Около 20 тысяч казахов, по некоторым данным, проживает в Москве. Большинство из них лишено возможности смотреть казахское телевидение, молодое поколение теряет связь с родной культурой, между тем курсы казахского языка – только платные и не хватает учебных классов.
В Москве в январе 1991 года было зарегистрировано общество «Казахский язык». Сегодня оно стало Казахским культурным центром в Москве. С тех пор работа общества немного оживилась. Кроме того, в Москве действует отметивший недавно свое 20-летие казахский культурный центр «Мурагер», организованный казахскими бизнесменами-москвичами.
Общество «Казахский язык», объединившись с центром «Мурагер», начало издавать в 2006 году ежемесячную газету под названием «Казах тили». У этой восьмистраничной газеты есть своя двуязычная страничка в Интернете www.kazakh-tili.ru.
Главный редактор газеты «Казахский язык» Орынбасар Куандыков — выпускник Шымкентского института имени Мухтара Ауэзова (ныне это Южно-Казахстанский университет). Орынбасар Куандыков приехал 17 лет назад в Москву, чтобы учиться в аспирантуре, затем так и остался в российской столице. Сегодня он является старшим научным сотрудником Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук.
Орынбасар Куандыков говорит репортеру нашего радио Азаттык, что в газете «Казахский язык» менее половины материалов печатается на казахском языке:
— Мы несколько лет издаем газету «Казахский язык» тиражом 999 экземпляров. Она распространяется по 28 округам России, 60 процентов материала мы готовим на русском языке и 40 процентов, соответственно, на казахском. В 2007 году казахи одними из последних среди различных диаспор России создали в Самаре Федеральную национально-культурную автономию российских казахов. Сегодня многие национальные автономии в России финансируются российским государством, к тому же им оказывают помощь бизнесмены и деловые люди с их исторической родины. Мы же со своей привычкой оглядываться на всех и вся остались за бортом финансирования. Культурные центры украинцев, грузин, армян расположены в таких роскошных зданиях, что иначе как дворцами их не назовешь. В этом году корейцам в Москве выделена территория площадью в один гектар по улице Профсоюзной.
Орынбасар Куандыков не исключает, что дети казахов-москвичей забудут свой родной язык и культуру, если не создавать школы с этно-компонентами:
— Положение в нашем культурном центре оставляет желать лучшего. Многие казахи не знают казахского языка. Молодое поколение полностью потеряло связь со своими родным языком и культурой. Если не создавать школы с этно-компонентами, не открывать курсы казахского языка, то в недалеком будущем мы полностью забудем свой язык. Согласен, что в таком крупнейшем мегаполисе, как Москва, трудно открыть школу и собрать там со всех концов города детей казахов, так как невозможно отправить на транспорте своего ребенка с одного конца города в другой — одного его не отправишь в автобусе или метро. Но, тем не менее, в местах компактного проживания казахов в российских округах это возможно сделать.
В Москве при обществе «Казахский язык» образована группа по обучению казахскому языку. Желающих изучать родной язык собралось немало. Но эти курсы платные. Среди прочих проблем Орынбасар Куандыков говорит и об отсутствии помощи со стороны Казахстана:
— Однако у нас нет возможности обучать языку одновременно 20 — 30 человек. Нужны учебные классы. Но чтобы помочь решить эту проблему, никто с казахстанской стороны не протянул руку помощи. Лично я отправлял детей на год учиться в Казахстан к своим родителям. С тех пор они хорошо владеют языком, и поэтому дома мы говорим только по-казахски. Я не хвалюсь, но по сравнению с моими детьми многие взрослые здесь не знают ведь элементарного.
Рассказал главный редактор газеты «Казахский язык» Орынбасар Куандыков репортеру нашего радио Азаттык и о том, почему московские казахи не имеют возможность смотреть казахское телевидение.
— Не то что на казахском языке, даже на русском мы получаем изредка информацию о Казахстане. Не имеем возможности смотреть телеканалы «Казахстан» и «Хабар». Мы все знаем о существовании спутникового канала «Каспионет». Сегодня говорят, то ли спутник потерялся, то ли что-то еще с ним случилось, но этот канал мы не имеем возможность смотреть. Чтобы установить спутниковую тарелку, необходимо порядка 20 — 25 тысяч рублей. К тому же его абонентская ежемесячная плата составляет около 10 — 15 тысяч рублей. Не каждый казах у нас это может себе позволить. И никому нет дела, что у нас такое положение, — говорит Орынбасар Куандыков.
Он удивлен, куда делись средства, выделенные на поддержку соотечественников.
— Здешней власти до нас нет дела, мы не нужны и своей родине, не можем получить оттуда никаких сведений. Хоть мы и находимся недалеко от Казахстана, но у нас нет никаких связей с Казахстаном. Насколько я знаю, в 2007 году была принята программа по поддержке соотечественников, живущих за границей. Иногда мне интересно узнать, куда делись средства, выделенные государством на эти цели, — вопрошает Орынбасар Куандыков.
Орынбасар Куандыков утверждает в разговоре с репортером нашего радио Азаттык, что казахстанское посольство в Москве оказывает им только моральную поддержку и добавляет:
— В день рождения Абая мы возлагаем цветы к памятнику Абая в Москве, проводим абаевские чтения.
Орынбасар Куандыков высказывает тревогу в связи с движением скинхедов:
— Всем известно, что сейчас в Москве сильно развито преступное движение ксенофобов. В последние годы от рук так называемых скинхедов немало пострадало азиатов, в том числе среди них есть кыргызы, и таджики, и казахи. В конце прошлого года в Москве был убит казахский студент Ерлан Айтымов. Но до нас так и не дошли точные сведения о причинах и обстоятельствах его смерти.
Со слов Орынбасара Куандыкова стало известно, что члены правления общества «Казахский язык» направили запросы относительно убийства Ерлана Айтымова в соответствующие органы, но никаких результатов так и не добились.
— И все-таки страшно отправляет своих детей одних в школы. Они поздно возвращаются со школы, поэтому мы вынуждены утром отвозить их в школу и вечером дожидаться их возле школы, — говорит Орынбасар Куандыков.
По некоторым данным, каждый третий казах живет вне Казахстана. Казахские диаспоры существуют в 40 странах мира. Всего казахская диаспора в России насчитывает около одного миллиона человек.