Пишет жж-блогер vsirin: Война — это ужас и смерть, человеческий фарш, поджариваемый на сковородке истории. Однако, жизнь так парадоксально устроена, что именно война является одним из самых мощных двигателей для человечества. В древности она открывала горизонты, способствовала созданию новых торговых путей и взаимопроникновению культур. В XX веке она, как это ни цинично звучит, стала самым мощным драйвером развития науки и экономики.
Крупнейшей войной в нашей истории стала Вторая мировая. Для того чтобы выдержать столь длительное противостояние, потребовалось напрячь все силы не только на фронте, но и в тылу. В кратчайший временной промежуток в СССР была создана современная оборонная промышленность, которая обеспечила армию передовым на тот момент вооружением. В честь праздника 9 мая хочется вспомнить легендарные заводы, которые внесли свой весомый вклад в величайшую победу в истории.
1. Все для фронта, все для Победы!
Сырье — первый этап в цепочке производства вооружений. Без качественной стали ни самолета, ни танка не соберешь. Одним из важнейших предприятий по разработке и производству металлургических сплавов было Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Но это его нынешнее название. Изначально завод был запущен под Москвой и называли его просто по номеру -«№95». Открытие состоялось 1 июля 1933 года.
2. Панорама завода №95. Сетунь, 1933 г
Здесь еще до начала войны под руководством главного металлурга завода С. М.Воронова был разработан новый сплав повышенной прочности — М-95, который применялся при изготовлении силовых элементов бомбардировщика АНТ-40. В 1935 году было начато производство ковочных сплавов АК5 и АК6, из которых делались детали для авиационных двигателей. В 1941 году завод эвакуировали на Урал, в город Верхняя Салда. Здесь он объединился с заводом №519 наркомата цветной металлургии и уже в 1942 году объем производства достиг довоенного уровня, а в 1943 проектная мощность была превышена в 6 раз. Это позволило предприятию полностью обеспечивать потребности нашей военной авиации. Конечно, продукция завода применялась не только там. Судо- и танкостроение, производство боеприпасов и вооружения — все это не обходилось без металла, выплавленного в Верхней Салде.
3. Алюминиевые сплавы.
4. Двигатель АМ-42 для самолета Ил-8. Детали для авиационных двигателей делались из сплавов, произведенных в Верхней Салде
В 1945 году в честь Победы коллектив завода был награжден высшей наградой того времени — орденом Ленина. С середины 1950-х завод специализируется на производстве титана. Сейчас ВСМПО — часть титановой корпорации «ВСМПО-Ависма», которая входит в Ростех. Это одно из крупнейших в мире предприятий, производящих титан.
5. ВСМПО-Ависма сегодня
Винтовка — верный товарищ солдата. Одним из основных центров производства оружия во время войны стал Ижевск. На «Ижмаше» (Ижевском машиностроительном заводе) освоение всех видов стрелкового оружия и рост темпов производства шли не по дням, а по часам.
6. Сотрудники Ижмаша перевыполняют военную норму
Уже в 1941 году выпуск винтовки Мосина достиг 12 тысяч штук в сутки, то есть за день завод вооружал целую стрелковую дивизию. В ноябре 1941 года меньше чем за месяц специалисты завода освоили производство противотанкового ружья Дегтярёва. Тогда же, в ноябре 1941 началось производство противотанкового ружья Симонова. Оно было необходимо срочно: немецкая армия стремительно продвигалась вглубь страны, а советским солдатам отчаянно не хватало вооружения. К началу 1942 года завод отправил на фронт большую партию противотанковых ружей: производство нового вида оружия было освоено всего за полтора месяца.
7. Советские солдаты ведут огонь по немецкому БТР из противотанкового ружья ПТРД, 1942 г.
8. Солдаты с ПТРД готовятся к отражению атаки.
9. В землянке. Солдат, вооруженный ПТРД, в ожидании атаки.
Такими же ускоренными темпами на «Ижмаше» было освоено производство авиационных пулеметов Березина (УБ-12,7), пистолетовТТ и револьверов Нагана.
10. Главный корпус завода «Ижмаш» в наше время.
Авиация стала важнейшим фактором в достижении Победы. Во время войны важным центром производства самолетов стала Казань.
11. Сборочный цех авиазавода.
В 1941 году здесь, назаводе № 387, было начато производство бипланов По-2. Всего за годы войны было выпущено более 10 000 самолетов, то есть 10% всех самолетов, произведенных в СССР за это время. Самолет часто использовался в качестве легкого ночного бомбардировщика, который наносил удары по ближним тылам противника. По-2 мог поднять до 300 кг бомб.
12. Легкий бомбардировщик По-2.
В 1951 году было начато производство вертолетов семейства Ми. За годы существования завода было выпущено свыше 10 000 вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций. В 1993 году завод был приватизирован и получил название ОАО «Казанский вертолётный завод». Сейчас он входит в Ростех и является одним из лидеров в своей отрасли.
13. Сборка вертолета Ми-17В-5.
14. Сборочный цех «Казанского вертолетного завода», наши дни.
15. Ми-17В-5.
Однако производство самолетов невозможно без качественных комплектующих. Их производство было налажено в Куйбышеве на заводе «Авиаагрегат».С 1941 по 1945 годы предприятие специализировалось на производстве воздушных винтов. Оно обеспечивало девять авиационных заводов и действующие ВВС и ВМФ. За годы войны на «Авиаагрегате» было произведено более 90000 винтов, 40 000 из них — для легендарного штурмовика Ил-2.
16. Строительство корпуса винтового завода авиакомбината, 1935 г.
Двигатели для авиации делали в Перми. Пермский моторный завод в первые же месяцы войны принял на своей территории6 эвакуированных предприятий.
17. Процесс сборки двигателей.
В военные годы здесь было выпущено более 30 000 моторов для советских истребителей (И-16, И-153, Ла-5, Ла-7) и бомбардировщиков (Су-2, Су-4, Ту-2). Коллектив завода 19 раз становился победителем Всесоюзного соревнования, отмечался Знаменем ГКО,Орденом Красного Знамени.
18. Бомбардировщик Ту-2.
Оптику для всех видов вооружений производили на Уральском оптико-механическом заводе, ведущем свою историю с 1837 года, еще с предприятия швейцарского подданного Теодора Швабе. В 1943 году здесь было разработано 17 видов вооружений, в том числе новый авиационный прицел. Кроме собственно прицелов для авиационного и сухопутного вооружения на предприятии производили приемник к пулемету «Максим», узел затвора к легендарной«Катюше» и танковую призму, ограждающую водителя от пуль.
19. Наблюдение вооруженным оптикой глазом.
Сейчас УОМЗ — одно из основных предприятий оптического холдинга «Швабе», продукция которого продается в 83 странах мира.
20. Новейшая квантовая оптико-локационная станция 13СМ-1, предназначенная для установки на самолеты семейства МиГ.
В Челябинске во время войны на территории завода №78 из эвакуированных заводов был создан один бронекорпусной завод №200. Это было единственное в СССР предприятие, на котором выпускались броневые корпуса для тяжелых танков и артиллерийских самоходных орудий. По соседству с ним работал Челябинский тракторный завод, где производили легендарный танк Т-34. И уже в первые годы войны город получил своей второе имя — Танкоград.
21. Сборка танка.
22. Челябинские танки — убойная сила советской армии.
После окончания войны бронекорпусный завод вернулся к производству гражданской продукции — станков для промышленности. Сейчас он называет «Станкомаш». Это единственный в России разработчик и изготовитель минных тралов.
23. Колейный минный трал КМТ-8 на Т-72. Режим траления.
24. «Станкомаш» сегодня.
Война потребовала не только наращивания производства уже известных моделей оружия, но и разработки новых. Этим занимались многочисленные КБ и НПО. Еще в 1935 году было создано ОКБ под руководством главного конструктора В. Я. Климова. В 1938 году он разработал серию двигателей М-103, М-105 для истребителей Як-1, Як-3,Су-1, Су-3, ЛаГГ-3 и бомбардировщиков СБ-3, Пе-2, Ар-2. В декабре 1941 года Рыбинский завод, КБ В. Я. Климова и Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе эвакуировали на площади Уфимского авиамоторного завода.
25. Сборка авиационного двигателя на заводе №26 в Уфе.
26. Уфимский моторостроительный завод, начало 1940-х.
Уже в 1944 году серийный выпуск продукции был возобновлен и на Рыбинском заводе. Сегодня в Рыбинске действует НПО «Сатурн»(входит в ОДК), специализирующееся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации и для судов ВМФ. В частности, совместно с французской компанией «Snecma»«Сатурн» производит PowerJet SaM146, двигатель для самолета «Сухой Суперджет-100».
27. SaM146 на парижском авиашоу-2011.
Перечислить все предприятия, которые внесли свой вклад в нашу Победу, конечно, просто невозможно. Но радует то, многие из них действуют до сих пор и по-прежнему составляют опору нашей промышленности.
Спасибо за Победу!