 или e-mail: info@agencyrating.kz.