[:ru]
Большое зло
Предыдущий наш материал «Елбасы в углу. Или история госслужащего, ставшего миллиардером» наделал немало шума в социальных сетях.
Напомню, в нем мы рассказывали о забавной истории. Как директор Казахстанского Национального музея Арыстанбек Мухамедиулы в первые дни после январских событий никак не мог выбрать, на чью сторону встать.
А для начала, поскольку политический момент был не совсем ясный, он убрал скульптуру Елбасы, стоявшую на самом видном месте в Национальном музее РК, задвинув бедного 01 в угол. Как нашкодившего школяра.
Затем, когда его начали высмеивать в социальных сетях за его конъюнктурное поведение, и когда вдруг выяснилось, что Елбасы еще не умер, а все еще жив, Мухамедиулы заметался, задергался, срочно вернув скульптуру на прежнее место. Объявив при этом, что все разговоры о Елбасы, загнанном им лично в музейный угол, просто фейк, с целью его дискредитации.
Но вот же какая досада. Скульптуру — то он на место вернул, но изречения 01, выполненные из позолоченных букв на стене, за спиной Елбасы, обратно не наклеил. Не удосужился. Что так же не осталось незамеченным пользователями социальных сетей.
И если раньше в социальных сетях раздавался просто смех по поводу такой явно приспособленческой позиции бывшего министра культуры РК, то теперь разразился и вовсе гомерический хохот. Мол, скульптуру Елбасы Арыстанбек Мухамедиулы на металлолом распилить еще не успел, а буквы уже в пункте приемки металла.
А нам же остается лишь напомнить афоризм российского просветителя Сухомлинского, применительно к подобным случаям говорившего: — Большое зло — лицемерие и приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему.
Вот такое кино
А мы проезжаем эту остановку. И следуем дальше. После того, как публикация увидела свет, на нас стали выходить наши читатели.
И вот рассказ одного из них, Талгада Жанибекова, кинорежиссера и сценариста картин: 2022 ДНК; 2016 Прелести жизни; 2015 Феникс (консервация); 2013 Joker (Казахстан, США); 2012 Разговор (Россия);
В 2012 году, рассказывает Талгад:
Мы, вместе с Тунгышбаем Кадыровичем Жаманкуловым, подали заявку на сьемки фильма «Феникс». Мы проходили все процедуры, как положено. Наш сценарий рассмотрел худсовет. В него входили – главный редактор Дидар Амантай, режиссер Сакен Нарымбетов, драматург Нурлан Санжар, драматург Бекболат Шекеров и т.д. Мы проект свой защитили. Собравшимся в этот день членам худсовета сценарий понравился.
И затем пошла обычная в таких делах рутина утверждения календарно-постановочного плана (КПП) и бюджета картины. Сценарий картины «Феникс» вошел в тематический план «Казахфильма». Начались бюрократические процедуры.
Все изменилось в 2014 году, когда министром культуры стал Арыстанбек Мухамедиулы. К тому времени курс тенге по отношению к доллару резко снизился, и выделенных на производство картины денег стало катастрофически не хватать.
Те же финансы, что были перечислены киношникам по линии Министерства культуры, составляли лишь десятую часть от общего объема средств, хотя уже была собрана творческая группа, проведен кастинг, начались съемки уходящей натуры.
А дальше начинается сама интрига. Из утвержденных в бюджете 550 миллионов тенге, творческая группа фильма по линии Минкульта получает лишь семьдесят миллионов. Как говориться, почувствуйте разницу. И все это больше начинает походить на откровенный саботаж со стороны министра культуры по отношению к создателям будущей кинокартины.
Но Талгад Жанибеков не хочет, образно выражаясь, «гасить паровые котлы уже запущенного паровоза». Он летит в Канны, встречается там с голивудским продюсером картины «Город грехов». И выходит с ним на договор, согласно которому американцы готовы вложить в кинокартину пять миллионов долларов своих средств, если по линии Минкульта РК будет проявлен соответствующий интерес к ко-продукции, и продолжится прерванное финансирование фильма.
И вот уже Талгад Жанибеков, окрыленный успехом переговоров с американской стороной, обещающей хорошие перспективы проката казахстанской картины на мировом кинорынке, и укрепление престижа нашей страны в мире кино, летит обратно в Казахстан. В полном расчёте на адекватное понимание ситуации нашим министром культуры, которым был на тот момент Арыстанбек Мухамедиулы.
Но не тут – то было. Уже позже Талгад узнает, что между продюссером кинокартины «Феникс», известным казахстанским актером Тунгышбаем Жаманкуловым, и министром культуры Арыстанбеком Мухамедиулы, существовали давние напряженные отношения, связанные со скандальной историей, в которой был замешан министр. (О чем, как я надеюсь, нам более подробно расскажет сам Тунгышбай Кадырович).
И только по этой причине продюсерскому центру «TURAN UNIVERSAL» обещанные по линии Минкульта средства выделены не были, саму картину зарубили, а против участников творческого процесса возбуждены уголовные дела.
Америка в шоке.
Словом, Талгада Жанибекова и Тунгышбая Жаманкулова осудили, дали условные сроки. Американские доллары проплыли мимо нашего носа, как и шанс на раскрутку нашего казахстанского фильма на международных киноплощадках. А общественность и наша интеллигенция испытали реальный шок от всей этой скандальной истории.
А ведь съемки фильма уже были утверждены и находились в производстве, на базе «Казахфильма». И так просто своим волевым решением даже министр культуры не имеет право их отменять.
А это уже к вопросу о парадоксе нашей судебной системы, в которой всегда прав тот, у кого больше прав.
Но это где-то в других экзотических странах, где правят закон и право. У нас же в Казахстане возможно все.
Вот невзлюбил бывший министр культуры РК Народного артиста и продюсера Тунгышбая Жаманкулова за его открытую гражданскую позицию, и все, хоть ты тресни.
Значит, Жаманкулов не только будет отстранен от финансирования своей картины, но и отсидит срок в тюрьме.
Вот так это у нас работает.
Да-а-а! А еще, чтобы Тунгышбай Жаманкулов мог более полно осознать горечь своего поражения, на том же самом совещании, где обсуждалось выделение средств на кинокартину «Феникс», происходит следующее. Арыстанбек Мухамедиулы, обращаясь к собравшимся, официально заявляет, что выделит тут же, с барского плеча, необходимые средства на кинокартину, по которой есть только идея, но нет даже синопсиса и сценария.
Кто знаком с процессом кинопроизводства, тот поймет, о чем идет речь. Поскольку вот так, просто, не имея на руках утвержденного сценария нового фильма, его финансирование не производится. И не может быть произведено. Будь это где-то в цивилизованных странах. Опять-таки, но не у нас.
Со стороны министра культуры РК сам этот факт уже является превышением должностных полномочий и самоуправством.
Что же касается денег, выделенных творческой студии фильма «Феникс», то эти средства были потрачены на компьютерную графику, на подготовительные работы, на зарплаты съемочной группы, на создание тизера к фильму, который в свою очередь являлся сложно-постановочным.
Мнение зиялы каум.
По словам Талгада Жанибекова многие представители казахстанской интеллигенции в эти дни внимательно следят за действиями президента Касым – Жомарта Токаева. И ждут, какое решение он вынесет по нынешнему руководителю Национального музея РК Мухамедиулы Арыстанбеку, за которым водится немало грехов.
Будет справедливое решение, и зиялы каум (просвещенное общество — каз) пойдет, без сомнения, за Касым – Жомартом Токаевым.
Не будет – ну что ж, всегда остается надежда на лучшие времена.
Серик Малеев
[:]