(псевдоним автора — «Алаш азаматы» https://vk.com/asankaygy. Пишу на русском, потому что адресовано в первую очередь русскоязычным казахам)
Под словами «такими, какие они есть сейчас» я имею ввиду: разобщенность; стремление к личной выгоде, а не общей; стремление только к материальным благам, а не духовным; неуважение к своим корням, культуре и истории; и т.д. Этот список можно долго продолжать.
Так почему же мы такие?
Почему если «тронешь» представителя кавказской национальности, через некоторое время соберется масса его земляков, чтобы его защитить, а если тронешь казаха, то такого не будет?
Почему на всех уровнях от семейно-родственных до общегосударственных мы постоянно делимся на группировки и готовы взять в союзники представителя других наций, но только не своих же казахов, только потому что они в другой группировке?
Почему наши чиновники больше озабочены обеспечением своих семей, а не заботой о своем народе?
Почему немалая часть наших казашек готовы прыгнуть в постель к иностранцу, и презирают парней своей нации?
Почему нас волнует не воспитание наших детей достойными людьми, которых заботит судьба своей нации, а воспитание их в идее выживания, чтобы они были шустрые, сумели стать начальниками и обеспечить семью и родню?
Почему когда наступает день памяти жертв Голодомора и политических репрессий наши мемориалы в честь павшим жертв не усыпаны цветами, почему мы самоорганизовываемся только в том случае, когда нам прикажет или укажет наше начальство, директорат, ректорат и т д, где наша самоинициативность?
Почему ради толерантности мы боимся показывать что мы казахи, почему не говорим по-казахски в общественных местах, не включаем казахскую музыку, почему ассоциировать проявление своей культуры с малограмотностью и деревенщиной, иначе говоря «мамбетизмом»?
Мы можем сколько угодно обвинять друг друга в этих грехах, однако этим проблема не решится. Никто не станет лучше от критики. Нужно найти проблему и решить ее. Проблема в наших головах. Но немногие догадываются о ней, точнее почти никто не догадывается.
Вся проблема, дорогие мои единокровники, в нескольких исторических событиях произошедших с нашей нацией в начале прошлого века. Казахи, жившие до этих событий и после этих событий — это два разных народа. И как вы уже наверное догадались, этими событиями являются — ГОЛОДОМОР И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ.
До г-ра и полит. р-ий казахи были верны идеалам своих предков — были гордым, независимым народом, с высоким самосознанием, чувством единства, и готовностью пожертвовать собой ради общей цели. После этих событий мы видим испуганное стадо, готовое сделать все чтобы выжить и чтобы их никто не трогал.
Воистину, такие страшные события случались лишь с некоторыми нациями. Не все нации подвергались уничтожению более половины своей численности, поеданию своих сородичей ради выживания, убийству своих лучших сынов.
Произошла «деформация сознания». Эти трагические события сделали нас теми, кто мы есть сейчас. Только представьте…
По сведениям казахского национального лидера Алихана Букейханова численность казахов сократилась с 6,47 миллиона в 1924 году до 2,1 миллиона в 1937 году. Потери казахов от голода 1932–1933 годов составили 4 миллиона 68 тысяч человек. ТО ЕСТЬ УМЕРЛИ ДВОЕ КАЗАХОВ ИЗ ТРЕХ.
По сведениям профессора Мекемтаса Мырзахметулы в 1937 году политическим репрессиям были расстреляны как «враги народа» 1 таджик, 7 узбеков, 40 кыргызов, а число казахов подвергнутых репрессиям превышало 25 тысяч человек. ТО ЕСТЬ БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ ВСЕ ОБРАЗОВАННЫЕ КАЗАХИ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ЗАЩИТИТЬ СВОЙ НАРОД.
Все это отразилось на генетической памяти нашей нации. Это причина того, что мы боимся защитить своих братьев и сестёр. Из-за этого нам более важно свое выживание, а не забота о всей нации. Мы испугались что умрем от голода так же как и другие казахи, поэтому делали всё чтобы выжить. Мы стали думать как бы выжить, и нас не интересовало ничего кроме этого. Мы боялись, что если будем защищать своих, нас расстреляют как расстреляли наших лучших сынов — «алашордынцев». Мы писали доносы на своих же по этим же причинам. После уничтожения генофонда нации — лучших сыновей казахов, остались лишь те кто их сдавал, арестовывал и расстреливал, и те которым было все равно до политики и больших дел.
Все это деформировало наше сознание. Наша историческая память и преемственность поколений были прерваны. Так большинство стали «манкуртами» — Иванами, не помнящими родства; людьми без роду, без племени. После превращения казахов в стадо пугающихся овец было легко переписать историю на тот лад, который выгоден победителям. Были скрыты деяния алашордынцев, голодомор был назван вынужденной мерой. Я уже не говорю о средневековой истории. Называться казахом, говорить по казахски, чтить казахскую культуру и традиции стало «отсталым». Были придуманы специальные клички — «мамбет», «борх», «аулбаец», «колхозник», «казахпай» и т.д.
Ответы на те вопросы, которые я писал вначале, по логике уже сами найдете. Теперь стоит другой вопрос. «Ладно, мы поняли в чем дело. А что нам то теперь делать? Как мы можем изменить ситуацию?» — спросите вы.
По этому поводу, хотел бы обратиться с призывом ко всем казахам, особенно к молодежи.
Самое главной и важной проблемой является отсутствие у нас национального духа, самосознания и гордости за свой народ. Чтобы их возродить нужно в первую очередь изучать историю своего народа, НАПИСАННУЮ НЕ ТЕМИ КТО ПОДЧИНИЛ КАЗАХОВ И УСТРОИЛ ВСЕ ЭТИ БЕДСТВИЯ.
Изучив ее вы почувствуете единство со всеми казахами, будете сопереживать своим единокровникам, будете чувствовать духовную связь со своими предками, будете гордиться победами своих предков, у вас проснется гордость за свой народ и чувство собственного достоинства. Вы будете знать кто вы и откуда, и не дадите никому тыкать в вас пальцем. Будете знать от кого что ожидать. Изучив прошлое вы поймете настоящее и увидите будущее своего народа.
Как каждый человек опирается на свой прошлый опыт и на свою память, так и народы опираются на историческую память. Без нее мы никто, мы люди в амнезии, не знающие кто мы. Чтобы понять кто вы есть, изучайте свою национальную историю.
С уважением и огромной любовью ко всем казахам (городским и сельским, старшим и младшим, русскоязычным и казахскоязычным) Алаш азаматы.