Известный экономический обозреватель, ведущий телеканала РБК Игорь Виттель стал гостем заседания Forbes Club, которое состоялось вечером во вторник, 28 апреля, в частном клубе Seven в Алматы
Фото: Андрей Лунин
Игорь Виттель.
Апрельское заседание Forbes Club стало особенным. Перед традиционной встречей с гостем прошла церемония награждения победителей первой архитектурной премии Kazakhstan Architecture Award-2015, которую учредил Forbes Kazakhstan. После объявления победителей на сцену вышли гость Forbes Club, известный экономический обозреватель, ведущий телеканала РБК Игорь Виттель, и издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов, который взял на себя роль модератора встречи. Вечер решено было посвятить обсуждению угроз и перспектив Евразийского экономического союза.
Арманжан Байтасов.
— У нас плохая экономика и у вас – не самая лучшая. Когда мне говорят, что мы «поженимся» и все будет хорошо, я понимаю, что меня где-то накалывают, — обрисовал свое отношение к интеграции Виттель. – Я патриот России, но то, что происходит сейчас с политикой и экономикой моей страны, – это трагическая ситуация, она может закончиться очень плохо. К счастью или к сожалению, Казахстан остался нашим последним союзником. И мне бы не хотелось, чтобы мы со своими проблемами тащили Казахстан туда, куда падаем мы.
— Куда падает Россия? – поинтересовался Арманжан Байтасов.
— Мы уже потеряли весь аппарат оценки рисков и не понимаем, что стоит за нынешними проблемами. Либо у руководства нет плана, либо мы о нем не знаем. Для меня самое страшное – не то, что мы не знаем, куда идет Россия, а то, что руководство этого не знает.
Когда речь зашла о реальном секторе экономики, гостя попросили ответить на вопрос, есть ли плюсы для Казахстана в тесном партнерстве с Россией.
— Недавно все казахстанцы активно скупали дешевые автомобили в России. Я считаю, это пока лучшее событие для Казахстана за 5 лет со вступления в ТС, — отшутился телеведущий.
— У меня вопрос к Раимбеку как к бизнесмену: лучше или хуже стало с введением ТС и созданием ЕАЭС? – обратился Арманжан Байтасов к Раимбеку Баталову, главе Raimbek Group.
Раимбек Баталов.
— Если говорить о внутреннем рынке, нам стало хуже. Однако раньше у нас не было возможности экспортировать свой товар в Россию, а сегодня мы представлены в 5 регионах РФ. Это небольшая доля, но динамика есть, — ответил бизнесмен. – Казахстанские производители потеряли существенные доли на внутреннем рынке только из-за ситуации с рублем. Сейчас ситуация нормализовалась, но мы, условно говоря, полку потеряли. Это – те риски, которые никто особо и не просчитывал ни у нас, ни у вас.
— Частные случаи в определенном секторе экономики – вовсе не показатель. Здесь вы полку в магазине потеряли, там отвоевали — такое бывает, — вступил в разговор Виттель. – Здесь главное – правила игры. Я вообще считаю: не важно, воруют – не воруют, тиран – не тиран, главное – стабильность. Мои знакомые говорят: невозможно делать бизнес в ситуации, когда вы садитесь играть в преферанс, а неожиданно обнаруживается, что с вами играют в покер. Вы соглашаетесь (а куда же деваться!), и тут выясняется, что все уже играют в очко, а после этого – в бридж. Невозможно играть по правилам, которые все время меняются, но именно это происходит у нас, поэтому на любого бизнесмена, который сейчас работает в России, я смотрю как на сумасшедшего.
Игорь Виттель считает, что бизнесменам мешает армия чиновников.
— Путин выходит к Федеральному собранию и говорит, что в эти тяжелые времена надо помочь МСБ и должно быть меньше проверок. И не то чтобы я ему свято верю – мне его жалко, потому что под ним сидит толпа людей, которые все, что он говорит, переворачивают с ног на голову, — объяснил свою позицию обозреватель. – И бизнесмен уже не понимает, почему к нему пришли 20 проверяющих вместо 5, хотя Путин только что говорил, что проверок не будет вообще.
Ведущий РБК считает, что интеграция с Россией поставит в аналогичное положение и казахстанский бизнес.
— Я не хочу, чтобы эта зараза проникла к вам, но вижу, как проблемы в современном Казахстане увеличиваются. Я всегда всем рассказываю, как мне нравится летать авиакомпанией «Эйр Астана». Но в последнее время я замечаю, что уровень сервиса падает. И не только у авиакомпании, а вообще в Казахстане. Здесь все чисто, красиво, но начался регресс, = заявил Виттель. – Хотя задел был хороший, и страна изначально более сервисоориентирована, чем Россия.
— Еще один блок вопросов связан с деньгами. В России произошла сильная девальвация, Казахстан живет в ожидании девальвации. И на этом фоне Путин выступает с инициативой о том, что нашим странам надо задуматься над введением валютного союза. Зачем это странам ЕАЭС? – продолжил Арманжан Байтасов.
— То, что делал Центробанк России в пик кризиса рубля, не поддается описанию. Мне хотелось бы верить, что они не злодеи, а просто идиоты. Вы неглупые люди и понимаете, что просто так с 35 до 80 рублей курс доллара не скачет. Поведение Нацбанка Казахстана более мудрое. Но вам нужно, чтобы такое поведение на вас перекинулось? – вновь задал свой «фирменный» вопрос Виттель.
Бейбит Алибеков.
Глава First Media Group Бейбит Алибеков поинтересовался, какие действия предпринял бы сам Виттель на месте главы ЦБ.
— Мои действия не были бы лучше, потому что я не имею отношения к монетарной политике.
— Критиковать чужие действия всегда легче, чем предлагать свое решение.
— Чтобы понять, что автомобиль сейчас разобьется, потому что выехал на встречную полосу на большой скорости, не обязательно быть шофером, — парировал Игорь Виттель.
— Ваш прогноз по курсу рубля к доллару, — сменил тему Арманжан Байтасов.
— Если наше руководство ничего сейчас не дернет, скорее всего — на уровне 50-60 рублей за доллар. Но на самом деле это сейчас вообще никого не должно интересовать. В мире происходят серьезные экономические процессы, у вас под боком Китай…
— Но у нас нет с Китаем единого экономического союза, — возразил модератор.
— Если Китай не справится со своими внутренними проблемами, истории подобного рода покажутся вам детской сказкой про котенка по имени Гав…
— Ничего подобного! – вставил Раимбек Баталов.
— …К тому же Европа девальвировала свою валюту практически на 30%.
— Это скорее хорошо, — заметил Байтасов.
— Да, это в ближайшей перспективе хорошо. А вы подумайте, как выросла конкурентоспособность стран ЕС, особенно Германии!
— Экономика России в 10 раз «тяжелее» экономики Казахстана. Складывается ощущение, что мы качаемся на разных сторонах детских качелей. У России происходит девальвация (ясно, что просто так она не происходит), Россия спрыгивает с качелей, а Казахстан падает. Как нам поступать в этой ситуации? – спросил один из участников вечера.
— Вы всегда приписываете врагу или партнеру некий набор качеств. Вам кажется, что вы качаетесь на качелях, мальчик с другой стороны спрыгивает с качелей в каких-то своих интересах, а вы падаете, — объяснил Виттель. – Но вы не допускаете, что на другой стороне качелей сидит мальчик-идиот, который с них просто упал. Никогда не приписывайте злодейства тому, что можно объяснить обычной глупостью. Что делать? Не залезать на качели с мальчиком-дебилом.
Естественно, не обошлось без разговора о политике. Российский телеведущий заявил, что Путин – это «наилучший из наихудших вариантов».
— Я верю в то, что у вас на президентских выборах явка составила 95%. А почему тогда вы не верите в Крым? – задал встречный вопрос залу гость. – Я был в Крыму. Поверьте мне, там разные мнения, но я не встречал ни одного человека, который был бы против воссоединения с Россией. Я тоже против аннексии, но Крым захотел быть с Россией. Я считаю, в феврале 2014 у Путина была патовая ситуация. Но, взяв Крым, он предал Донецк и Луганск (которые я, кстати, не поддерживаю). Он предал этих людей, этих детей.
Будучи лично знакомым с Путиным, я знаю про него несколько вещей, которые убеждают меня в том, что в какие-то критические минуты он может действовать как гениальный шахматист, а в какие-то просто впадает в оцепенение.
— Советский Союз всю свою историю жил в парадигме «кругом враги». Потом родилась новая Россия, люди поездили, посмотрели мир, появились «пармезанские отряды». И сейчас эта идея «кругом война, кругом враги, а этот маленький, над ним смеялись все врачи…» опять имеет 85% успеха. Чем вы это объясняете? – спросил главный редактор Forbes.kz Вадим Борейко.
— Помните журналиста-международника Валентина Зорина – «невесело простому американцу»? Я много лет прожил за границей. И когда ко мне приезжали друзья в Нью-Йорк, я всегда говорил: «Поверьте мне, простому американцу действительно невесело». Сейчас я смотрю, что происходит в Балтиморе… Есть советский анекдот. У инженера спрашивают: «Какая у вас зарплата?». Он отвечает: «Зато у вас негров бьют». Этот анекдот оказался правдой. Все подобные шутки советских времен оказались правдой. Мир оказался гораздо сложнее. «Враги кругом» — это тоже оказалось правдой. Парадигма нынче оказалась модной, потому что отчасти оказалась правдой. И враги кругом, и отсутствие Советского Союза, который, как бы к нему ни относились, был неким полюсом противодействия.
Партнерами вечера стали частный клуб Seven и компания Альпари. Участникам заседания были представлены виски Chivas Regal 18-летней выдержки и великолепный французский коньяк Martell.
Об авторе
Анастасия Новикова
Заместитель главного редактора сайта Forbes.kz