Казахстанский экономический рынок представляет собой перспективную сферу вложения капитала. В связи с развитием и становлением рыночных отношений в Казахстане, а также в условиях растущей международной взаимозависимости экономических отношений роль и значение финансового положения граждан значительно выросла и продолжает расти.
Наличие значительной доли теневого оборота влечет негативные последствия для государства. Вследствие чего, государство не получает установленные законодательством налоги, связанные с получением неучтенной прибыли. Наличие «теневого» имущества и, соответственно, «теневой экономики» расшатывает систему ценностей в обществе и ведет к правовому нигилизму. Имущество, выведенное из законного экономического оборота, не только не участвует в экономическом развитии страны, но и искажает картину экономического состояния и развития государства, не позволяя давать достоверные прогнозы такого развития и ставить реальные планы.
Неучтенное в экономике имущество отрицательным образом влияет, как на самих обладателей данного имущества, так и на государство и общество в целом. С такого имущества не поступают налоги. В этой связи государством предпринимаются беспрецедентные шаги по изменению сложившейся ситуации, когда «теневое» имущество, в особенности деньги, имея огромный потенциал для улучшения экономического положения страны, фактически остается вне экономического оборота.
Кроме того, наблюдается:
сокращение притока иностранных инвестиций, связанное с завершением ряда крупных инвестиционных проектов и начавшейся репатриацией транснациональными корпорациями инвестиционных доходов;
снижение торгового баланса и сальдо счета текущих операций в виду кризисных явлений;
снижение кредитования экономики со стороны банковского сектора.
Как отметил Глава Государства, с учетом продолжающейся нестабильности мировой экономики и тенденций ее влияния на экономику Казахстана, характеризующихся снижением инвестиции и торгового баланса, существует острая необходимость привлечения дополнительных ресурсов в экономику.
Поэтому, вкупе с поставленной задачей по вливанию в экономику 1 трлн. тенге из Нацфонда, предоставлению иностранным инвесторам дополнительного пакета стимулов, вывод из тени внутренних ресурсов отечественной экономики является реальным инструментом достижения указанной цели.
В связи с чем, задачей планируемой налоговой амнистии (легализации имущества, включая деньги) является создание условии для наиболее быстрого, простого и надежного возврата в оборот этих средств.
Для достижения указанной цели предлагаются следующие основные принципы легализации имущества:
легализация проводится для вовлечения в экономически оборот денег, а также иного имущества;
легализованные деньги не будут признаваться доходами граждан;
для граждан, легализующих имущество, предполагается освобождение от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности по ряду преступлений и правонарушений.
Планируемый период легализации – с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Вместе с тем, учитывая создавшиеся проблемы по итогам прошлой легализации, предлагается установить ряд ограничений по имуществу, не подлежащему легализации.
Так, к примеру, не будут подлежать легализации земельные участки и находящиеся на них здания и сооружения, расположенные на самовольно захваченных землях, в санитарно-защитных зонах, в водоохранных полосах и зонах водных объектов и другие, что в свою очередь позволит избежать в последующем негативных последствии проводимой акции государства.
Кроме того, по данным уполномоченных органов (министерства внутренних дел, транспорта и коммуникаций и сельского хозяйства) отсутствует необходимость в легализации движимого имущества, подлежащего государственной регистрации (кроме ценных бумаг), включая автомобильный транспорт, сельскохозяйственную технику и железнодорожный транспорт, поскольку его основная масса была легализована и зарегистрирована: автомашин порядка 74,0 тысяч, более 150 тыс. единиц легализованной сельскохозяйственной и иной техники, что составляет более 30% от общего количества зарегистрированной сельхозтехники.
В связи с чем, а также с учетом значительного упрощения процедуры государственной регистрации транспортных средств, сельхозтехники, к имуществу, не подлежащему легализации, отнесено также движимое имущество, подлежащее государственной регистрации, (кроме ценных бумаг).
По предлагаемой процедуре легализации денег, они должны вводиться в оборот путем зачисления на отдельно открытые сберегательные счета в банках второго уровня.
Особенностью планируемой акции является наличие альтернативы для граждан в выборе инструмента легализации денег.
Во-первых, деньги можно держать на счетах в банках второго уровня в течение трех лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам.
Во-вторых, при желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компании, институтов развития и акций в рамках Программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже.
В-третьих, граждане могут приобрести объекты в рамках второй волны приватизации.
Если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение с уплатой в бюджет сбора в размере 10 % от легализуемых денег.
Легализация имущества (кроме денег) проводится посредством подачи гражданами заявления и соответствующих документов в комиссию при местном исполнительном органе.
Имущество (кроме денег), подлежащее легализации, признается легализованным со дня вынесения решения комиссии о легализации такого имущества.
Легализованное имущество, подлежащее государственной регистрации, регистрируется субъектом легализации самостоятельно.
Гражданин, легализовавший имущество, самостоятельно несет расходы по регистрации легализованного имущества, включая расходы по подготовке и изготовлению правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.
Важно обратить внимание на следующее, что в республике предстоит внедрение всеобщего декларирования доходов граждан. В связи с чем, предлагаемая акция по легализации будет иметь положительный эффект для последующего отражения в налоговых декларациях реальных сведений.
Таким образом, проведение легализации имущества (включая деньги) обусловливает предпосылки для создания дополнительных экономических стимулов и правовых возможностей по возврату имущества в легальный экономический оборот.
Целями налоговой амнистии (легализации имущества, включая деньги) является:
сокращение «теневой» экономики;
привлечение дополнительных финансовых средств в экономику страны, увеличение инвестиций в экономику страны;
стабилизация платежного баланса;
дополнительные поступления в бюджет.
Опыт прошлых легализаций
Легализация – не новшество в мировой практике. Ряд стран Европы, многие штаты США проводят данную акцию по нескольку раз, поскольку проблема вывода капитала из тени является весьма актуальной во всех странах.
Так, программы по легализации доходов и капитала реализовывались в Индии – 5 раз, Португалии – 4 раза, Франции, Австрии, Ирландии – по 2 раза. Проходили легализации, причем также неоднократно в Италии. Были попытки амнистирования капиталов также в Бельгии и Германии.
К примеру, в США за период, начиная с 1982 года по 1997 год 40 штатов провели порядка 62 налоговых амнистий.
Казахстан, имея положительный опыт проведения легализации, который показывает, что данное мероприятие приносит позитивные результаты, как для граждан Казахстан, так и для развития экономики страны в целом. По итогам легализации 2001 года легализовано денег более чем на 480 млн. долларов США, по результатам легализации 2006-2007 годов легализовано денег и имущества порядка 845 млрд. тенге (6,8 млрд. долларов США), в бюджет поступили сборы за легализацию порядка 60 млрд. тенге (483 млн. долларов США).
Необходимо отметить, что легализованные деньги и имущество при выводе из «тени» начнут приносить доход в бюджет в виде налогов и сборов за финансовые и другие операции проводимые с ними. Кроме поступлений в бюджет уменьшится объем теневой экономики.
Легализация помимо всего обеспечит дополнительный приток неработающих средств из внешних и внутренних источников, что обусловит повышение кредитования экономики, уменьшение теневого оборота, а также увеличение поступлений в бюджет.