Лаборатории советской ещё поры стали такими дряхлыми, что не могут обеспечить хоть какой-то контроль. Топливозаправщики принадлежат частникам, они и керосин поставляют на авиабазы. Какого качества товар поставляется на аэродромы, сейчас никто не знает — одни догадки, пишет газета «Мегаполис».
Ровно месяц прошёл с момента авиакатастрофы боевого МиГ-31 под Карагандой. Но что кардинально изменилось в системе безопасности полётов военной авиации после той карагандинской трагедии? Да, ровным счётом ничего. Как была та система безопасности «недоношенной», так, по мнению действующих лётчиков, и остаётся таковой ущербной и по сей день…
Вот недавно на Ярославском шинном заводе закупили для истребителей авиационные шины. Несколько из них, как стало известно, лопнули уже. Старые выдерживают нагрузки, а новые выходят из строя. Почему?
Тонкостенные боеприпасы сплошь просрочены, того и гляди начнут в арсеналах самопроизвольно взрываться. Ни бомб нормальных, ни ракет, ни специализированных авиационных полигонов. Кругом одно просроченное старьё.
Руководители полётов переподготовку не проходят и потому теряются в сложной обстановке. Бывает, что не те команды пилотам выдают, путаются в терминах, не соблюдают на 100 % требования инструкции… А самолёты Сил воздушной обороны, между прочим, многотонные бомбы несут под своим брюхом, а не безобидные бананы.
Лётчики вообще удивляются, как самолёты «капитально ремонтируются», если сейчас нет заводов, производящих запасные части к самолётам. Откуда берутся ЗИПы? Советские запасы давным-давно закончились. Неужто ушлые китайцы просекли фишку и штампуют запчасти к истребителям из нашего металлолома, а затем нам же и продают?
– Раньше в ходе капитального ремонта на заводе самолёт полностью раскидывали по деталям, – вспоминает бывший командир авиабазы, не захотевший открыто назвать свою фамилию в прессе. Бояться ему, конечно, нечего, с должности не снимут, на пенсии уже давно, но привычка держать язык за зубами осталась. – Помню, девушка в белом халате сидела и собирала какой-то один блок… Она знала хорошо своё дело и гарантию давала на продукцию. Печать ставила. ОТК не просто числился, влиял! Боялись его сотрудников. Двигатель авиационный вообще отдельно ремонтировался. И военный уполномоченный представитель по приёмке на каждом заводе раньше был. Сейчас его там нет. Почему? Этот представитель должен во все глаза смотреть и контролировать качество производимого ремонта. И отвечать потом головой своей, не языком.
Действующие лётчики в открытую о проблемах, естественно, не говорят. Опасаются репрессий со стороны руководства. Но им дальше летать и решать главный вопрос – жить или НЕ жить. Им надоело каждый день ожидать новых ЧП. Жить в постоянном страхе они, скорее всего, устали. А посему считают, что «голос» свой всё же время от времени подавать надо. Чтобы Верховный Главнокомандующий знал о существующих проблемах в боевой авиации и министр обороны – тоже.
Первое, что волнует лётный состав – окончательно устарели средства наземного обеспечения полётов. Говорят, что все без исключения СНОПы на ладан дышат. Новый аэродромный источник питания на базе автомобиля «Урал» стоит почти столько же, сколько капремонт старого. Но после ремонта он снова почему-то «срочно» ломается. Почему новые не закупить за те же деньги?
Второе. Состояние подготовки групп руководства не выдерживает никакой критики. Налёт вроде бы солидный, но классность у лётчиков не растёт. Потому что уровень подготовки слабый. И у групп руководства полётами тоже.
Авиационные боеприпасы требуют замены. Учебных, говорят, вообще не осталось. На пороховой бочке сидим? Надо срочно закупать новые боеприпасы и уничтожать просроченные, но кто об этом знает? Кому доложили достоверную обстановку по авиации?
Авиационных полигонов не осталось совсем. Не путайте с общевойсковыми полигонами. У лётчиков свои мишени и свои цели. Они в заброшенном состоянии. Чтобы повысить классность, надо принимать участие в полётах с боевым применением. А таковых вылетов сейчас крайне не достаточно.
Нынешний Главнокомандующий СВО генерал-лейтенант Александр Николаевич Сорокин – человек, в общем-то, не плохой, как заметили лётчики, но и многого сам решить не в состоянии. На майском боевом параде его подчинённые своим мастерством удивили абсолютно всех. Верховный Главнокомандующий с гордостью смотрел на выступление лётчиков. В небе над Отаром они буквально творили чудеса. Честь и хвала им за это.
Командующий ВВС генерал-майор Алсай Джуманов тоже что-либо в вопросах военной авиации кардинально изменить не может. Корреспонденту «Мегаполиса» в ходе подготовки этого материала удалось-таки связаться с ним по телефону, но командующий, сославшись на огромную занятость и череду совещаний в Минобороны, не захотел ответить на редакционные вопросы.
– До понедельника я ещё буду в Астане, затем уеду в командировку, – сказал генерал-майор Алсай Джуманов. – Потом начнётся новый учебный период, и тогда вообще будет не до разговоров, тем более по открытой связи…
Источник: Сайт газеты «Мегаполис»