АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

Туркестан №43. НОВЫЙ МИНИСТР НАМЕРЕН ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ВУЗЫ

аВ сфере образования намечается очередная реформа. Так, Аслан Саринжипов, назначенный министром образования и науки два месяца назад, на заседании Правительства РК озвучил свежие идеи по реформированию этой сферы. Как заявил министр, надо приватизировать государственные высшие учебные заведения.

Экс-министр Жумагулов предлагал повальную проверку частных учебных заведений, и лишать лицензий не соответствующих предъявляемым требованиям. А новый министр, наоборот, предлагает отдать государственные высшие учебные заведения в частные руки. По его словам, это улучшит финансовые ресурсы, повысит конкурентность среди студентов, профессоров и преподавателей. «Для этого нам нужна новая организационно-правовая форма, индивидуальная для каждого ВУЗа программа развития, финансирование, ориентированное на результат, коллегиальное управление и борьба с коррупцией», – сказал А. Саринжипов.

Оказывается, сейчас у нас ничего этого нет. А главное, коррупция глубоко пустила корни. Министр отметил, что ВУЗы до сих пор работают по советским стереотипам. «А это значит, что национальные ВУЗы сегодня работают, как коммунальные предприятия и от имени государства оказывают услуги по самым низким ценам», – сокрушается министр.

По этой причине он планирует уже в этом году ввести изменения в систему отечественных высших учебных заведений, чтобы в следующем году ввести «корпоративное управление», как на Западе. «Сегодня в ВУЗах есть наблюдательные советы. Мы предложим ввести в эти наблюдательные советы ВУЗов представителей местных исполнительных органов, индустрии, национальной палаты предпринимателей и общества. Это будет соответствовать передовой международной практике», – сказал А.Саринжипов.

Необходимо отметить, что на недавнем расширенном заседании Правительства новый руководитель МОН получил замечание от главы государства. Аким Алматы Ахметжан Есимов, выступая на совещании в Акорде, заявил, что, хотя поначалу родители выступали против ЕНТ, сейчас они привыкли к этому, отметив при этом, что МОН РК готовит введение очередного новшества. «Недавно общество взбудоражило заявление должностного лица министерства об отмене ЕНТ», – сказал аким. После этого Елбасы поднял министра и, потребовав объяснений, призвал его не вводить народ в заблуждение.

Однако министр ответил, что в этом году в ЕНТ будут внесены изменения по совершенствованию его содержания. То есть, в тесты будут внесены задания и вопросы, требующие развернутых ответов, написание эссе. Кроме того, будут внесены изменения в технологию ЕНТ. Это значит, что тестирование будет проводиться на компьютере, что исключает такие субъективные факторы, как списание, смена вариантов, объяснил министр. А с 2015 года ЕНТ будет проводиться в два этапа – национальное и комплексное тестирование.

Кроме того, затронув языковую проблему, министр отметил: «Развитие человеческого капитала страны позволит заложить прочный фундамент экономики, тесно связанной с наукой, и  формирование конкурентноспособности. В ближайшие 3-4 года сферу образовавния необходимо со структурной и содержательной точки зрения довести до уровня развитых стран. В ходе реализации задач по обеспечению политической свободы и информационных ресурсов, необходимо это предусмотреть заранее.

Елбасы перед сферой образования ставит задачу, чтобы к 2020 году 100 процентов выпускников владели государственным языком. По нашим наблюдениям, постоянно растет число образовательных учреждений, обучающих на государственном языке. Начиная с 2010-2011 учебного года, в школах с русским языком обучения на основе европейских стандартов разрабатываются и вводятся учебные программы по изучению казахского языка».

Известно, что утверждены государственные стандарты Республики Казахстан, определяющие систему «КАЗТЕСТ», созданную для обучения казахскому языку и повышению коммуникативной компетентности овладения казахским языком. Премьер-министр Серик Ахметов, выслушав предложения и планы нового министра, отметил важность «повышения качества внедрения новых технологий и их совершенствования», а также заострил внимание на необходимости учета мнения населения.

Куандык Шамахайулы, журналист: 

– Нынешнее заявление министра образования и науки заслуживает внимания. Действительно, ВУЗы не должны сидеть на шее государства. Посмотрите на такие ведущие университеты мира , как Гарвард, Кембридж, Оксфорд – все они частные учебные заведения. А у нас национальные университеты  – собственность народа Казахстана, и не важно, на каком уровне работают. А также, поскольку вузы являются научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, они не должны быть подвержены политическим влияниям и функционировать обособленно.

К сожалению, если опираться на наше законодательство, то можно радоваться лишь тому, что ректоров национальных университетов назначает Президент. Безусловно, нельзя отрицать, что Правительство вносит определенную лепту в совершенствование базы ВУЗов. Согласно мировой практике, финансовые источники университетов составляют: плата за обучение, спонсорская помощь, дотации на науку, патенты, лицензии, роялтные платежи и отчисления из государственного бюджета.

По сравнению с запападными странами, Японией, Австралией, в США вузы значительно меньше финансируются из государственного бюджета. Однако, несмотря на это, согласно сведениям последних лет, в США 50,77 процентов всех финансовых поступлений ВУЗов составляют отчисления государственного или местного бюджетов, 18,06 – оплата за обучение, 25,32 – поступают от деятельности подсобных хозяйств, оказания других услуг, стальные 5,83 – спонсорская помощь.  Таким образом, совершенствование системы управления национальных университетов страны – веление времени.

Омир Шыныбекулы, журналист:

– Преимущество новой программы в том, она заставляет ребенка думать, находить решения самостоятельно, она основана на взаимоуважении всех участников процесса образования! Нет места прежнему принципу: «Я начальник, ты – дурак». Если программа будет реализована, придется менять формат ЕНТ. Могу сказать, если не реализуем эту программу, нам придется туго!

 

Динара МЫНЖАСАРКЫЗЫ

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА