«Здесь могут быть две крайности, которые мы слышим в последнее время. Первая — обращаясь к прошлому, иногда идет поиск того, кто виноват. При этом мы хотим обвинить целые народы в том, что случилось. Второй подход — наоборот: все было прекрасно, жизнь была прекрасной, это (репрессии) надо было, враги были и так далее. Мне кажется, правда находится посередине», — сказал Н.Назарбаев.
С начала прошлого столетия, одновременно с усилением левых течений в политической жизни стран Европы, в Российской империи, куда входил и Казахстан, происходили политические и социальные катаклизмы, оказавшие огромное влияние на весь мир, предопределившие ход истории человечества на многие десятилетия вперед.
Говоря о масштабах и жестокости массовых политических репрессий, которые сейчас многие называют «сталинскими», следует учитывать, что они, как бы кощунственно это ни звучало, соответствовали исторически сложившимся на тот период реалиям жизни в Российской империи. Революция 1917 года в России и последовавшее за ней переустройство всей жизни огромной страны вызвали беспрецедентные по своей силе движения во всех слоях общества, произошли конфликты интересов огромных масс населения. Все это происходило на фоне прогрессивных по своей сути, но проведенных с невиданной ранее скоростью и, поэтому, оказавшихся суровым испытанием для всех народов СССР, политических реформ, перестройки экономики и развития производительных сил.
Массовые политические репрессии происходили с конца 1920-х и до начала 1950-х годов. До сих пор не установлено точное количество пострадавших от репрессий, продолжаются также споры о причинах, исполнителях и целях этих репрессий. Жертвами политических репрессий становились не только лица, признанные виновными в совершении тех или иных действий, направленных против Советской власти, но и великое множество людей, принадлежавших к определенным социальным и национальным группам, которые подвергались преследованиям по групповому признаку.
Период наиболее массовых казней, так называемый «Большой террор», пришёлся на 1937-1938 годы. Есть разные подходы к сущности «Большого террора». Однако большинство историков сходятся на том, что эти репрессии, как, впрочем, и другие, нанесли огромный ущерб СССР — как в демографическом, так и в политическом, экономическом планах. Еще одна точка соприкосновения исследователей самой разной ориентации — это то, что большая часть сталинских репрессий проводилась с нарушением действовавшего законодательства и, прежде всего, Конституции. В частности, создание множества внесудебных карательных органов приводило к бесчисленным ошибочным арестам и казням, к злоупотреблениям властью, что, в свою очередь, вызывало протесты и сопротивление граждан, провоцировало их на «антисоветские» выступления. И начинался новый виток репрессий.
Точно так же, в прямом противоречии с Конституцией, законами, да и вообще, с коммунистической идеологией, принимались решения о насильственном переселении, ограничении в правах целых народов. Именно так оказались в Казахстане чеченцы, ингуши, балкарцы, волжские немцы и представители других репрессированных народов. Миллионы людей были сорваны с привычных мест проживания и переселены после признания их, например, «кулаками» — их выселяли вместе с семьями. Среди них, кстати, было больше всего представителей русского этноса — «имперского», по определению дореволюционного времени, — которые также принудительно переселялись в места, далекие от их родных, в том числе, и в Казахстан, Сибирь. И это говорит нам, что массовые репрессии носили вненациональный характер, не были направлены против каких-то определенных этносов.
Цифры, озвученные Главой государства в ходе упомянутой встречи с потомками репрессированных, шокируют современного человека и заставляют с особой остротой почувствовать важность сохранения стабильности, мира и согласия в обществе. В СССР с 1921 по 1954 годы было осуждено за «контрреволюционную» и «антисоветскую» деятельность 3 миллиона 777 тысяч человек, из них 642 тысячи были расстреляны. В Казахстане за этот период были осуждены 100 тысяч человек, из которых 25 тысяч приговорены к расстрелу.
Для нашей республики, с ее небольшим по численности коренным населением, массовые политические репрессии оказались, поистине, национальной трагедией. Была уничтожена, практически, полностью, небольшая прослойка образованных казахов, значительная часть которых в свое время входила в партию «Алаш орда», признанную после революции «буржуазно-националистической». В 1938 году были приговорены к расстрелу несколько сотен человек из руководства республики, среди которых были председатель Совета народных комиссаров, заместители, председатели областных комитетов, секретари обкомов Коммунистической партии.
В этот день в Казахстане вспоминают и жертв голодомора, который начался в конце 1920-х годов и продолжался до 1932-1933 годов. Проведенная ускоренными темпами, без учета местных условий, насильственная коллективизация с одновременным переводом казахов на оседлость, по своим результатам стала катастрофой, которая никогда не изгладится из памяти народа.
«Голод и его ужасные последствия стали крупнейшей гуманитарной катастрофой советского периода. Огромные жертвы понес наш народ. От голода погибли свыше полутора миллионов человек. Более шестисот тысяч казахов, спасаясь от голода и репрессий, откочевали за пределы исторической родины. Это — непреходящая, незабываемая боль нашего народа», — сказал Н.Назарбаев в марте прошлого года на открытии Мемориала, посвященного памяти жертв голодомора.
В Казахстане по-особому относятся к вопросу о массовых политических репрессиях. Не случайно и то, что в самые первые дни после переезда столицы в Акмолу Президент Н.Назарбаев дал поручение о создании памятника жертвам репрессий. По его поручению построен музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР» — Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Еще на заре независимости, в 1993 году был принят Закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» и впоследствии реабилитированы 340 тысяч человек.
Казахстанские ученые-историки уделяют большое внимание всему советскому периоду, в том числе и массовым политическим репрессиям. В их трудах отражается действительная картина прошлого, изучая такие публикации, каждый казахстанец может получить достоверную информацию о нашей истории, обо всем, что пережил наш народ.