[:ru]
В чем отличие традиций «сбор тепла» и асар? Что говорилось об этом в своде законов Жети жаргы? Есть ли в мире эквивалентные обычаи?
У казахов есть традиция жылу жинау. Она распространялась на тех, кто пострадал от природных катаклизмов, потерял скот, или остался без кормильца в семье. Казахи всем аулом помогали таким людям. Аул собирал деньги и скот для того, у кого беда или трагедия. А если у человека не было ни денег, ни скота, он оказывал моральную поддержку добрым словом и разговором.
Аульские казахи.
В древние времена такую традицию как жылу жинау организовывал и осуществлял авторитетный человек в ауле.
В чем же отличие Жылу жинау от Асара?
Все, что касается физической помощи, называется асар. Когда человек прикладывает физические усилия, чтобы помочь другому, он совершает асар. Т.е., помогает на пашне, таскает кирпичи, участвует в строительстве дома. Бывает так, что семье нелегко самой справиться с физической работой. Тогда на помощь приходили родственники и соседи. Дабы побыстрей закончить работу.
«Главное-это мир в семье» ( Казахская пословица)
Асар-это безусловность. Т.е., тот, кто помог, не просит за это оплаты. Сегодня дело обстоит так, что родственники помогают друг другу за деньги. Ключевая идея асара заключалась в том, чтобы помочь за благодарность. Т.е., человек остается благодарным. Помнит твое бескорыстное добро, и в случае чего, поможет тебе. Это формировало культуру добра. Если ты решился на асар, то ты это должен делать от души. Не гневаясь и не злясь.
Сплоченность в государстве начинается со сплоченности в семье, и с соседями.
Что говорит свод законов Жети жаргы о жылу жинау?
В своде законов Жети жаргы, принятом Тауке ханом, говорится о том, что жылу жинау-это божественное дело. Жылу жинау не просто традиция, в свое время сбор тепла являлся законом, несущим государственную важность.
Вот как выглядел закон:
«Казахи обязаны помогать каждому, кто пострадал от природных катастроф, лишился скота, потерял добытчика в семье, или страдает от сильной нужды. Каждый должен участвовать в сборе тепла. А решение о том, как закон будет осуществляться, принимается управленцам и биями»
Казахские ханы
К примеру, у человека случилась трагедия. Представители его рода делают все, чтобы помочь. А если беда настигла весь род, то ему должны помочь представители других родов. Согласие на осуществление жылу жинау народ получал у биев, и глав государства. В некоторых случаях, народ помогал и без согласия вышестоящих. Считалось, что сбор тепла-это божественное дело. Если человека отказывался от участия в сборе тепла, его наказывали.
Эквивалентные традиции.
Сбор тепла и асар — это укоренившиеся традиции казахского народа. Эта традиция свойственна и киргизскому, таджикскому, туркменскому, и узбекскому народам.
Казахский аул.
В современном мире.
Сегодняшним эквивалентом сбору тепла является краудфандинг. Если переводить с английского, то краудфандинг это «народное финансирование». Т.е., сбор средств на какие-то проекты осуществляется через интернет. Народ вкладывает свои деньги для оказания помощи нуждающимся. Такая помощь распространяется на тех, кто пострадал от природных катаклизмов, лишился здоровья, или нуждается в срочной помощи. Таким образом, можно даже поддержать спортивные команды, и различные политические кампании, а так же стартап проекты, и малый бизнес.
Для казахов краудфандинг ноу-хау. Однако в основе него лежит очень близкая нашей ментальности идея. Поэтому, краудфандинг не чуждое для народа явление.
На сегодня традиции вроде сбора тепла и асара все еще актуальны. Людям, оказавшимся в беде из-за природных катаклизмов, оказывается помощь. В аулах часто встречаешь участвующих в асаре и сборе тепла.
Ақжарқын Қыдырханова.
Бари бар.кз
Перевод Новости Казахстана. Алтынорда.
[:]