[:ru]
Онлайн-кампания религиозных консерваторов в Афганистане, призывающая к бойкоту древнего праздника Наурыз, вызвала негативную реакцию в связи с растущим влиянием фундаменталистской исламской идеологии в раздираемой войной стране.
Возвещающий наступление весны доисламский персидский праздник Новый год находится под постоянным огнем критики со стороны консервативных афганских клириков и воинствующих групп, которые называют его неисламским. В ходе кампании против Наурыза в социальных сетях были размещены карикатуры, призывающие жителей мусульманской страны не праздновать его.
Наурыз считается праздником зороастризма — религии, которая была широко представлена в регионе до распространения ислама в 7-м веке. Наурыз отмечают в Центральной Азии, на Кавказе и в некоторых частях Ближнего Востока.
Одна из карикатур изображает человека в религиозной одежде с плакатом, который гласит: «Я не праздную Наурыз».
В тексте говорится: «Это Абдул Рахман. Он не празднует Наурыз. Абдул Рахман знает, что Наурыз — это праздник Магусов» (этот термин относится к зороастрийцам). Далее пишется, что у Абдула «два праздника», имеется в виду Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр, две самые важные даты в исламском календаре. «Абдул Рахман очень умный. Будь как Абдул Рахман», — говорится в тексте.
На второй карикатуре облаченная в черную одежду девочка держит в руках Коран. «Это Фатима, — говорится в тексте. — Фатима не только не отмечает Наурыз, но и предостерегает от этого других мусульманских сестер. Потому что она знает, что Наурыз придуман и пропагандируется зороастрийскими традициями. Фатима очень осторожна в вопросах религии».
Карикатуры вызвали гневную реакцию по поводу растущего исламского консерватизма в обществе, а также привели к огромному проявлению поддержки Наурыза, который, возможно, для многих афганцев является самым важной датой года.
Самей Хамед, известный карикатурист и политический сатирик, заявил 9 марта в Facebook’e, что Абдул Рахман должен «отправиться в Саудовскую Аравию», где родился экстремистский ваххабитский вариант ислама, и станцевать «танец с мечами для президента США Дональда Трампа», который является открытым сторонником Эр-Рияда и во время своего визита в 2017 году участвовал в традиционном саудовском танце.
«Вместо того чтобы праздновать и радоваться, такие люди, как Абдул Рахман, становятся террористами-смертниками и убивают семьи людей», — написал 10 марта в Facebook’e житель Кабула Хабиб Мохаммади, делая ссылки на радикальную идеологию таких воинствующих групп, как «Талибан» и «Исламское государство», которые воюют с Афганистаном.
Во время своего сурового правления с 1996 по 2001 год талибы официально запретили Наурыз. Но дух этого праздника был настолько сильным среди афганцев, что они скрытно праздновали его дома, рискуя при этом быть избитыми или заключенными в тюрьму.
Наурыз был восстановлен в качестве официального праздника после падения талибов в 2001 году. Талибанские боевики периодически издавали предупреждения против его празднования, а власти постоянно следили, чтобы не было взрывов во время массовых праздничных гуляний в Кабуле и в городе Мазари-Шариф на севере страны.
— Влияние таких экстремистских группировок, как движение «Талибан», «Исламское государство», и распространение фундаменталистских идей привело к тому, что некоторые небольшие слои общества выступают против таких национальных праздников, как Наурыз, — говорит преподаватель Кабульского университета Али Амири в комментарии Афганской редакции Азаттыка.
Хабибулла Рафи, исследователь и известный афганский писатель, говорит, что Наурыз не имеет религиозной связи с зороастризмом.
— Люди на этой земле отмечают Наурыз тысячи лет, — говорит он в комментарии Афганской редакции Азаттыка. — Это национальный и культурный день, оппозиция Наурызу нелогична.
Наурыз в Афганистане отмечают как государственный праздник 20–21 марта, но у многих торжества длятся до двух недель. Празднование включает в себя высаживание цветов, посещение мечетей, проведение традиционных спортивных игр вроде бузкаши и приготовление угощений из продуктов и фруктов, которые знаменуют собой приход весны.
Написано Фрудом Бежаном на основе репортажей корреспондента Афганской редакции Азаттыка Мустафы Сарвара. Перевела с английского Анна Клевцова.
https://rus.azattyq.org/a/afganistan-kampania-protiv-nauryza-obratnaya-reakcia/29101008.html
[:]