Глава Чечни Рамзан Кадыров, отвечая на вопрос о своих планах относительно выборов главы региона, заявил в интервью «Русской службе новостей», что «выполнил свою миссию» и «не хочет продолжать».
«Хочет ли Кадыров дальше продолжить? Не хочу я. Сейчас другие времена с экономической, социальной точек зрения. У нас есть в команде более профессиональные люди. Я считаю, что я выполнил свой долг, и дальше боюсь потерять темп, который мы задали. Те люди, которые ведут нас, проверяют, смотрят, балансируют, им виднее, что необходимо для дальнейшего развития, для того, чтобы не остановить развитие. Я считаю, что я свою миссию выполнил», — сказал Кадыров.
Интервью было опубликовано 23 февраля, в один день с презентацией доклада оппозиционера Ильи Яшина «Угроза национальной безопасности», в котором содержится резкая критика Кадырова.
«Созданную Рамзаном Кадыровым политическую систему в Чечне можно охарактеризовать как режим личной власти. Его власть в республике фактически ничем не ограничена — парламент, СМИ, судебная система находятся под полным контролем главы региона», — говорится в этом докладе.
Русская служба Би-би-си обратилась к экспертам с просьбой прокомментировать высказывания Рамзана Кадырова. Возможно ли для него отойти сейчас от руководства Чечней, может ли сформированная система власти существовать без Кадырова и может ли нынешнее российское руководство рассчитывать на кого-либо еще во главе этого региона?
Константин Казенин, старший научный сотрудник РАНХиГС:
Независимо от того, как оценивать роль, которую играет личность главы региона, в Чечне эта роль несравненно выше, чем в любой другой северокавказской республике. Так это сложилось в силу большого количества факторов.
Насколько сейчас в чеченском обществе есть потенциал саморегулирования, это очень большой вопрос. В Чечне из-за двух войн оказалась полностью уничтожена региональная элита, которая существовала.
В том же Дагестане, в той же Ингушетии есть определенный слой элиты в самом широком понимании этого слова — это и управленцы, и интеллигенция, и предприниматели, которые в общем не так всецело зависели от главы региона. Не так, чтобы они ему были обязаны своей карьерой или своими успехами. Там [не в Чечне] процесс обновления элиты в постсоветское время шел довольно естественным путем.
В Чечне объективно, прежде всего, из-за войн такого естественного воспроизводства элит не было. Там Кадыров элиту создавал с нуля.
Хорошо ли, плохо ли, это вопрос отдельный. Сейчас есть некая реальность: эта элита создана им, им организована и по своей структуре, по системе отношений внутри нее она висит на одном гвозде. По имени Рамзан Кадыров.
Сейчас просто так взять и изъять из региона лидера абсолютно невозможно. О чем бы я сейчас думал, так это о том, что любая система власти, в такой степени завязанная на личность лидера, рано или поздно ослабевает.
И вот большой вопрос: как сделать так, чтобы когда это ослабление по тем или иным причинам произойдет, оно не привело к коллапсу? Но точно, что не надо экспериментировать сейчас.
Би-би-си: А на федеральном уровне насколько Кадыров важен как часть системы управления государством? Может ли Путин обойтись без Кадырова?
Константин Казенин: Путин не может обойтись без хотя бы относительного порядка в Чечне, который, в случае если там поменяется система управления, окажется под большим вопросом.
Григорий Шведов, руководитель информационно-аналитического интернет-сми «Кавказский узел»:
Да, я считаю это возможным. Вероятность того, что такое решение будет принято, конечно невелика, но это, безусловно, возможно.
Чечней сможет руководить довольно большое количество людей, и не только используя тактику террора против местного населения.
Би-би-си: Но чеченское общество, чеченская элита, которая, как считают многие, была фактически сформирована под влиянием Кадырова — насколько они способны принять нового руководителя, нет ли опасности дестабилизации?
Григорий Шведов: Я не считаю, что мы говорим об изменении чеченского общества — мы говорим только об изменении элиты, и ей необходимы изменения. Да, это то, что может произойти и даже должно произойти.
Но я не считаю, что все чеченское общество было создано одним человеком. Я думаю, что все это высосанные из пальца страхи.
Игорь Каляпин, глава Комитета по предотвращению пыток:
Нет, такого случиться не может, Кадыров откровенно кокетничает.
Делает он это сейчас перед средствами массовой информации, а на самом деле во всех своих внутренних выступлениях, адресованных чиновникам и так далее, Кадыров, наоборот, всегда очень жестко говорит: «я здесь рулю, я здесь главный!»
Не должно быть никаких ссылок на то, что Лорд (председатель парламента Чечни Магомед Даудов — Би-би-си) вот это сказал, Зелимханов это сказал — это его ближайшие соратники. Все в республике должно исходить от Кадырова.
Но Кадыров даже и мысли не допускает, что его отправят в отставку. И я думаю, что и Путин не допускает.
Если менять, если планировать замену Кадырова на какого-то другого человека, если планировать переформатирование власти, сделать пирамиду хоть немного усеченной, с какой-то небольшой площадочкой наверху, хотя бы демократию по примеру СССР, с политбюро во главе, то это — процесс, это нельзя сделать в один день.
И никаких приготовлений к такого рода усечению пирамиды в Чечне безусловно не наблюдается.
http://www.bbc.com/russian/russia/2016/02/160224_qd_kadyrov_chechnya