[:ru]Керимсал Жубатканов. Никто не сможет мне доказать, что СССР был империей добра[:]

[:ru]

Страны, которые входили в состав бывшего СССР, прошли одно из самых страшных испытаний, которые выпадало кому-либо за всю историю человечества. Миллионы советских людей были уничтожены сталинской тоталитарной государственной машиной.

Сталин и другие члены его политбюро лично подписывали расстрельные списки, без имен и фамилий, просто нормы по расстрелу в той или иной области или республике сталинского СССР. Смысл государственной политики был именно в том, чтобы уничтожать свой советский народ.

Начало такой политике положил Ленин. Коммунистическая власть уничтожила все национальное – казахское, русское и т.д., что было тогда в СССР. Включая мечеть и церковь, науку, культуру, аул и деревню.

Все это уничтожила советская власть. И не только в ходе сталинских массовых репрессий, а в ходе просто своего существования. Чего стоит только одна сталинская коллективизация.

Одним из сложных периодов и трагических страниц нашей недавней истории являются годы коллективизации тогдашней советской деревни/аула, которая проходила в Казахстане, как в целом по СССР в 1929-1933 гг.

Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15-м съезде партии в 1927 г.

Причинами коллективизации стали, прежде всего: 1. — необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны; 2. — и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 1920-х годов. 

Социально-экономическая и политическая обстановка к началу 1928 г. серьезно осложнилась и требовала к себе взвешенного подхода к решению назревших проблем, но сталинская группа, которая только что добилась большинства в политическом руководстве, не проявила государственной мудрости в решении социальных вопросов и особенно к крестьянству. 

На места последовали подписанные И. В. Сталиным директивы с угрозами, в первую очередь по адресу партийных руководителей с требованием «поднять на ноги партийные организации…», «усилить борьбу с кулацкой опасностью». Таким языком с партийными работниками и организациями ЦК не вел разговор со времен гражданской войны. 

Сильнейший удар по казахскому хозяйству нанесла политика насильственного перевода скотоводов-кочевников и полукочевников на оседлость, хотя кочевое хозяйство еще не исчерпало свой экономический потенциал и оставалось во многом целесообразной системой в условиях Казахстана. 

Тем не менее, силовая политика по оседанию, а вслед за оседанием — по вовлечению их в колхозы была проведена в кратчайшие сроки. К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. На 1 января 1933 г. край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, насчитывал всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.

Через архивные данные я раскрыл всю жестокость и бесчеловечность сталинской политики, когда рушились многовековые национальные устои, менталитет казахского и других народов бывшего СССР и формировался так называемый гомо советикус или совок. Он был просто винтиком, рабом всей советской государственно-экономической системы, который не имел никаких стимулов в своей работе, что и привело к кризису всей советской системы в середине 80-х годов 20 века и его сельского хозяйства, да и всей экономики в целом.

На примере статьи «Некоторые моменты коллективизации в Актюбинской области» наглядно видна вся преступная сущность сталинского режима и его политики во всех областях человеческого общества в СССР, Казахстане и Актюбинской области в конце 20 – начале 30 гг. ХХ века. 

В мировой науке этим вопросом так или иначе занимались видные американские ученые-историки и советологи как Роберт Конквест, Марта Олкот и др. В Казахстане об этом впервые заявили такие известные ученые-историки Казахстана как Манаш Козыбаев, Жулдызбек Абылхожин, Макаш Татимов, которые в 1989 году опубликовали в главном историческом журнале СССР – «Вопросы истории» статью под названием «Казахстанская трагедия». 

Я на основе архивных данных по Актюбинской области попытался путем анализа, систематизации и в хронологически-историческом порядке показать всю суть сталинской чудовищной и античеловеческой политики коллективизации и уничтожения такого слоя людей, которые являлись прежде всего генофондом любой нации СССР, Казахстана и Актюбинской области, трудовой, морально-нравственной и просто человеческой основой.

Комиссия, созданная в 1992 г. при Президиуме Верховного Совета Республики Казахстан, провела большую работу исследованию обстоятельств и причин голода. Опубликованы многочисленные исследования на русском и казахском языках. В столице Казахстана Астане в июне 2012 г. открыт памятник жертвам массового голода в связи с 80-летием трагедии.

Как указывают представители власти, вследствие голода, а также от различных заразных заболеваний в 1930-е гг. погибло 2 580 000 казахов, 800 тысяч эмигрировали в другие страны. Из проживавших в республике представителей других народов от голода умерли 11% украинцев, 6% русских, 8% узбеков, 13% уйгуров, 10% татар, 11% немцев. 

Между тем, не менее трагичным был голод начала 1920-х гг., когда, по данным известного казахстанского демографа А.Н. Алексеенко, потери казахского населения составили 414 тыс. чел. (18,5% титульного этноса), а поголовья скота – на 46,5%. А.Мамырханова указывает, что всего в 1921-1922 гг. население республики сократилось на 876 201 чел.

Демограф М.Б. Татимов подсчитал, что со времени восстания 1916 г. вплоть до окончания массового голода в 1922 г. погибло 850 тыс. казахов и 200 тыс. бежало за пределы родины. Основными причинами этого голода в 5 губерниях республики, охватившего более 2,3 млн. чел., называются экономические, природно-климатические и политические. 

Алексеенко на основе собственных достаточно убедительных исследований доказывает: с учетом всех возможных поправок потери казахского населения составили 1840 тыс. человек или 47,3% от численности этноса в 1930 г.

Американский специалист по Казахстану М. Б. Олкотт, считающая, что голод унес от трети до половины казахов: «Бремя ответственности за реализацию политики коллективизации и последующий голод должно быть распределено среди многих из тех, кто служил большевистской партии, с самого высокого уровня до самого низкого. Все они в той или иной степени продолжали проводить политику, которая, как им было известно, приводила к значительным человеческим потерям от голода».

На Международной научной конференции «Голод в Казахстане: трагедия народа и уроки истории», прошедшей в Астане 31 мая и 1 июня 2012 г., директор Института истории государства Комитета науки МОН РК Б. Аяган отметил, что численность казахов в республике в 1926 г. составляла 3 628 000 чел. Следующая перепись 1939 года показала, что народ потерял 1 300 000 чел., т.е. около 36% всей численности. 

По подсчетам ученых, с 1929 по 1931 гг. в Казахстане произошли 372 восстания, в которых участвовали более 80 тыс.чел. Голод продолжался примерно до 1938-1939 гг. — получения нового урожая и установления спокойствия в степи. Часть казахов, перекочевавших в Россию, тогда вернулись на родину. 

Б. Аяган заявил: «Масштабы трагедии были столь чудовищны, что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить ее как проявление политики геноцида. Такая констатация вытекает из строгих норм международного права, зафиксированных в Международной конвенции “О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него». 

В коллективной монографии «Правда о голоде 1932-1933 годов» подчеркивается, что «Великий голод 30-х гг. в Казахстане действительно предстает как величайшая народная трагедия и национальная катастрофа, невиданная прежде в истории казахского народа и других народов Казахстана», когда с 1926 по 1939 гг. численность казахов уменьшилась на 36% (1 300 тыс. чел.), что явилось «результатом политики, привнесенной извне».

В заключении отмечено также, что, как и голод на Украине, Великий Голод в Казахстане признан геноцидом многими странами официально, включая США, Канаду, Австралию, большинство стран Латинской Америки и Восточной Европы. 

Вы никогда не заставите меня забыть этого. У каждого из жителей бывшего СССР был свой зэка или погибший в коллективизацию от страшного ГОЛОДОМОРа, или свой пострадавший от советского режима в послесталинское время. Никто не сможет мне доказать, что СССР был империей добра, даже если запретите произносить слова ЗЛО и СССР в одном предложении.

Altyn-Orda.kz

 

[:]