АЛТЫНОРДА
Культурное наследие

Шынгысхан. На пути к объединению степи. Битва с меркитами и найманами.

Nomadez bagaturНесколько лет назад местный краевед Федор Шершнев нашел за ипподромом восточнее села Катон-Карагай старинный монгольский нож эпохи завоевательских походов основателя Монгольской империи, Потрясателя Вселенной Чингисхана.

– Нож лежал почти на поверхности земли, – рассказывает Федор Иванович. – Я принес его домой, а через два-три дня через наше село проезжала экспедиция археологов во главе с профессором Зайнуллой Самашевым, которым я показал находку. Археологи сразу сказали, что по форме он является именно монгольским. Через некоторое время я показал нож сотрудникам областного краеведческого музея, которые, сверив его с рисунками специального атласа, также сделали вывод о том, что он монгольский и относится к началу XIII века. Исследовав соответствующую историческую литературу, я понял, что найденный мною раритет лежал как раз на месте основной битвы Чингисхана с объединенным войском меркитов и найманов, состоявшейся летом 1205 года…

Мне посчастливилось прикоснуться к этому свидетельству древних монгольских сражений. Нож по размерам довольно-таки увесистый, его длина составляет 170 миллиметров, ширина лезвия – 25. Спинка клинка прямая, толщина обушка – от двух до шести миллиметров. 70-миллиметровый черешок, скорей всего, крепился к куску маральего или сайгачьего рога, который, конечно, после стольких лет полностью разрушился.

Сам же клинок, по-видимому, был сделан из отменной стали, коли за прошедшие восемь столетий, находясь близко к поверхности земли, почти сохранил свою изначальную форму. Значит, принадлежал он кому-то из представителей монгольской знати. Кто знает, может, даже самому Чингисхану, который в молодости и сам нередко бросался в гущу битвы. Ведь в те годы великий монгольский завоеватель еще не был Чингисханом, его все называли именем, данным при рождении, – Тэмуджин.

И вот этот нож в моей руке. В сознании всплывают картины великих сражений, слышится лязг кривых сабель, ржание лошадей, предсмертные крики воинов…
00001263
Война с меркитами

Известно, что после разгрома Тэмуджином в 1202 году татарских племен, повинных в гибели его отца Есугея, к нему начали стекаться воины из многочисленных разрозненных монгольских племен. Он начал создавать свою армию, установив в ней железную дисциплину. Одним из примеров «обкатки» этого войска стала его первая победа над кереитами в 1203 году и меркитами – осенью 1204 года.

Из истории мы знаем, что меркиты издавна славились своей воинственностью. Во время одного из меркитских налетов они даже захватили в плен жену Тэмуджина Борте. Позже, конечно, он ее отбил с помощью Тогорила (Ван-хана) кэрэитского, во время крупного сражения в селенгинской степи Буури-Хээрэ.
Однако будущий Потрясатель Вселенной все равно жаждал мести и не оставлял попыток преследовать меркитов. Даже несмотря на то, что мать Тэмуджина Оэлун происходила из этого племени. (Кстати, позже его второй женой стала также меркитка по имени Хулан-хатун).

Вторая битва состоялась осенью 1204 года в урочище Харадал-Худжаур в южной Бурятии. Тогда меркиты были разбиты, остатки племени вместе с их правителем Тохтоа-беки бежали в Баргуджин-Токум – легендарную страну у озера Байкал.

Собираясь весной 1205 года в очередной поход на меркитов, Тэмуджин, естественно, ни слова не сказал о своих планах ни матери, ни жене. Быстро собравшись, войско выдвинулось на северо-запад. Но, несмотря на то, что поход готовился в строжайшей тайне, кто-то сумел предупредить меркитов, и они вместе со стадами и обозами отступили подальше от гнева монгольского хана и поближе к центру Южного Алтая, где объединились с найма-
нами.

Однако вскоре Тэмуджин настиг беглецов в Катон-Карагайской долине. Ведь его рать шла налегке, воины с собой вели только запасных лошадей.

Несмотря на грозность монгольского войска, соотношение сил было далеко не в его пользу. Если у Тэмуджина было всего пять тысяч воинов, то объединенные племена меркитов и найманов выставили на битву порядка 15 тысяч. Замысел Тохтоа-беки и правителя найманов Кучулука заключался в том, что преследователей возьмут в «подкову», окружат и уничтожат. Однако талантливый полководец опробовал в этой битве тактику, которая в последующем многократно приносила ему победы.

Сеча у Бухтармы

Для стратегии и тактики стали характерными тщательная разведка, внезапность нападения, стремление расчленить силы противника, устройство засад с использованием специальных отрядов для заманивания неприятеля, маневрирование крупными массами конницы и т.д. К тому же войско было очень дисциплинированным и уже закаленным в прежних битвах. Меркиты в очередной раз потерпели сокрушительное поражение, самое большое, после которого уже не смогли оправиться. Сам Тохтоа-беки погиб.

Выполняя приказ своего безжалостного повелителя, монгольские воины, как волки, преследовали оставшуюся часть неприятеля в которой в основном были уже лишь найманы, по левобережью Бухтармы, пока не догнали их у слияния с Иртышом. Зажатые на узкой полоске земли найманы дали преследователям последний отчаянный бой. Большинство погибло или утонуло в водах Иртыша. Павших на поле брани воинов попросту побросали в воду.

Кучулук со своими людьми сбежал к кара-китаям (юго-западнее озера Балхаш). Сыновья Тохтоа-беки направились к кыпчакам, взяв с собой отрубленную голову отца. Их пристанищем стало место, названное потом Мерке (ныне – станция, село и район в Жамбылской области).

Монгольские воины, забрав лошадей, по пролегавшей здесь Северной ветви Великого Шелкового пути ушли домой. Приближалась осень, Тэмуджин знал, что горные перевалы вскоре могут закрыться.

Через полгода после битвы у Бухтармы, весной 1206 года, на курултае у истоков реки Онон Тэмуджина подняли на белом войлоке и провозгласили великим ханом над всеми племенами, присвоив титул «Чингисхан». Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие меж собой кочевые племена объединились в единое государство. Вступил в силу новый закон – Яса Чингисхана.

zggM3ayaA5UW53G2N975z8T2hbmY6W

«Братская могила»

Надо сказать, что в ранней советской историографии о битве при Бухтарме говорилось довольно скупо. Более подробно изучил это грандиозное событие археолог Сергей Сорокин, проведший здесь раскопки в 1962-1965 годах. Именно тогда за Катон-Карагаем были обнаружены массовые захоронения меркитов и найманов. При раскопках кургана археологи наткнулись на длинный ров, в котором лежали останки воинов в два ряда, голова к голове, в пять слоев. Так Сергей Сергеевич определил численность разгромленного меркитско-найманского войска.

Кости во рву сохранились плохо, так как лежали практически на поверхности. Сверху они были покрыты лишь тонким слоем некрупных камней, из чего археологи сделали вывод о том, что погибших захоронили оставшиеся в живых женщины, старики и дети.

Там же, в «братской могиле» обнаружены целые россыпи наконечников монгольских стрел. Они отличались тем, что по бокам имелись крючки, и чтобы вытащить вонзенную в тело стрелу, рану приходилось разрезать. А если потянуть за древко, оно выдергивается, а наконечник остается, причиняя человеку, если он еще жив, дополнительные страдания. То есть все было сделано для того, чтобы надолго вывести неприятеля из строя. В данном же случае воины Тэмуджина просто вытащили из тел своих врагов древки, оставив наконечники. Ведь фрагментов древков в захоронении обнаружено не было. Это говорит о том, что они ценились больше, чем металлические наконечники, отливаемые из железа…

Шамиль Багаутдинов

Катон-Карагайский район

26 декабря 2014

Источник — Рудный Алтай
Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1419922380