Кыргызы дал отпор России, которая хотела силой принудить их вступить в Таможенный союз. Легкие на подъем, кыргызы гневно заявили: «Если наши требования не будут выполнены, мы не будем вступать в такой союз! Нас не испугаете!». Однако Кремль, который продолжает колониальную политику, этим не остановить.
Кажется, Кремль всеръез взялся за расширение сферы своего влияния. Сначала была попытка затащить в Таможенный союз, созданный совместно с Казахстаном и Беларусью, Украину и Армению. Однако из этого ничего не вышло. Навряд ли в этот союз захотят вступить Узбекистан и Туркменистан. Недавно Россия потребовала от Баку изложить свое мнение о Таможенном союзе.
По мнению некоторых экспертов, Азербайджан, вступив в Таможенный союз, может вернуть себе Нагорный Карабах. Так, армянский политолог Степан Григорян, сравнивая приглашение Кремля о вступлении Баку в Таможенный союз с политической ситуацией 1921 года, сказал: «Тогда Армения добровольно доверила в одни руки не только военную силу, но и экономическую, социальную, гуманитарную солидарность. Из-за этого мы лишились земли. Если Азербайджан станет членом Таможенного союза, мы потеряем Нагорный Карабах».
Пока Баку не дал однозначного ответа, однако азербайджанские олигархи выступают против этого решения. Они опасаются, что «ограничения в рамках ТС могут навредить нашему бизнесу».
Кремль, используя силовую политику, на этот раз хотел прижать кыргызов. Однако Бишкек показал характер. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев открыто заявил: «Мы пойдем по пути, который отвечает интересам народа Кыргызстана. Хотя Кыргызстан мало что может предложить в рамках ТС, но пока не будут учтены требования Бишкека, мы не можем вступить в Таможенный союз, созданный Казахстаном, Россией и Беларусью».
Недавно первый вице-премьер Кыргызстана Жоомарт Оторбаев заявил, что в ноябре Евразийская комиссия утвердила «Дорожную карту» вступления Кыргызстана в Таможенный союз без участия представителей Кыргызстана. Затем Алмазбек Атамбаев, возмущенный тем, что российская власть пытается оказать давление на него, заявил: «Неужели вы не знаете меня до сих пор? «Продавить» меня на что-то во вред стране — невозможно. Мы вступим в Таможенный союз только при условии, если будут выполнены наши требования. А шантажировать Атамбаева невозможно; слишком я закалился, меня не возьмешь этим. У нас выбор маловат, но мы пойдем только тем путем, который устроит киргизов и защитит наши интересы».
Такое возмущение президента целой страны – свидетельство имперских амбиций России, которая считает себя правопреемницей СССР. Москва, привыкшая добиваться своих целей, не прочь применить силу. Не секрет, что Россия, чей экономический потенциал более мощный, чем у других постсоветских республик, лихорадочно старается усилить свое политическое и экономическое влияние в Средней Азии.
Назия ЖОЯМЕРГЕНКЫЗЫ
Перевод Кайрата МАТРЕКОВА