Все детство мое прошло в Старом городе. Здесь же появились первые друзья, здесь же жили одноклассники. Мне вспоминаются каналы, которые проходили практически через каждый двор. Но больше всего вспоминаются наши летние купания. Благо куда-то специально ходить не приходилось. Собирались у одноклассника дома – и вот тебе пикник у реки: много домов в Старом городе стоит вдоль Кошкараты.
Но с наступлением слякотного сезона дома эти с завидной регулярностью оказывались подтопленными. Люди каждый год ремонтировали жилье самостоятельно, пока не узнали, что им компенсация полагается. Тем более в Законе «О гражданской защите» так и говорится: «…Физические лица вправе требовать возмещения ущерба в связи с причинением вреда здоровью либо со смертью близких родственников… Вред (ущерб), причиненный здоровью и имуществу физических лиц чрезвычайными ситуациями природного характера, возмещается в пределах, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей пострадавших, в порядке, определяемом правительством Республики Казахстан. Построенное жилище предоставляется гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, в порядке, определяемом правительством Республики Казахстан».
В то же время есть перечень, согласно которому возмещение ущерба не полагается. Так, «не подлежат возмещению:
1) временные строения, хозяйственно-бытовые и иные постройки, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности к объектам недвижимости, а также незаконно построенные объекты;
2) ценная одежда, предметы роскоши либо изготовленные из драгоценных металлов, предметы, имеющие художественную ценность».
Получается, если дом построен вдоль реки и это строение узаконено, то владелец имеет полное право на выплату компенсации? Оказывается, все не так просто, как кажется.
«Дело в том, что помимо Закона «О гражданской защите» существует и такое понятие, как «санитарно-охранная зона». А наши граждане предпочитают делать вид, что ничего об этом не знают», – говорит заместитель акима Шымкента Бейсенбек Жанбосынов.
Именно вопросам выплаты компенсации в случае ЧС и было посвящено совещание, которое на днях прошло в городской администрации. Сейчас, по словам заместителя акима, при каждом райакимате будут работать мобильные группы, которые и проведут инвентаризацию всех строений, прилегающих к каналам и рекам.
«В любых охранных зонах строительство запрещено или ограничено. Есть водоохранные полосы, их размер составляет минимум 35 метров от уреза воды. Другое дело, что люди в свое время узаконили свои строения, но и тогда рассчитывать на выплату компенсации в случае ЧС люди рассчитывать не могут, потому что дома построены с нарушением законов РК», – подчеркнул заместитель акима Шымкента Бейсенбек Жанбосынов.
Как пояснила ведущий специалист управления архитектуры и градостроительства ЮКО Лариса Смирнова, согласно проекту, предоставленному природоохранниками, водоохранная зона рек составляет не менее 20 метров от уреза, но и это не предел. «Это расстояние, которое указывают экологи, но по СНиПам расстояние должно составлять не менее 35 метров, – говорит специалист. – Что касается каналов, то там с учетом проведенных коммуникаций (а у них только от оси санитарно-защитная зона составляет 15 метров) расстояние должно составлять не менее 20 метров».
Вот и получается, что все дома, построенные сегодня вдоль шымкентских рек и каналов, можно считать вне закона. Я уж не говорю о модном поветрии последних лет – строить кафе прямо на реках. А что, сидишь на топчане, а под тобой несет свои воды пока спокойная река.
Уже начиная с 1 сентября специалисты райакиматов начали обход домов, построенных вдоль рек и каналов. Как рассказали в Енбекшинском акимате, работа предстоит немалая. Ведь надо не просто дома обойти, но и с людьми разъяснительную работу провести.
«У нас около 250 таких домов. В основном со стороны Чапаевки и на новых территориях. Вы не поверите, в населенных пунктах, присоединенных к нашему району, есть дома, построенные прямо в пойме реки. Мы будем им разъяснять, что в случае подтопления рассчитывать на какое-либо возмещение ущерба они не могут, потому что дома возведены с нарушением как Экологического кодекса, так и СНиПов», – подчеркнул начальник отдела по работе с населением акимата Енбекшинского района Александр Малахов.
Сотрудники Абайского райакимата каждый день раздают предписания жителям, в которых требуют, согласно поручению акима, освободить доступ к рекам и каналам.
«Мы отправили уже более 80 уведомлений, но это не предел. Требуем, чтобы люди снесли заборы, постройки, перекрывающие доступ к берегам. Мы должны обеспечивать чистоту рек, но как, если все перекрыто? Помимо этого объясняем жителям, что в случае разлива рек и, как следствие, подтопления их домов рассчитывать на компенсацию они не могут, потому что дома свои построили с нарушениями», – пояснил заместитель акима Абайского района Нурлан Тлеш.
Подобную работу проводят и сотрудники акимата Аль-Фарабийского района. «У нас в основном дома построены вдоль Карасу и Кошкараты. И самая большая проблема по Старому городу – там по многим участкам река оказалась словно в личном пользовании жителей. Пора менять такое отношение к водным артериям Шымкента», – сказал аким Аль-Фарабийского района Бауыржан Калжанов.
Совершенно законно возникает вопрос – а что делать людям? Рассчитывать только на себя и строить дома на максимальном (насколько позволяет участок) расстоянии от реки. Тем более случаи, когда в выплате компенсации отказывали именно по причине строительства дома в неположенном месте, уже были.
Ирада АБЗАЛОВА
Источник: Отырар-TV