АЛТЫНОРДА
Иносми

Исламизация начинается с бороды?

Борода — неотъемлемая часть облика мусульманина
В последнее время повышенный интерес таджикских милиционеров вызывают бородатые граждане. В МВД говорят, что это плановые меры в отношении лиц, вызывающих подозрение.

Наблюдатели полагают, что действия таджикских властей, направленные против ношения бороды и хиджаба, проводятся в рамках борьбы с радикализацией общества и сохранения светской формы правления.

Борода преткновения

За последние несколько дней в Душанбе милиция задержала несколько десятков бородатых мужчин. После установления личности и снятия отпечатков пальцев с задержанными провели беседу о том, что жителям и гостям таджикской столицы не пристало носить бороду.

«Меня задержали на рынке, проводили в отделение милиции и начали буквально драть на мне бороду, — рассказал на условиях анонимности таджикскому ежедневному изданию «Имруз-ньюс» один из жителей Душанбе. — Я пытался объяснить милиционерам, что не являюсь сторонником никаких запрещенных исламских группировок, что мой отец – главврач, и я из семьи светской, и мой отец окончил советскую школу. Однако мне ответили, что подобные мне паразиты заполнили город. Получается, что я и подобные мне не имеют право этот город называть своим. Они поделили страну, город и граждан на своих и чужих. Основанием для этого может быть даже наличие простой бороды».

У нас имелось поручение от руководства относительно ареста только подозрительных людей. Что же касается конкретно бородатых мужчин, у многих из них фотографии в паспортах не соответствовали их реальной внешности
Махмадулло Асадуллоев, начальник пресс-службы МВД Таджикистана
В МВД Таджикистана подтвердили, что задержания действительно имели место. По словам представителей ведомства, они носили плановый характер.

Сотрудники правоохранительных структур устанавливали личности тех, кто вызывал у блюстителей порядка подозрения, ну а сам факт, что среди вызвавших подозрения лиц оказались в основном те, кто носил бороду – чистая случайность, заявили в МВД.

«У нас имелось поручение от руководства относительно ареста только подозрительных людей. Что же касается конкретно бородатых мужчин, у многих из них фотографии в паспортах не соответствовали их реальной внешности. Поэтому эти люди приглашаются в отделения милиции и в рамках закона их допрашивают, но после отпускают. Также наши сотрудники просят лиц, носящих бороду, поменять фотографии на документах, чтобы правоохранительные органы могли их идентифицировать», — сообщил Би-би-си Махмадулло Асадуллоев, начальник пресс-службы МВД Таджикистана.

В неофициальных беседах некоторые сотрудники милиции признались, что получали специальные устные директивы, спущенные сверху, о проверке документов у мужчин, носящих бороду, и женщин в хиджабах.

В комитете по делам религии при правительстве опровергли наличие такого правительственного решения. «Слухи о существовании таких указаний не имеют под собой оснований. Никаких распоряжений из правительства не было», — заявил Джумахон Гиесов, первый заместитель председателя комитета по делам религии.

Ранее министерство образования Таджикистана запретило учителям моложе 50 лет носить бороду.

Вопросы ношения бороды и исламской одежды были затронуты и в докладе госдепартамента США, посвященном ситуации со свободой вероисповедания во всем мире. В нем отмечалось, что уважение властей Таджикистана к свободе вероисповедания остается на низком уровне.

Госдеп США подверг критике таджикские власти за случаи ущемления прав верующих, в частности, проверки и закрытия мечетей, многочисленные судебные процессы в отношении сторонников религиозных партий и движений и вопросы ношения исламской одежды и бороды. По данным авторов нового доклада, в Таджикистане даже отмечены случаи отказа в выдаче паспортов мужчинам с бородой.

Исламизация общества

При этом в нынешнем году наряду с констатацией фактов дискриминации, которым подвергается религиозно настроенная часть населения страны, Госдеп впервые отметил рост темпов исламизации общества, в особенности молодежи.

Правоохранительные органы зачастую обращают внимание только на внешние признаки, то есть носит ли человек бороду или как он одевается. Это бесполезные попытки сдержать рост радикализма, если он есть
Парвиз Муллоджанов, политолог
Таджикские власти, в свою очередь, говорят о том, что они пытаются не допустить радикализации общества и сохранить светскую форму правления.

«В последние годы появились некоторые дестабилизирующие факторы, связанные с радикальным исламом. Пример тому — события на востоке Таджикистана. Думаю, эта обстановка создала некоторую психологию нетерпимости в силовых структурах«, — поясняет исламовед Фаррух Умаров.

Многие наблюдатели подчеркивают, что интерес к религии в стране в последние годы заметно вырос. Изучать азы ислама в богословские школы отдают детей даже из нерелигиозных семей.

По официальным данным, 99% жителей Таджикистана исповедуют ислам. Большинство мусульман Таджикистана, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханифитского толка.

Религия в Таджикистане официально отделена от государства. Однако в реальности власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов в стране, в частности, имеют решающий голос при избрании имам-хатибов мечетей.

Отсутствие идеологии, слабость авторитета официального духовенства и нерешенные социальные вопросы становятся причиной появления в обществе радикально настроенных мусульман.

«В целом подход к религии и то понимание радикализма, которое существует – это наследие советского понимания этой проблемы. Причем это типично не только для Таджикистана, но и для всего постсоветского пространства, — отмечает политолог Парвиз Муллоджанов. — Правоохранительные органы зачастую обращают внимание только на внешние признаки, то есть носит ли человек бороду или как он одевается. Это бесполезные попытки сдержать рост радикализма, если он есть».

«Надо сделать ставку на идеологию, решение каких-то социально-экономических проблем верующих, образование. Необходимо при этом опираться на ту часть религиозного духовенства, которая в большинстве своем не поддерживает радикализм. Поэтому вместо того, чтобы отталкивать священнослужителей, нужно с ними договариваться и направлять их против представителей радикальных течений», — считает Муллоджанов.

В прошлом году в Таджикистан из мусульманских стран были возвращены около 1000 студентов и школьников, обучавшихся в исламских учебных заведениях этих стран. Официальный Душанбе в настоящий момент ведет переговоры с властями Ирана, Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии о возвращении таджикских граждан.

Наблюдатели полагают, что опасения Душанбе связаны с тем, что воспитанники богословских школ могут попасть под влияние радикально настроенных религиозных групп или стать сторонниками нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.

Анора Саркорова

Русская служба Би-би-си, Душанбе
10.01.2011

Источник — ВВС