АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Президенты Казахстана, Ирана и Туркмении откроют ж/д коридор на маршруте «Север — Юг»

2014120310273992747_5077686Новый железнодорожный коридор на маршруте «Север — Юг» откроют в среду президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и Ирана Хасан Роухани. Совместными усилиями трех государств построена более чем 900-километровая железнодорожная линия — от казахстанских степей через туркменскую пустыню Каракумы в горную провинцию Гулистан на севере Ирана, сообщает ТАСС.

Проект осуществлялся при содействии Азиатского и Исламского банков развития.

Узловыми на этом маршруте стали казахстанская станция Узень, туркменские Кызылгая, Берекет и Этрек, а также иранская Горган. Самый протяженный — почти 700-километровый участок магистрали — приходится на территорию Туркмении. Именно завершение его строительства и стыковка с иранским участком и станут означать полномасштабный пуск нового транспортного коридора. Торжественная церемония состоится на приграничных станциях Этрек (Туркмения) и Инче- Бурун (Иран), где побывают главы трех государств.
Соглашение о строительстве дороги Казахстан — Туркмения — Иран (КТИ) было подписано лидерами трех государств в 2007 году, работы же начались в 2009. Казахстанский участок (120 км) был закончен первым — в 2012 году, а в 2013 состоялась его стыковка с туркменским участком Кызылгая — Берекет. В посвященном этому событию торжестве приняли участие президенты Туркмении и Казахстана.

«В связи с прокладкой железной дороги в направлении Персидского залива товарооборот Казахстана за этот год вырос на 38%», — констатировал Назарбаев, прибывший во вторник с официальным визитом в Туркмению. Как отмечали во время переговоров в Ашхабаде Назарбаев и Бердымухамедов, новый транспортный коридор позволит наиболее полно реализовать транзитно-транспортный потенциал двух стран.

Маршрут Узень — Горган на 600 км короче, чем существующий с 1996 года путь из казахстанского Бейнау в иранский Мешхед, проходящий через туркменские населенные пункты Дашогуз, Туркменабат, Теджен и Серахс. По словам представителей трех стран, перевалка грузов вырастет с 3 до 10 млн тонн в год.

Железнодорожный транзит, который предлагают сегодня Казахстан и Туркмения, может послужить и расширению экономических связей России и Ирана, а именно реализации российско-иранского торгового договора о поставках иранской нефти в обмен на российское зерно, оборудование и другие промышленные товары. По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, Москва также рассчитывает заключить с Тегераном контракты на экспорт несырьевых товаров. Таким образом, открытие нового торгового маршрута усилит не только торгово-экономические связи, но и региональные и геополитические позиции Туркмении, Ирана и Казахстана.

Анна Курбанова