[:ru]Мусульманская община Казахстана: Время собирать камни. Главной ценностью должен стать сам человек, а не «измы»[:]

[:ru]

Недавно Верховный муфтий РК Наурызбай-хазрет объявил, что наступивший 2022 год  будет проходить под лозунгом «Ислам – религия единства и согласия». Безусловно, это — добрый посыл и следует поддерживать курс, направленный на реальную интеграцию и оздоровление многомиллионного мусульманского сообщества страны.  При этом честно признаем, что в последние годы мусульмане, их теологи, пропагандисты разны мастей слишком увлеклись борьбой друг с другом, взяв во главу угла тот или иной «изм» (Религиозная сфера за 30 лет неизбежно копировала формализм и многие нелицеприятные методы и тренды идеологической жизни и клановых интриг в нашем государстве).  

В этой идеологической борьбе, болезненной атмосфере постоянных «разборок» и обличений стала утрачиваться главная ценность любого вероучения, это – живая любовь и истинная вера в доброе начало в человеке, общепринятый постулат о том, что каждый человек является носителем «искры Божьей». Вместо грубого одергивания и постоянного психологического давления, идеологических претензий типа «ты — салафит», «ты- ханафит/или еще какой-то «ит»» и пр. ( не исключающего и позорное стукачество и сплетни),  необходимо вспомнить, что религия испокон веков и поныне имеет дело со святая святых – феноменом иррациональной веры, сердцами людей, идейно-нравственными поисками индивидуальных душ, которых коснулся луч веры, зачастую молодых, еще не окрепших, алчущих самовыражения, отыскать «свою Мекку», свою «дорогу к храму», порой ошибающихся, экспериментирующих, бунтующих, но всегда пытливых и душевно ранимых правдоискателей, которые искренне хотят найти достойные для подражания эталоны и образцы из жизни героев и гениев прошлого.

Религия имеет дело с тонкой субстанцией, коей считается хрупкая человеческая душа, также сложные и малоизученные феномены коллективного и индивидуального сознания. Вместо этого у нас психологию всецело отдали на откуп обслуживающим тюрьмы и мечети неким «профессиональным психологам», в эффективности деятельности и знаниях которых лично у меня есть большие сомнения. А разве имам, священник не должен быть одновременно психологом? Кем-то вроде отца, утешителя, духовного наставника, принимающего исповеди и знающего тайны и скорби своих прихожан?!

Итак, в действительности проводникам Ислама, на наш взгляд, следует уменьшить крен в сторону книжной теологии, истории, письменного и материально-вещественного наследия, также сугубо рационалистических толкований каких-то течений/учений, которые уводят казахстанских мусульман в бессмысленные споры и дебри средневековой схоластики. Вместо этого в повседневной жизни общины необходимо усиливать морально-этический фактор, по-настоящему культивировать живые, простые и вечные ценности и нормы, как доброта, согласие, любовь, взаимопомощь, труд, дисциплина, культура и гигиена, здоровье, благотворительность, сплочение и единство маленького многострадального народа по имени «қазақ» (вопреки всем политическим и идеологическим «ветрам»), интеграцию казахов и неказахского населения страны и внутри мусульманской общины…

Однако для этого самих имамов и пропагандистов  тоже надо отбирать и продвигать по службе больше по критерию морального облика, благочестия и душевного таланта, истинной популярности в народе, а не формальным показателям  «резюме», по объему излитых с трибун пламенных речей и пр. А то получится как в казахской поговорке «Молданың айтқанын істе, істегенін істеме» («Делай то, что говорит мулла, а не то, что он делает»). В целом, можно сказать, что сейчас везде, в кадровой политике, для оздоровления нации нам всем как воздух нужна суфийская, казахская психология человековедения.  Но прийти к Всеобщей Мудрости – это задача не из легких…..

 

Назира Нуртазина,

историк, религиовед

Altyn-Orda.kz

[:]