Казахстан оказался на перекрестке мировой торговли. Построенные 1250 километров железных и автомобильных дорог сделали нашу страну центром пересечения глобальных торговых магистралей.
Строительство Евразийского трансконтинентального моста, затеянное по инициативе Китая и соединяющее по суше восточноазиатское побережье Поднебесной со странами Евросоюза, позволит укрепить транзитные позиции Казахстана, а в перспективе и всего Евразийского Союза. Кроме того, теснее сблизит между собой все страны евразийского континента. Форсировав внутреннюю транспортную модернизацию, наша страна стала закономерно выходить на мировые рынки.
Для Казахстана – это не только дополнительные возможности экономического роста, но и гарантии сбалансированности внутреннего регионального развития. К примеру, от приграничного сотрудничества с Китаем во многом зависит уровень развития сопредельных казахстанских областей. А находящиеся на протяжении транспортной артерии населенные пункты нашей страны получат свою несомненную выгоду. То же самое можно сказать и о Синьцзянь-Уйгурском автономном районе Китая. Иными словами, взаимная выгода здесь очевидна.
— Новый шелковый путь не стоит рассматривать как чисто механическую доставку товаров из пункта «А» в пункт «Б», — говорит кандидат исторических наук Олег Чен. — Нам он интересен как путь прогресса, движение цивилизаций к новым высотам развития, что может иметь место благодаря взаимодействию культур. Более того, роль Великого Шелкового пути не может быть переоценена с точки зрения его интегративной функции в гуманитарной сфере. Он явился одним из первых символов связи, культурным мостом между Востоком и Западом, объединявшим, на первый взгляд, абсолютно разные макрообщности. Но, находя общие точки соприкосновения, мусульмане, христиане и буддисты получали доступ к полноценному диалогу: их сила была в фокусировании не на различиях, а на сходствах. Как ни парадоксально, даже нашему миру, стремящемуся к космополитизму, этому следовало бы поучиться у тех несведущих в традиционной дипломатии торгашей. А потому сегодня можно говорить, что сам по себе тот древний Великий Шелковый Путь не канул в небытие, а лишь трансформировал свою сущность в различные политические, экономические и культурные образования. Современные идеи возрождения этой глобальной магистрали не обходятся без романтико-символической патетики, однако, на мой взгляд, его прагматическая составляющая, включающая в себя государственные экономические интересы нынешних государств, через которые пролегает Путь, от этого лишь выиграет.
Очевидно, что современный Казахстан может предложить «Шелковому пути» гораздо больше, чем просто море. Расположенный на пересечении евроазиатских транспортных потоков, он признан страной с одним из самых высоких уровней транзитного потенциала.
— Евразии не хватает сплоченности – она живет в отголосках «холодной войны», — продолжил Олег Нам. — Все, что мы видим на сегодняшний день, — это фрагментарные экономико-политические общности, соперничающие между собой, вместо того чтобы синхронизировать усилия. Но когда стороны придут к осознанию большей интеграции, у Казахстана есть шанс стать надежным трансконтинентальным мостом.
Казахстан, по словам эксперта, без преувеличения является одним из наиболее важных форпостов для Великого Шелкового Пути как страна, где многие культуры, народы и конфессии живут в мире и согласии, почете и уважении. В этом контексте экономическая подоплека развития торговых маршрутов очевидна. Она несет в себе конкретную пользу не только в качестве источника определенных ресурсов и возможностей. Ее значение намного больше. Синергия пространства и этнических особенностей способна дать новый импульс для создания более прочного и конкурентоспособного общества, способного бороться с вызовами современности.
Первый пошел
И вот на днях в Баку встретили первый груз, доставленный по Великому Шелковому Пути. Контейнерный караван добрался из китайского города Шихези по железной дороге в казахстанский Актау, где был погружен на паром, следующий до столицы Азербайджана. С учетом перевозки контейнеров по Каспию весь путь занял всего пять суток.
В перспективе грузы будут далее отправляться через Грузию в Турцию, а оттуда — в Европу. Таким образом, сегодня можно констатировать, что историческое событие свершилось: Великий Шелковый путь, канувший было в небытие после распада Золотой Орды и развития морских перевозок, реанимирован и стал функционировать вновь. Безусловно, доставка грузов морем дешевле. Но зато по суше они идут гораздо быстрее. А современные реалии требуют мобильности. Именно поэтому сухопутные маршруты в условиях XXI века стали не менее актуальными, нежели морские.
По оценкам экспертов, товарооборот между Китаем и Европой, который на сегодняшний день составляет 550 миллиардов долларов в год. А, благодаря новой транспортной артерии, может вырасти вдвое.
Тем временем на подходе и запуск другой трансконтинентальной магистрали под названием «Новый Шелковый Путь», которая пойдет из Китая в Европу через Казахстан, Россию и Беларусь. Грузы, перемещаемые по ней, будут фактически проходить только через две таможни — на казахстанско-китайской и белорусско-польской границах, что придает ей особую привлекательность. Уже сейчас можно говорить о том, что Аральск, Тараз, Актобе и Кызылорда, находящиеся на автобане Западная Европа – Западный Китай, получили шанс для интенсивного экономического развития.
Благодаря связующим транспортным артериям между Азией и Европой, мир сегодня находится на пороге больших перемен. Конкретный экономический характер партнерства между государствами континента не может оставаться в стороне от процессов взаимовыгодного сотрудничества на континентальном уровне. Эффективность диверсификации совместного вектора политики и коммерции в плане расширения рынков сбыта, улучшения качества профессиональных кадров, интенсивного получения навыков и опыта, а также капитализации истощаемых природных ресурсов уже доказана. И роль Казахстана в создании и адаптации условий для благоприятного роста и потенциала Шелкового Пути как кооперации государств на базе дружбы, уважения и взаимной выгоды. Это новая роль нашей страны в новых условиях. Выгодная как ей самой, так и ее партнерам.