АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Андрей КОРОЛЕВ. Кто там в Третьем секторе

images (2)На сегодняшний день отечественные неправительственные организации, добившись определенного статуса в качестве институтов Гражданского общества, пытаются стать полноправными участниками социальных процессов в стране. Однако лишь некоторые из зарегистрированных в республике НПО являются реальными институтами гражданского общества.

Во многих странах мира гражданское общество играет значительную роль в процессе становления, укрепления и развития государства. В этом плане Казахстан не стал исключением. На сегодня в республике зарегистрировано более 27 000 неправительственных организаций (НПО). Многие из них известны гражданам страны. Вместе с тем значительная часть общественных объединений находится в «коматозном» состоянии, разрабатывая проектные предложения и ожидая очередных конкурсов, где победители рассчитывают получить очередной грант. При этом по разным подсчетам в стране реально действуют не более 18 000 НПО.

На сегодня ситуация в «Третьем секторе», как обобщенно называют институты гражданского общества, демонстрирует поступательное развитие и внушает оптимизм. Но подобную картину не всегда можно было наблюдать в нашей стране. После развала Советского Союза стали образовываться новые государства, со всеми, присущими им атрибутами, в том числе и институтами гражданского общества. Однако во многом была вынужденная мера.

Так, после парада суверенитетов республик, начался процесс разрушения промышленно-хозяйственных связей, а с ними и предприятий. В результате много высококлассных специалистов осталось без работы. Вместе с тем занятая ими активная жизненная позиция способствовала вовлечению армии профессиональных работников, а ныне безработных, в Третий сектор. Постепенно стали выкристаллизовываться неправительственные организации, многие из которых прошли свой первый этап становления на материально-технической базе любезно предоставленной им международными организациями. При этом НПО стали постепенно занимать те ниши, которые государственные органы не могли заполнить в силу ряда причин. Основными направлениями деятельности новоиспеченных институтов гражданского общества стали: экологическое, правозащитное, культурное, образовательное, социальное, гендерное, молодежное и др.

Так, большую популярность в стране и за рубежом приобрело экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное по инициативе поэта Олжаса Сулейменова весной 1989 года. В среде правозащитников большую популярность приобрел Алматинский Хельсинский комитет, созданный в 1990 году, а также общественное объединение «Международное бюро по правам человека и соблюдению законности», основанное в 1993 году. Одним из «старожил» Третьего сектора является зарегистрированное в 1992 году Движение социальной защиты пенсионеров «Поколение», являющееся членом Международной коалиции пожилых людей при ООН.

Многие отечественные НПО сосредоточили свою деятельность на оказании социальных услуг населению в таких сферах, как работа с детьми и молодежью, здравоохранение, гендерное развитие, защита прав человека и укрепление гражданского общества.

При этом характерной особенностью казахстанского рынка социальных услуг является ориентированность поставщиков этих услуг (НПО) на формат консультационной, информационной и в целом пропагандистской работы. Непосредственно услуги по решению конкретных проблем населения, (поддержка инвалидов, работа с трудными подростками, содержание реабилитационных центров и т.д.) оказывают менее 10 процентов казахстанских НПО.

В этом плане казахстанский рынок социальных услуг значительно отличается от рынка западных стран, где в налоговых законодательствах предусмотрены различные механизмы поощрения коммерческих структур, оказывающих поддержку НПО. Вполне вероятно, что и отечественные компании могли бы оказывать спонсорскую помощь «Третьему сектору», однако для этого необходимо создать для них условия, способные заинтересовать участвовать бизнес структуры в поддержке отечественных институтов гражданского общества.