АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Эксперт рассказал о бензиновом будущем Казахстана

gsm_2Проблема дефицита ГСМ приобрела такие масштабы, что к ее решению подключился «Нур Отан» во главе с Даригой Назарбаевой. Финансист Галим Хусаинов побывал на заседании партии и написал свои тезисы по итогам обсуждения

Дефицит ГСМ в Казахстане является следствием нехватки мощностей наших НПЗ. На сегодня порядка 800 тыс. тонн по АИ 92 и 500 тыс. тонн по дизельному топливу. В текущей ситуации, методом ручного управления, наши НПЗ более или менее загружены нефтью, поэтому главный вопрос остается в импорте дефицита из-за рубежа. Разница в ценах на ГСМ, приграничная торговля, и аварийная остановка НПЗ в России. Все это привело к тому, что импортировать ГСМ очень сложно. Соответственно, сейчас в ручном режиме пытаются решить вопрос обеспечения ГСМ. Это текущая краткосрочная ситуация. Падение рубля по отношению к доллару серьезно поможет нашему Минэнерго в решении данной проблемы.

Соответственно, сейчас так или иначе, решат проблему.

Второй вопрос, который стоял на повестке – это решение проблемы путем реконструкции 3-х НПЗ и строительство (пристройка) 4-го НПЗ.

Сейчас в целом, три завода в совокупности могут переработать порядка 14,5 млн тонн нефти, после реконструкции планируется переработка 18 млн тонн, и при строительстве (пристройке) 4-го НПЗ общий объем переработки составит порядка 24 млн тонн.

И здесь главный вопрос, который встает, это обеспечение сырьем данных заводов, а также сбыт излишней продукции, так как увеличится выход светлых и в целом возрастет переработка.

По первому вопросу — все сложно. Текущие запасы мелких и средних месторождений иссекают, а крупные гиганты вряд ли будут продавать нефть на местный рынок, так как у них имеются контракты, позволяющие им практически все экспортировать в страны дальнего зарубежья (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган). Они будут только в одном случае продавать на внутреннем рынке, если это будет выгодно, а при регулировании внутренних цен, такой выгодности будет достичь сложно.

Если несколько лет назад принудительно заставляли сдавать на внутренний рынок порядка 25% , то сейчас уже 35%. Минэнерго устанавливает квоты на экспорт для каждого недропользователя, что позволяет им регулировать поставки на внутренний рынок. Но тенденция такова, что с каждым годом долю придется повышать, что будет вызывать недовольство мелких и средних недропользователей. Такой метод ручного управления ни к чему хорошему не приведет, а чтобы сохранить долю на текущем уровне, нужно вводить новые месторождения и стимулировать разведку и добычу. К сожалению, у нас разведка и добыча вообще никак не стимулируется, только наоборот, происходит усложнение в принятии решений. У мелких и средних недропользователей нет ресурсов влиять на ситуацию, в отличии от крупных игроков, и им приходится, либо проходить круги ада, либо договариваться.

В общем, могу спрогнозировать, что после ввода новых НПЗ, будет новая проблема – обеспечение сырьем (просто парадокс для нефтяной державы).
На счет сбыта, конечно, есть опасения, но – переизбыток мощностей позволит увеличить конкуренцию на этом рынке, что скажется на стоимости услуг переработки, маржи оптовиков и трейдеров и повлияет на стоимость ГСМ. В этом смысле, если и строить новый завод, то лучше отдельно от текущих, так как это повысит конкуренцию. Может быть, заводы будут загружены не на полную мощность, но это позволит увеличить наш экспорт, а экспорт продукции более высокого передела всегда выгоднее, чем просто сырье и меньше подвержено колебаниям цен.

Если наш бензин будет дешевле, то не думаю, что Россия откажется от него. К тому же КМГ («КазМунайГаз»)нужно подумать о развитии своей сети АЗС в России, а не в Румынии, так как продавать через собственную сеть в России будет очень выгодно и позволит решить вопрос со сбытом (частично). Мы боимся конкуренции, так мне показалось из выступлений наших уважаемых нефтяников», — написал Хусаинов.

Напомним, недавно сорвались поставки бензина из Азербайджана в Казахстана. Дополнительные объемы топлива пришлось заказывать в России и Беларуси.