Чингисхан в детстве пережил нищету и гонения, но собрал непобедимое войско, стал великим полководцем и создал величайший каганат. Он создал регулярную армию, гвардию, международную почту, конституцию, стоял у истоков зарождения государственной службы и заложил основы многих империй и государств…
Возрожденный сакский царевич
Во всем мире известны золотые изделия скифо-сакской культуры. Богатые захоронения скифских (сакских) вождей в Царских курганах потрясают воображение. Золото, литая бронза, искусно разукрашенные оружие, одежда, доспехи и т.д. Исследователи повсеместно отмечают своеобразие скифо-сакской культуры, визитной карточкой которой является так называемый звериный стиль.
Естественно, для передачи разнообразных образов должна быть развитая ювелирная техника и технология, и она была на высочайшем уровне. Недаром искусство номадов с его «звериным» стилем оказало влияние не только на искусство Греции и римских провинций, но также на китайское, южнорусское искусство. Зверь в произведениях кочевников обязательно в движении – в прыжке, полете, в агонии, свернувшийся в клубок. Изображения оплетенных в неистовой борьбе, пожирающих друг друга животных не могут оставить никого равнодушными.
«Звериный» стиль – это особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей. Этот стиль представлен изображениями на скалах (петроглифы) и находками в погребениях, и создал особый символический язык, передающий мир единства человека и животного, мир живой модели древнего космоса.
В той или иной степени влияние звериного стиля осталось в Степи и в последующие эпохи. Хотя это уже другие культуры, даже сюжеты, материалы и техники ювелиров другие, именно в этом виде искусства сохранились древние традиции. В отличие от других художественных промыслов степных мастеров – резьбы по дереву, производства кожаных, гончарных изделий и т.д., ювелирное ремесло из бронзы, серебра, золота оказалось более долговечным и сохранилось до наших дней.
Осталась от старинного ремесла его основа – обрядовое предназначение. Также сохранились отличительные черты древнего костюма и атрибуты. Высокий головной убор сакских вождей видоизменился в сәукеле – головной убор казахской невесты, имеющий обрядовое значение. Какая-то магическая перекличка идет и по ценности головных уборов: саукеле у казахов был наиболее ценной вещью по количеству золота, серебра, драгоценных камней. К тому же в свое время высота головного убора казахского хана свидетельствовала о его власти.
Сохранился и камзол: само название национального женского костюма имеет в основе древнетюркское кам – «жрец», что говорит о его первоначальной ритуальной значимости. От этого слова образовалось и камча – ритуальная плеть. Недаром камчой открывали от покрывала лицо невесты (беташар) при знакомстве с родственниками будущего мужа, а инкрустация рукоятки плети – целое искусство.
Элементы, характерные для скифо-сакского анимализма, используются даже в монументальной скульптуре. В частности, в монументе Независимости в Алматы – в статуе Золотого воина на летящем барсе (автор – скульптор Адилет Жумабай). Эстетическое своеобразие статуи Золотого человека именно в передаче духа сакской эпохи языком пластики. Летящий барс как будто сошел с головного убора сакского царевича, в котором имеются фигурки крылатых барсов, распространенного образа «звериного» стиля.
Статичная фигура Золотого человека тем не менее в динамике – все ее линии подчинены полету зверя, и сбоку она подобна лучной дуге. Даже лук в его руке как извивающаяся змея повторяет движение барса – его крыльев, хвоста, а также головы, как и ловчая птица, сидящая на другой руке.
Бронзовое зеркало, подобное зеркалу сакского вождя, до сих пор используются алтайскими шаманами. Носят их на груди, как на скульптуре Золотого человека, прикрывая один из чакров, энергетических центров, расположенный в середине груди. Бронзовое зеркало олицетворяло Солнце и возрождение и обычно имело на обратной стороне солярный знак.
Пришествие царицы на быке
У дорожной развязки вблизи от микрорайона «Самал» расположен один из интереснейших монументов Астаны. В 2008 году был установлен монумент «Жер-Ана», известный также как «Ханшаим» (бронза; литье, патинирование и золочение). Автором является всемирно известный бурятский скульптор, ювелир, график Даши Намдаков, который имеет мастерские в Москве, в Лондоне, в Италии.
По словам автора, это самая большая скульптура в Центральной Азии. Высота 10 м., длина 12 м., ширина 9 м., 15 тонн бронзы. Композиция состоит из огромной фигуры быка (длиною 10 м.; длина рогов 7 м.), на котором расположен трон с двумя барсами с мечами в оскаленных пастях. Позади них в полный рост стоит легендарная царица древних саков Томирис. Работа выполнена по заказу президента Нурсултана Назарбаева.
Огромный бык, по словам Даши Намдакова, должен восприниматься «как символ Казахстана: мощный, стабильный, как дубовый стол, как казахстанская земля, несгибаемый, стоящий на прочных ногах. Ковер, который натянут на его спину, выполнен в «зверином» стиле: там и смена сезонов, и орнамент из летящих коней – все в центрально-азиатских традициях. Вместо ножек трона с 4 сторон – архары. Два барса, стоящих на троне – государственный символ Казахстана, святые животные; они держат меч. У самой царицы не должно быть никакого оружия. Пусть меч будет, но как средство защиты, как завещание жить в мире. Я горд, что мне удалось реализовать этот замысел. Эта скульптура, хоть и монументальная – она совсем другая, чем нас учили. Но я думаю, что она войдет в анналы» (http://www.dashi-art.com/publications/kochevnik_v_gorode).
Согласно преданию и историческим данным, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой царицы Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали сильное государство на территории Казахстана. Монумент создан как дань уважения женщине – прародительнице и защитнице.
Монумент бурятского скульптора выделяется своей пластикой «номадической ментальности», и это особенность сразу бросается в глаза. Граница между фантастикой и реальностью размыта. Конечно, как великий мастер Даши Намдаков использовал элементы различных эпох и культур, в частности скульптурные приемы древней Персии, однако основу составляет знаменитый «звериный» стиль номадов – им спаяна вся конструкция.
В этой скульптуре второстепенные детали играют существенную роль: позолоченная фигурка архара на высоком головном уборе, бронзовое зеркало на груди, детали богатого декора. Все фигуры статичные, но длинные косы царицы, хвосты и рога животных создают своеобразную динамику и скрепляют композицию воедино. Их дополняют арканы, которыми натянут ковер на спине быка. Цельности способствует и пирамидальность скульптурной композиции: от основания – туловища громадного быка – идет сужение, которое заканчивается высоким и острым головным убором царицы.
Тюркские народы воспринимали быка как прародителя. Самыми распространенными тотемами племен Центральной Азии были бык и олень. С быком связывали свое происхождение гунны, тюрки, монголы, буряты.
Завоевание Англии Чингисханом
Работы Д. Намдакова представлены в фондах Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусства народов Востока, Музея современного российского искусства, «Тибетского Дома» в Нью-Йорке, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае и многих других российских и зарубежных коллекциях. Возрождаемый «звериный» стиль заново покоряет Восток и Запад.
Анималистическая тема разработана Даши Намдаковым особенно в ювелирной пластике (а также скульптурных миниатюрах) – его ювелирные изделия выступают как драгоценные артефакты истории. Хищные птицы и животные, насекомые и антропоморфные образы. Оригинальное преломление культурных традиций Востока и Запада посредством древнего стиля – одна из главных особенностей творчества мастера. В творчестве Даши Намдакова воплощены традиционные образы центрально-азиатской степной цивилизации, тотемные животные и мифологические существа евразийского культурного наследия, например, свернувшийся барс – распространенный мотив «звериного» стиля.
Автор с особым отношением обращается к теме «Чингисхана». Это неудивительно, если учесть участие Д. Намдакова в качестве художника-постановщика в фильме «Монгол» известного режиссера Сергея Бодрова. Фильм был номинирован на премию «Оскар» (2007) как лучший фильм на иностранном языке. Даши Намдаков также стал лауреатом премии «Ника 2008» за «лучшую работу художника» в фильме «Монгол».
2012 год был ознаменован установкой монументальной скульптуры «Чингисхан» российского мастера в центре Лондона – это одна из вершин творчества скульптора. Открытие скульптуры было связано с большой выставкой работ Даши Намдакова «Вселенная кочевника» в лондонской галерее «Хелсион». «Завоевание» Лондона бронзовым Чингисханом – это, несомненно, культурное явление мирового уровня.
«Но я попытался изобразить его не в боевой обстановке, на коне даже нет сбруи, а сошедшим с неба философом», – говорит Намдаков. Скульптура представляет вождя монгольского народа, спускающимся с небес верхом на коне» (http://www.newsru.com/cinema/16apr2012/namdakov.html). Ремарка скульптора основана на мифологическом образе кагана, «рожденного Тенгри». В самом деле, как будто запечатлено мгновение перед «приземлением», миг между небом и землей, «свободного парения», что волосы всадника и коня развеваются на ветру. Чингисхан в доспехах средневекового предводителя, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. В деталях – «звериный» стиль, в частности, на накидке на седло изображена сцена охоты хищника на оленя, на нагруднике – позолоченная птица.
…«Звериный» стиль номадов создал особый символический язык, передающий нам дыхание живой модели древнего космоса. Как особое художественное явление в культуре древнего мира, он повлиял на многие культуры, передав им не только свою иконографию, но и заложенную в нее древнюю космогонию. Ныне, благодаря таким мастерам, как Даши Намдаков, этот древний стиль переживает второе рождение.