Как пояснила Манакова, поскольку продукты переработки нефти при толлинге поставляются на внутренний рынок, толлинговые операции с Китаем в налоговом законодательстве Казахстана приравнены по статусу к поставкам казахстанской нефти на отечественные НПЗ. «С целью обеспечения экономической привлекательности в Налоговый кодекс Казахстана были введены преференции, действующие до 2015 года — освобождение от уплаты рентного налога на экспорт и понижающий коэффициент НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) равен 0,5. С учетом действующих ставок и понижающего коэффициента отправленный на толлинг в КНР в 2012-2013 годах объем казахстанской нефти был освобожден от уплаты 47,5 миллиона долларов рентного налога на экспорт и 9,7 миллиона долларов налогов на добычу полезных ископаемых», — отметила аналитик.
Отметим, что ставка НДПИ устанавливается с учетом объема добываемой нефти. Так, при объеме годовой добычи до 250 тысяч тонн действует ставка пять процентов, при добыче до 10 миллионов тонн в год — 15 процентов. «Учитывая заявленные на толлинг 200 тысяч тонн казахстанской нефти в 2014 году, прогнозируемую цену на нефть марки Brent — 104,08 доллара за баррель и понижающий коэффициент — 0,5, получаем, что стоимость добычи одной тонны отечественного сырья для поставки на НПЗ в Душаньцзы в этом году составит 19,5 доллара», — сказала собеседница. При этом, обратная доставка в Китай казахстанской нефти рассчитывается исходя из утвержденных АРЕМ тарифов на услуги «КазТрансОйла». Так, например, тариф по перекачке нефти по нефтепроводу «Атасу — Алашанькоу» установлен в размере 1 097,42 тенге за тонну.
По информации эксперта, переработка нефти на НПЗ PetroChina, в том числе на заводе в Душаньцзы, на который в рамках толлинговых операций поставляется казахстанская нефть, в настоящее время стоит 154,41 юаня (25,5 доллара) за тонну.
В свою очередь, ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что в Казахстане объем нефти, направляемый на толлинг, сокращается. «Почти два года назад назывались совсем другие цифры, сообщалось, что в Китай для переработки нефти будет вывозиться порядка 1,5 миллиона тонн нефти, а сейчас речь идет всего о 200 тысячах тонн», — сказал он.
По словам эксперта, такое сокращение объемов переработки нефти связано с тем, что операция не столь выгодна для Казахстана. «Причины этого могут быть самые разные. Это и отсутствие необходимой инфраструктуры для получения нефтепродуктов, ведь нефть отправляется в КНР по трубопроводу, а назад продукты ее переработки вывозятся автомобильным транспортом, ведь железной дороги между странами нет. Во-вторых, сокращение объема переработки нефти может объясняться тем, что Казахстан не полностью устраивают предлагаемые тарифы на переработку нефти и стоимость получаемых нефтепродуктов. В-третьих, это может свидетельствовать о пересмотре политики в отношении закупки нефтепродуктов из России», — полагает спикер.
Эксперт из «Финам Менеджмент» также не исключает того, что переработка нефти в Китае сокращается из-за того, что Казахстан активизировал работу по модернизации собственных НПЗ с целью выпуска на них всей линейки светлых нефтепродуктов, так необходимых республике. «Как бы то ни было, не вызывает сомнений, что толлинговые операции с нефтью — это временная мера для Казахстана, и когда республика будет в состоянии сама себя снабжать всеми нефтепродуктами, эти операции прекратятся», — заключил Баранов.
Автор: Ажар Аширова
Источник: http://tengrinews.kz