Официально история Алматы начинается с 1854 года, когда на реке Малой Алматинке была заложена крепость и начал формироваться город, получивший в 1967 году название Верный. Но сегодня мнения ученых, относительно возраста города разделились. Предгорья Заилийского Алатау всегда были благоприятны для жизни человека, в силу своих природных и климатических условий. Наверное поэтому здесь с глубокой древности жили люди. Уже в эпоху бронзы в X-IX вв. до н. э. здесь находились поселения, жители которых занимались земледелием и скотоводством. Здесь обитали сакские, а позднее усуньские племена. От этого времени остались многочисленные курганные могильники, среди которых выделяются огромные курганы знати – «сакских царей». Раньше такие курганы поднимались среди одноэтажных домиков старой Алматы, но сейчас почти все они срыты и застроены многоэтажными зданиями.
Следующий важный этап жизни на территории Алматы связан с эпохой средних веков, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец VIII-XIII веков, время развития и расцвета городской культуры в орбите международных торговый связей по Великому Шелковому пути. К этому времени на территории «большой Алматы» находилось несколько поселений и городов. Одно располагалось на территории колхоза «Горный Гигант» (IX-XII вв.). Другое, «Весновское городище», на территории нынешнего Ботанического сада (X-XII вв.). Однако наибольший интерес представляло городище, расположенное на территории Пограничного училища (Военный институт). О нем, как об остатках большого города, писал В. В. Бартольд в 1894 году. Он обследовал его вместе с городским архитектором В. П. Гурдэ. На поверхности городища тогда еще сохранялись остатки сооружений из жженого кирпича, который жители Верного разбирали для своих построек. На этом месте при строительных работах до сих пор находят древнюю керамику, изделия из бронзы и железа. В 1980 году здесь обнаружили остатки средневековой кузнечной мастерской X-XI вв., а в ней заготовки железа, топоры, остатки кузнечного горна. С этим же городищем связаны находки серебряных монет XIII века с указанием места выпуска – город Алмату.
По тем временам этот средневековый город считался большим. Градостроительство и благоустройство были на высоком уровне. Расцвету культуры способствовал Великий Шелковый путь, соединявший крупнейшие цивилизации того времени. В древней литературе наиболее раннее упоминание об Алматы есть у Рашид-ад Дина (1274–1318). Он пишет об области Алмалык. Об Алмалыке есть упоминание, датируемое 1390 годом, у Шереф-ад Дина Йезди… Захириддин Мухаммед Бабур в XVI веке упоминает город Алмату. Он пишет: «Фергана – область в пятом климате, находится на границе возделанных земель; на востоке от нее – Кашгар, на западе – Самарканд, на юге горы Бадахшанской границы, на севере, хотя раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги, <…> но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест». Скорее всего, здесь назван средневековый город, расположенный на месте будущей Алматы и носивший имя Алмату. О селении Алмату сообщает современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати, автор сочинения «Тарих-и Рашиди» в связи с военными действиями монголов и битвой вблизи этого поселения.
Еще более неоспоримыми данными являются найденные в 1979 году две серебряные монеты. Остатки надписей на них оказались неразборчивыми. Но по изображению никогда ранее не встречавшейся тамги было высказано предположение о местном, семиреченском происхождении этих монет. Возможно, на территории современной Алматы в XIII веке существовал и монетный двор. В 1990 году одним московским коллекционером у приезжего из Узбекистана или Казахстана были приобретены еще две монеты с такими же тамгами, но изображенными на разных сторонах монеты. На одной из них в круговой легенде ясно различалось название монетного двора и слово единиц в дате: «чеканен этот дирхем в области (балад) Ал. м. ты в году пять…». Это позволяет видеть в слове Алмату название города, в XIII веке располагавшегося на месте южной столицы Казахстана и уже тогда носившего имя, звучащее и сегодня по-казахски как Алматы, что означает «яблочное место» или точнее «место, где много яблонь». Таким образом, опираясь на данные письменных источников и археологические находки можно заключить, что современный город Алматы под именем Алмату сформировался в X-XI веках и его история насчитывает не менее тысячи лет. Это был город со всеми присущими ему признаками крупного политического, экономического и культурного центра средневекового Казахстана.
Средневековый город пришел в упадок, его постигла участь многих древних городов. Трудно сказать по какой причине это произошло: может быть жестокие войны или внутренние распри. А возможно и природные катаклизмы, ведь он находился в зоне высокой сейсмичности. Древний город Алмату перестал быть городом в полном смысле этого слова, но жизнь в нем не прекратилась. Здесь поселились казахи нескольких родов. Известный казахский ученый Чокан Валиханов писал, что они «… занимались торговлей и ремеслами и даже сохранили для своего аула древнее название Алматы…». Территория между Большой и Малой Алматинками представляла собой обработанную землю – пахотные и сенокосные угодья. Хорошо была развита система орошения.
Царская Россия расширяла и укрепляла свои владения. Правительство дало приказ приставу казахов Большой Орды – майору М. Д. Перемышльскому найти за рекой Или удобное место для постройки укрепления. Второго июля 1853 года отряд майора Перемышльского выступил в поход. Казахское население, страдавшее от кокандских набегов, не противодействовало отряду, а наоборот помогало. Местное население было также экономически заинтересовано в русской торговле. И еще очень важная деталь заключалась во взаимных симпатиях. Сам М. Д. Перемышльский был очень тонким дипломатом и доброжелательным человеком, связанным крепкой дружбой с Чоканом Валихановым. Так вот, он обследовал со своим отрядом предгорья Алатау и выбрал понравившееся место. В донесении от 8 августа 1853 года он сообщает генерал-губернатору Западной Сибири Г. Х. Гасфорду: «Осмотрев первый и второй Алматы (имеются ввиду речки Большая и Малая Алматинки) и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящих урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения…». В начале 1854 года на месте разрушенного войнами и распрями древнего казахского поселения под руководством военного инженера Л. И. Александровского было заложено военное укрепление – Заилийское, затем переименованное в Верный. 11 апреля 1867 года Кабинетом министров Российской империи был издан указ, по которому укрепление Верное получило статус города. Указом от 11 июля 1867 года была образована Семиреченская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства с центром в городе Верном. Так Верный стал административным и культурным центром. Был утвержден и герб Семиреченской области. В верхней половине герба – мусульманский полумесяц вниз «рогами», в нижней – маленькие двуглавые орлы. Позднее в городе был утвержден новый герб: щит, обвитый гирляндой яблоневых веток с плодами, разбитый на три поля. На верхнем изображалась крепость. На нижнем слева – крест, а справа – полумесяц. Такой герб, вероятно, должен был символизировать сосуществование православных и мусульман под защитой военной власти. Верный привлекал к себе замечательных ученых. Здесь жил и работал П. П. Семенов-Тяньшанский, который дал первое подробное описание города и вертикальных поясов Заилийского Алатау. Тут бывали знаменитые путешественники Н. М. Пржевальский, А. Н. Краснов, В. В. Сапожников, зоолог Н. А. Северцев. Неоднократно Верный посещал географ, этнограф, историк Чокан Валиханов, друживший с местным генерал-губернатором Г. А. Колпаковским. Долгие годы здесь работал художник-этнограф Н. Г. Хлудов, отобразивший в своих многочисленных полотнах быт казахского народа. Здесь писал свои песни великий Жамбыл… К 1876 году уже были школы, гимназии, и училища, медресе и семинария. Выходили «Туркестанские епархиальные ведомости», ежемесячный журнал «Семиречье», газеты «Тiлши» на казахском языке и «Кембаччалляр Авази» — на уйгурском.
5 февраля 1921 года в городском театре состоялось заседание областного и городского Советов народных комиссаров, где было принято решение о переименовании Верного в Алма-Ату. А 3 апреля 1927 года VI Всеказахстанский съезд Советов утвердил Постановление ЦИК и СНК Казахской АССРО о переносе столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату. В 1993 году городу было возвращено его историческое название – Алматы. И хотя в 1997 году столица была перенесена в город Астану, Алматы и сейчас остается городом республиканского значения и южной столицей страны. Так с какого же времени мы должны вести летоисчисление нашего города?
tarih.spring.k