В 2008 году бывшая предпринимательница Айгуль Барамбаева была незаконно помещена в следственный изолятор на 99 дней сотрудниками финансовой полиции.
В отношении Айгуль Барамбаевой финполовцами было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное предпринимательство».
«Я арендовала отдел в магазине, закупила небольшую партию алкоголя для реализации. Кинулась оформлять лицензию, но магазин, оказывается, юридически не имел никакой регистрации», — вспоминает бывшая предпринимательница.
2 июля 2008 года следственным управлением ДБЭКП по г.Астане было вынесено постановление об избрании меры пресечения «арест». И в этот же день уголовное дело приостановили в связи с розыском.
— Я работала в это время в другом городе и даже не подозревала, что меня разыскивают, — рассказывает Айгуль.
Задержали женщину 10 октября и сразу же поместили в ИВС, а потом — в СИЗО. Спустя десять дней — 20 октября 2008 года — Айгуль Барамбаевой предъявили обвинение.
— В ИВС меня определили для устрашения моих родителей, чтобы они деньги заплатили. Потом перевели в следственный изолятор и попросту забыли про меня… Куда смотрели прокуроры и сотрудники КУИС? — со слезами на глазах говорит женщина.
Все дело в том, что с 30 августа 2008 года был введен в действие закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам применения мер пресечения в виде ареста и домашнего ареста», согласно которому санкционирование ареста передали в компетенцию судебных органов. А это значит, что все действия силовиков в отношении ареста Барамбаевой автоматически стали незаконными. И только через четыре года Айгуль узнала, что по данным Управления Комитета правовой статистики и специальных учетов в отношении нее была выбрана мера пресечения не «арест», а «подписка о невыезде».
В январе 2009 года состоялся приговор, и по части 2 статьи 190 (незаконное предпринимательство в особо крупном размере) ей назначили наказание — 2 года колонии общего режима с испытательным сроком 1 год. Но и на этом финполовцы не остановились, они подали иск на взыскание ущерба государству на 2 млн. тенге. Об этом Айгуль Барамбаева узнала только от судоисполнителей.
Несогласная с приговором суда предпринимательница начала активную переписку с государственными органами. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда Айгуль обратилась к президенту. Только после этого Генеральная прокуратура внесла протест в надзорную коллегию Верховного суда, которая отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение.
В 2012 году Алматинский районный суд столицы прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления. Все дело в том, что в ноябре 2011 года в связи с гуманизацией законодательства «особо крупный размер» ущерба увеличился с 2000 до 10000 МРП, в связи с чем прокурор и отказался от обвинения.
Тогда Айгуль Барамбаева решила обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда, причиненного действиями сотрудников ДБЭКП г. Астаны. В качестве ответчика истица привлекла Министерство финансов РК, а Агентство финполиции в процессе выступало в качестве третьего лица. Суд первой инстанции, апелляционная и кассационная коллегия отказали Айгуль Барамбаевой в иске. Теперь она готовит документы в надзорную коллегию Верховного суда.
— Помимо того, что я 99 дней незаконно находилась в ужасных условиях следственного изолятора, я уже пять лет не могу устроиться на работу. Это значит, что у меня нет пенсионных отчислений, не могу взять ипотеку на покупку жилья. После освобождения из изолятора я находилась в жуткой депрессии. А что пришлось пережить моим престарелым родителям и несовершеннолетней дочери, которую я воспитываю одна?! — настаивает женщина.
Айнур Коскина, Астана