АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала ЖубаткановаНовости Казахстана

Наурыз мейрамы – начало нового года для жителей Центральной Азии и Казахстана

Наурыз мейрамы – великий праздник, отмечаемый всем мусульманским миром, великий день Улыса, начало нового года, день равен ночи. С этого дня начинает теплеть, а день становится длиннее, а ночь, наоборот, становится короче.

В прошлом наши предки всем своим родом или аулом отмечали этот праздник большим тоем — празднеством. В независимом Казахстане — праздник Наурыз — занимает особое место. В этот день на главных улицах городов и населенных пунктов Казахстана ставят традиционные юрты.

Весь народ Казахстана собирается на площади и смотрит представление о празднике Наурызе. С Наурызом всех жителей  Казахстана поздравляют Президент Казахстана и руководители области, района, города, аула.

Готовится национальное казахское блюдо из мяса, выпечка бауырсаков и лепешек. Но главным угощением в этот день является – Наурыз — коже. Наурыз — коже  готовится из семи разных продуктов. Семь зерен – это, конечно, наурыз-көже, традиционное праздничное блюдо, состоящее из семи разных ингредиентов. Семь оттенков – это семь красок, которыми расцветает степь по весне. Семь звуков, или, тонов символизируют инструмент жетыген, струны которого сопровождали кюй. Каждый гость, пришедший в юрту, обычно пробует Наурыз — коже.

На центральных площадях страны ставится алтыбакан, на котором катаются молодые люди. Также организуются скачки в сельской местности. В этот день люди забывают свои обиды и прощают друг друга. Дома казахские бабушки и мамы варят для своих домашних и гостей Наурыз — коже, и все едят горячие бауырсаки и лепешки (шельпек), и запивают вкусным и ароматным Наурыз — коже. Также казахские женщины готовят сладости к чаю и пекут шельпеки. Все приглашают к себе соседей в гости и вместе пьют чай. Наурыз –мейрамы – любимый праздник всех казахстанцев.

Конечно, давным-давно у казахского народа существовала собственная, многомерная традиция отмечать Наурыз мейрамы – она включала обряды встреч — көрісу, очищения природы, почтение памяти предков и многие другие. Поэтому праздновали степной новый год не один день. Специалисты-этнографы отмечают, что обряды и традиции, которые мы до сих пор соблюдаем в этот день, имеют особенное значение.

Этнограф и востоковед Машхур Жусуп Копеев писал, что официально Наурыз в степи было принято праздновать массово восемь дней – правда, по его данным, это происходило с 1 по 8 марта. Другие ученые добавляют, что неофициальные празднования длились целый месяц. Все изменилось в ХХ веке – в 1920 году глава Туркестанской АССР Турар Рыскулов объявил 21 и 22 марта «праздником весны», правда, вскоре он был запрещен на целых шесть лет – что не мешало отмечать его подпольно. В итоге новый официальный статус Наурызу возвращен в 1988 году, а в 1991 году 22 марта был, наконец, объявлен общенациональным праздником – Наурыз мейрамы.

Все эти многократные смены курса не помешали сохранить в народной памяти ритуалы, исполняемые в Наурыз мейрамы. Например, желая подчеркнуть идею равноденствия, а также равенство между мужчиной и женщиной, в аулах устраивали символические поединки между мужчиной и женщиной «апаш-құпаш».

Наурыз также можно назвать праздником любви и единства – именно в этот день влюбленные, желая выразить чувства, дарили друг другу особые подарки. В преддверии праздника девушки предлагали парням «ұйқы ашар» (тот, кто будит спящего) – блюдо из мяса, зерновых и молочных продуктов, призванное «разбудить» не только тело от зимнего оцепенения, но и душу к новым чувствам.

Сегодня ценность Наурыза невероятно велика для всех народов, населяющих Центральную Азию. Однако знание о том, как в древности праздновали степной Новый год – не один день, а десять – постепенно утрачивается. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kak-kazahi-prazdnovali-nauryiz-v-drevnosti-493468/

 

 

 

Керимсал Жубатканов, доцент Казахско — Русского Международного Университета, кандидат исторических наук