АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Семей лишается старинных зданий[:]

[:ru]

Придать Семею единый архитектурный облик, обновить фасады старинных зданий и украсить их современными зелеными зонами власти обещали не раз. Город, буквально пропитанный историей, лишается старинных зданий, построенных на века. А в день обретения Семеем статуса областного центра, 8 июня, начался снос самого старинного здания, пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

«Каждая улица и каждое здание города хранят частичку истории. Сохранение первозданного облика старых городских построек». Это сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время своего первого визита в Семей в 2019 году.

Снос самого ценного исторического объекта

А в 2020 году Семею был присвоен статус исторического центра. Семейчане воспряли духом, появилась надежда, что в городе сохранятся старинные здания. Но на самом деле все происходит с точностью наоборот. Не успел город получить статус областного центра, как в этот же день начался снос купеческого дома 1844 года постройки по улице Найманбаева, 187.

Особняк уже пытались разрушить в июне 2021 года, часть стены здания была повреждена. Тревогу забили жильцы соседнего дома, в результате чего снос был приостановлен.

В конце мая этого года в особняке произошел пожар. В ДЧС ВКО пояснили, что в заброшенном здании загорелся мусор. Сообщалось также, что огонь был потушен и ущерба нет.

Ранее было решено придать зданию статус памятника истории и культуры местного значения. Однако этого не произошло и в реестр его так и не внесли.

О том, кто дал разрешение на снос особняка, пока неизвестно.

Год назад аким Семея Бакытжан Байахметов рассказал на встрече с журналистами, что обновление архитектурного облика города станет одним из важнейших направлений работы местной исполнительной власти.

«Каждый объект в городе мы будем стараться обновить, сохраняя его исторический облик, первоначальный вид. При этом нужно выработать единый архитектурный стиль, создавать гармоничные ансамбли, которые стали бы украшением Семея, придали ему уют, сделали ярким, привлекательным городом. Однако пока в этом направлении нет планомерной, системной работы», – сказал тогда Бакытжан Байахметов.

И даже дал поручения руководителям отдел архитектуры и градостроительства и отдела предпринимательства разработать совместный план архитектурного развития города, где бы отразились не только новое строительство, но и планомерный ремонт и реконструкция зданий, их фасадов и обновление прилегающей территории.

Работы планировалось начать с исторического центра города, где сохранилось немало интересных по своей архитектуре зданий и домов. Необходимо не только обновить внешний облик строений, но и правильно установить ночную подсветку, украсить цветами, кустарниками и деревьями зеленые зоны, парки, скверы.

Тогда предпринимателям Семея, архитекторам, дизайнерам и всем желающим было предложено принять активное участие в реализации задуманной городской программы по обновлению архитектурного кода города. Каждую неделю в акимате рассматривались различные проекты и предложения по благоустройству микрорайонов Семея. Но ни один фасад старых зданий обновлен не был, да и старинные здания, потихоньку сносят.

Судьба здания зооветинститута, сгоревшего 37 лет назад, до сих пор волнует семейчан

Расположенный в самом центре города памятник истории и культуры нуждается в реставрации и заботе. Здание пережило два крупных пожара, если после первого его восстановили, то после пожара 1986 года, его так и не смогли отреставрировать.

В течение нескольких лет проходила в Семипалатинске благотворительная акция в начале ХХ века. В городе на тот момент проживало около 50 тыс жителей и не было школы, где могли бы получить среднее образование девочки из разных сословий. Поэтому в 1905 году принято решение собрать необходимые средства и построить в Семипалатинске женскую гимназию.

Эскиз проекта будущей гимназии разработан семипалатинским инженером Зуевым. По его расчетам, строительство двухэтажной гимназии оценивалось в сумму 137,5 тыс рублей. Огромная по тем временам. Сэкономить удалось, потому что для контроля строительства была собрана группа из 14 горожан и одного назначенного администратора.

Средства взяли не только из городской казны, но и собрали пожертвования семипалатинцев. Для этого в городе проводились благотворительные концерты и спектакли, сборы с которых шли в фонд строительства гимназии. Благодаря тому, что уже в начале ХХ века в Семипалатинске было отлично налажено производство многих строительных материалов, практически все, что нужно для стройки, изготавливалось в городе.

Краевед Александр Зязин специально занимался изучением тех кирпичей, из которых строилась женская школа. По правилам того периода все здания от двух и более этажей должны были строиться исключительно из кирпича, имеющего клеймо производителя. Для краеведов это отличная возможность установить заводы, которые поставляли свою продукцию для строительства. Ведь в Семипалатинске начала прошлого века работало около 10 кирпичных заводиков.

Кстати, клеймо поначалу ставили просто палочкой. А когда объемы производства возросли, то из дощечек изготовили отличительный знак, который выдавливали на каждом кирпиче. На некоторых из них до сих пор видны отпечатки пальцев или ладони рабочего, рисунок доски, на которой кирпич сушился перед обжигом.

Тщательный осмотр кирпичей показал, что цокольный и первый этажи здания были в основном построены из кирпича производства братьев Шайфировых.

«В одной из реклам, размещенных в местных газетах за 1900 год, краеведы нашли объявление, что кирпичный завод братьев Шайфировых выпускал ручным способом свыше 1 млн кирпичей в год! И качество этой продукции до сих пор отменное», – говорят краеведы.

А вот все архитектурные облицовочные работы – колонны, откосы и другие украшения, сделаны из красного кирпича, на которых значится клеймо под литерами «К», «Г» и «НТК». К сожалению, пока не удалось установить фамилии владельцев этих кирпичных заводиков.

Женская гимназия стала одной из достопримечательностей Семипалатинска того времени, поскольку ей придали необычный архитектурный облик. Однако здание было построено, как говорится, без рекомендаций пожарной службы.

По словам Александра Зязина, для отопления школы внутри построили 78 печей, большинство из которых располагались в подвальном помещении, и тепло распространялось по многочисленным дымоходам, сделанным в стенах. Летом они служили системой вентиляции. Двойные полы, все перекрытия и кровля сделаны из лиственницы, кровля же у здания — железная. Все это стало причиной того, что при возгорании была отличная тяга воздуха по дымоходам и между полами, при этом потушить горящую лиственницу крайне сложно. Но об этом позже.