АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

На чем казахстанские банки обманывают своих клиентов

bank_obman_2Казахстанские банки нередко нарушают права своих клиентов. К такому выводу пришел Национальный банк республики. Список наиболее частых видов обмана и незаконных действий со стороны БВУ появился на сайте регулятора, сообщает корреспондент Nur.kz.
На чем казахстанские банки обманывают своих клиентов

По результатам проведенного анализа к наиболее часто встречающимся нарушениям можно отнести:

— нераскрытие полной информации о предоставляемых банковских услугах и некорректное консультирование клиентов;

— неуведомление и/или несвоевременное уведомление заемщиков о передаче прав требований по их займам коллекторским компаниям;

— непредоставление и/или несвоевременное предоставление ответов на обращения заявителей;

— выдача банками займов третьим лицам, посредством использования последними поддельных и/или украденных документов (займы, оформленные путем мошенничества);

— взимание банками комиссий, не связанных с оказанием банковских услуг;

— предоставление менеджерами банков гражданам некорректной информации о размере итоговой суммы вознаграждения по вкладу;

— указание в договорах банковского вклада недостоверного значения ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении;

— невысвобождение и/или несвоевременное высвобождение имущества из залога при полном погашении обязательства по займу.

Отдельно НБ РК выделяет пункт, гласящий, что банки не вправе взимать комиссии за операции, не связанные с оказанием банковских услуг.

К банковским услугам согласно Правилам предоставления банковских услуг отнесены банковские и иные операции, предусмотренные статьей 30 Закона о банках. Таким образом, банк вправе взимать вознаграждение и комиссии только за услуги, относящиеся к банковским операциям.

Как пример – ведение ссудного счета. Оно не относится к банковской операции, поскольку не является банковским счетом и отражает позиции бухгалтерского учета в банках, лицевые счета (субпозиции), являющиеся компонентами балансового счета. В этой связи взимание данной комиссии неправомерно.

Нацбанк также напоминает, что потребители имеют право писать жалобы, и БВУ не вправе оставлять обращения своих клиентов без рассмотрения. Обращение, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение 15 календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

Кроме непосредственной жалобы в банк, клиент в праве обратиться с соответствующим обращением к банковскому омбудсману. (г.Алматы, Площадь Республики, 15, оф.237. Тел.: 7(727) 2500 344, 2500 322, 7 (707) 407 01 17, E-mail: office@bank-ombudsman.kz, сайт: www.bank-ombudsman.kz).

Также потребители финансовых услуг вправе обратиться в филиалы Национального Банка Республики Казахстан или в Национальный Банк Республики Казахстан по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, тел. 7 (727) 2788 148, факс: 7(727)2729433, Е-mail: info@kzp.nationalbank.kz.

Отдельной строкой регулятор обращает внимание на то, что в последнее время участились случаи оформления кредитов по похищенным или утерянным документам. Как правило, речь идет об оформлении потребительских займов на покупку той продукции, для которой нет необходимости оформлять кредит непосредственно в банке.