Передовые технологии всегда составляли слабое место России и при царях, и при генсеках. Только в фантазиях российских правителей сказочный Левша посрамил Запад, подковав сказочную блоху. В реальной жизни страна всегда плелась в хвосте научно-технического прогресса. Не стала исключением сталинская модернизация промышленности.
Когда упал железный занавес и исчезла драконовская цензура, рухнул и миф о великой победе социализма – индустриализации. Оказалось, что в годы первых пятилеток, не «героический советский народ», а американские буржуи создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горную, угольную, металлургическую и другую промышленность. Социалистическим оказался лишь низко квалифицированный физический труд миллионов узников сталинского ГУЛАГа.
Для успешной модернизации промышленности необходимо иметь минимум две вещи: капитал и технологии. Деньги на модернизацию решили получить за счет тотального грабежа крестьнства, которое назвали, на большевистском «новоязыке», политикой коллективизации. Технологий и грамотных инженеров, способных создать новые технологии, в Совдепе не существовало от века. Невзрачное наследие царизма сгорело в пламя классовых сражений.
А вот «отжившая экономическая формация американского капитализма» имела всего достаточно. Для налаживания контактов с США в 1924 году большевики создали частную акционерную компанию «Амторг». Бабушкой повитухой частнокапиталистического предприятия московских коммунистов стал еврейский буржуй из США Ю. Хаммер. Он очень любил коммунизм в чужих странах, а его сын Арман дружил с самим Лениным.
Через три года Амторг возглавил Саул Брон, которому партия поручила найти нужных людей и технологии. Между возвращением в СССР и назначением в Амторг Брон успел поработать директором Роскомбанка (Внешторгбанка СССР) и уполномоченным Наркомата внешней торговли СССР при СНК УССР.
Задачу Брона облегчил острый экономический кризис – Великая депрессия. Она и помогла его договоренностям с американским архитектором Альбертом Каном. Выбор оказался удачным: фирма Кана спроектировала и построила в СССР полтысячи предприятий. Альберт Кан прославился тем, что разработал и отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. Его гениальные произведения – все заводы Форда. Четыре работника фирмы в течение недели создавали проект, по которому корпуса промышленных предприятий возводили за 5 месяцев. Кан смог воспроизвести технологию в сталинском СССР.
Строительные конструкции Сталинградского тракторного завода были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы за 6 месяцев. Скорость обеспечивала баснословная стандартизация. Рабочие чертежи выполняли карандашом, затем размножали на светокопировальных машинах. Чертежи готовили и утверждали одновременно с рытьем котлованов. Готовые стальные и железобетонные конструкции подыскивали по каталогам и получали до начала строительства. По данным американской исследовательницы Барбары Кугел, более двух тысяч фирм США заключили контракты с внешнеторговыми организациями СССР.
Некоторые оказывали услуги целым отраслям промышленности сталинского СССР. К примеру, Radio Corporation of America наладила производство радиоприборов, DuPont de Nemours создала химическую индустрию, компания Рокфеллера Standard Oil of New York организовала нефтяную промышленность на Кавказе. А американская компания General Electric предоставила Днепрогэсу более 70 % всего оборудования, а непосредственное строительство осуществили американская фирма Cooper Engineering Co. и германская компания Siemens.
Крупнейший в Европе тракторный завод в Сталинграде, изготовивший первые в СССР танки, строил ряд американских фирм. Альберт Кан скопировал проект с завода Caterpillar, технологическую часть проекта разработала компания сельскохозяйственных машин International Harvester из Чикаго. Оборудование завода было произведено в США, затем его собрали в СССР около сотни американских машиностроительных фирм.
Проект Магнитки главный проектировщик Arthur G. McKee & Co из Кливленда скопировал с металлургического комбината в городе Гэри, штат Индиана. Часть работ выполнила Koppers Construction Company из Питтсбурга, а прокатный цех спроектировали немцы. Прославленные в СССР заводы ГАЗ и АЗЛК точная копия заводов Форда. Они производили комплектующие по технологиям Форда, а затем собирали авто на фордовских конвейерах. Гордость совкового автопрома разработала фирма Альберта Кана, а воплотила в жизнь Austin&K.
Остатки первого дореволюционного московского автомобильного предприятия АМО (Автомобильное московское общество), теперь ЗИЛ, в 1920-х годах выпускало грузовики по лицензии Fiat, а после модернизации наладило производство американского грузового автомобиля Autocar Company. СССР закупал, или присваивал, устаревшие, оттого и дешевые, западные технологии. По этой причине совковые автомобили – отжившие копии американских оригиналов. ГАЗ-АА 1932 – копия Форд АА 1926, ГАЗ-М1 1936 скопирован с Форда 40А 1934, ЗИС-101 1936 – полная копия Бьюика 1932 года.
Итак со всей советской промышленностью. Гусеничный трактор «Сталинец-60», производившийся в Челябинске с 1933 года, скопирован с американского Caterpillar-60 1925 года. Пермский авиамоторный завод производил американский двигатель «Циклон». Технологию вкусного пломбира СССР также ранее была создана в США. С 1930 по 1940 годы американцы построили в СССР около полутора тысяч предприятий. В сталинском СССР работало 200 тысяч американских инженеров и техников, которым подчинили миллионы узников ГУЛАГа. Количество дореволюционных специалистов в СССР оказалось не значительным, чтобы играть хоть какую-то заметную роль в сталинской индустриализации.
Американские преподаватели подготовили на рабфаках 300 тысяч квалифицированных специалистов, чем удовлетворили спрос на них на многие годы вперед. Темпы строительства тормозила совковая необязательность и разгильдяйство. Ценную технику разгружали как дрова, западное высокотехнологичное оборудование месяцами ржавело под открытым небом в сталинском СССР. Советская сталь отличалась низким качеством. Комплектующие производили с грубым нарушением технологического процесса: рабочие, на высокоточных станках, изготовляли детали грубо, не используя измерительные приборы.
В середине 1930-х годов сталинский СССР взял курс на импортозамещение, используя построенные иностранцами предприятия и обученный ими персонал. Условия для западных специалистов ухудшились: зарплату снизили, отменили льготные поставки из закрытых спецраспределителей, требовали принять подданство СССР. В преддверии Второй мировой войны началось массовое возвращение иностранцев на родину.
Альберт Кан не ошибся – за 3 года он заработал 2 миллиарда долларов, что составляет около 250 триллионов долларов по современному курсу. Его бешеные заработки совратили многих соотечественников. За первые восемь месяцев 1931 г. в его фирму поступило более 100 тысяч заявлений на работу. Аттракцион баснословной совковой щедрости быстро прервался вместе с валютой, которую получали за счет продажи, прежде всего, сельхозпродукции.
Для продолжения сталинской индустриализации сталинисты прибегли к дальнейшему ограблению крестьянства. С особым цинизмом, буквально до последнего зерна, грабили украинских крестьян и казахов, у которых забрали весь скот. Чтобы заработала сталинская индустриализация кровавый серп сталинской коллективизации и последовавшего за ней Голодомора скосил миллионы украинцев и казахов.
На костях жертв сталинской коллективизации построены все достижения сталинской индустриализации. К ним следует добавить сотни тысяч жизней заключенных, погибших на стройках коммунизма. К 1940 году по объему промышленного производства СССР занял второе место в мире. Однако население сократилось минимум на 10 миллионов человек.
Большинство подготовленных американцами специалистов получили в награду концлагеря, клеймо «врага народа» и вредителя. Сталинский правящий режим продавал все, что мог, для валюты на оплату услуг иностранных фирм и, как следствие, вогнал население СССР в нищенское прозябание. Рост производства сопровождался уменьшением потребления.
В буквальном смысле слова население получило пушки вместо хлеба, который выдавали в мизерном количестве, по талонам. Сталинская индустриализация истощила страну, сделала роковую брешь в экономике, уладить которую так и не удалось. Много лет спустя, когда устаревшие технологии и беспощадно изыскиваемые дармовые человеческие ресурсы иссякли, заменить их оказалось нечем. СССР растаял как снег на солнце, в том числе из-за хилых попыток починить сталинскую модель экономики.