Досрочные выборы президента республики Казахстан? Почему именно в этом году? И, здесь необходимо напомнить слова президента Российской Федерации Владимира Путина о загнанной в угол крысе, под которой он имел в виду нынешнее кремлевское руководство, способное в отчаянии пойти на самые нетривиальные шаги.
В такой сложной геополитической ситуации, которую весь мир переживает в связи с российско – украинским конфликтом, Казахстану на ближайшую временную перспективу необходимо предпринять сверх взвешенные шаги по защите своей территориальной целостности. И ошибки в данном случае не допустимы. Мы не имеем на них права.
Уже сейчас ясно, что впереди нас ждут нелегкие времена. Поэтому Казахстану требуется исключить все допустимые риски, связанные с выборами президента страны, которые, как мы видим на опыте других государств, в условиях вмешательства внешних сил, часто заканчиваются цветными революциями.
И с этой точки зрения выборы президента Казахстана лучше провести сейчас, пока он находится на пике своей популярности, чем откладывать на потом, на 2016 год.
Об этом, как и о многом другом, наша беседа с Директором Института регионального развития, профессором Валиханом Тулешевым.
Серик МАЛЕЕВ: — Валихан, я знаю, что на разных дискуссионных площадках в кругу казахстанских политологов вы уже обсуждали эту тему. Но этот вопрос вызывает интерес и у общества. С чем еще, на твой взгляд, связана инициатива Ассамблеи народа Казахстана о проведении досрочных выборов президента Казахстана?
Предупреждаю, меня официальная точка зрения в данном вопросе не интересует. Мне интересно только то, что думаешь ты лично.
Валихан Тулешев: — Необходимость досрочных выборов президента Казахстана связана, во-первых, с ситуацией на Украине. Мы пытались уговорить нашего партнера Россию поступать более разумно и рационально, не поддерживая сепаратистов на юго-востоке Украины. Но эта попытка не удалась. Хотя наш президент не оставляет попыток более мягкого решения украинского вопроса. Запад же считает, что Казахстан остается скрытым союзником России в данном геополитическом конфликте.
Разумеется, это неверное понимание нашей позиции, занимаемой в отношении украинско-российского конфликта. Потому что мы всегда отстаивали принципы многовекторности нашей политики.
Контекст казахстанской многовекторности как раз и заключается в том, чтобы все стороны нашли более мягкое решение этой проблемы. А мы готовы выступить в данном переговорном процессе в качестве «честного менеджера», который не пытается лоббировать интересы ни одной из сторон конфликта. Ни России, ни Украины.
Но в современном мире тенденции геополитики, как мы видим, развиваются по более опасному и жесткому пути, ведущему к появлению рисков и для нашей страны. И нам необходимо сегодня этот фактор учитывать.
Другой момент, связанный с досрочными выборами, завязан на нашу экономику. За годы независимости, как мы сами были тому свидетелями, у нас в стране развивался товарный капитализм, когда доминирует торговля.
Сегодня же, в непростых условиях мирового кризиса, мы пытаемся сделать акцент на науку и производство. Мы строим новые предприятия в масштабе всей страны. Нам необходимо диверсифицировать свою экономику. Чтобы обеспечить рост рабочих мест и сгладить негативные последствия сырьевого кризиса.
С.М: — А как, на твой взгляд, слухи о том, что на этих выборах нас может ожидать сюрприз, и Назарбаев может передать власть своему преемнику, имени которого мы пока еще не знаем?
В.Т: — На сегодняшний день ни Масимов, ни Кулибаев, ни другие представители элиты, рассматриваемые в качестве реальных преемников Назарбаева, я полагаю, не смогут правильно рассчитать траекторию казахстанской внешней политики, ведущей к выходу из возникающих опасных развилок российско-украинского дипломатического и военного лабиринта. Например, Бакытжан Сагинтаев высказался в пользу протекционистких мер по отношению к подешевевшим российским товарам, пересекающим нашу границу. Чем вызвал крайнее недовольство российской стороны. Но президент с Сагинтаевым не согласился, и оставил ситуацию без изменения. С учетом настроения простых наших граждан, закупающих сегодня в России подешевевшие автомобили и бытовую технику.
Президент в данном случае полагает, что при вступлении Казахстана в ВТО представителям казахстанского крупного бизнеса придется пережить еще более острую конкуренцию со стороны мировых производителей. А значит, казахстанскому бизнесу необходимо приспосабливаться к новым условиям ведения дела. Вместо того, чтобы требовать от государства создания препон для зарубежных товаропроизводителей на границе нашей страны.
В данном случае мы видим, что президент наш, как хороший шахматист, просчитывает ситуацию на пять, шесть ходов вперед. Он не руководствуется сиюминутной выгодой, а прибегает к долговременной стратегии, позволяющей получить стопроцентный выигрыш назавтра.
С.М: — Раз мы заговорили об экономике, хочу припомнить последний визит в нашу страну китайского премьер-министра Ли Кэцяна, в ходе которого были подписаны соглашения на четырнадцать миллиардов долларов, которые китайская сторона уже сегодня намерена инвестировать в экономику Казахстана. А всего, насколько я знаю, Казахстан рассчитывает на шестидесяти миллиардные инвестиции со стороны КНР. Как сказал сам Ли Кэцян на встрече с казахстанскими предпринимателями: «Предлагайте идеи и проекты, а деньги мы под них найдем». Что, в принципе, выгодно и для соседней с нами России. Поскольку именно через Казахстан проходит кратчайший путь для товаров, следующих из Поднебесной в Российскую Федерацию, оказавшейся сегодня в крайне непростой для себя ситуации.
В.Т: — Именно. Во многом благодаря совместному с Китаем проекту по возрождению Великого Шелкового пути, Казахстан намерен в будущем от экспорта углеводородов перейти в полной мере к экспорту услуг. Транспортных, логистических, производственных. А это новые рабочие места, новые предприятия и автомобильные дороги.
Сегодня идут активные процессы миграции из села. Это типичные признаки развития капиталистических отношений. И эта огромная масса людей должна быть трудоустроена, переобучена, она должна получить работу, жилье, и так далее. Поэтому нашей стране уже завтра необходимо переходить на качественно более высокий уровень развития, в сравнении с тем, что мы имеем на сегодня. Ведь что такое развитая транспортная и производственная инфраструктура? Это не грузчики и уборщицы, но это синие воротнички, белые воротнички, высококвалифицированная рабочая сила. Вот наш вектор развития. И здесь мы могли бы шагать, сверяя свой маршрут с нашим великим соседом Китаем.
С.М: — Благодарю за беседу.