[:ru]
«Истина не обязана преклоняться
перед каким бы то ни было обществом –
древним или новым.
Общество должно преклониться перед истиной,
или умереть»
(Свами Вивекананда,
религиозный
мыслитель Индии, XIX в.)
Известный западный ученый, классик А. Беннигсен в своих трудах назвал явление Джадидизма в истории мусульманского Востока нач. ХХ века «бриллиантом исламской цивилизации». И он был во многом прав, хотя, на наш взгляд, первым бриллиантом был средневековый (классический) Суфизм, который тоже означал в тех условиях (конец VIII-XII вв.) новую методологию и технологию раскрытия цивилизационной энергии Ислама, начавшейся иссякать после первых двух веков его существования. Суфизм изначально был не течением, ветвью и пр., а именно системой практических методов и приемов активизации творческих сил человека и целых народов через укрепление Имана (веры) и Праведности (Таква, по казахски: тақуалық)….
В таком случае Джадидизм конца XIX-начала XX вв. следует назвать вторым бриллиантом, вторым ренессансом Ислама. Слово «джадид» с арабского переводится «новый», а джадидизм означает «обновление», «инновации», «модернизм». Но есть такое высказывание: Новое – это хорошо позабытое старое. Оно как раз подходит к сути Джадидизма нач.XX в. В отличие от средневекового Суфизма, Джадидизм родился как серьезный опыт модернизации социума и трансформации мусульманского мира ( но не самого ислама) – на базе новой эффективной методологии, реинтерпретации религии с учетом кардинально изменившихся реалий мира.
Джадидизм (окончание «изм» говорит само за себя, т.е. что это европейский термин) мог называться разными арабо-персо-тюркскими терминами: «нахда»/подъем, «ислах/реформа, «таракки/прогресс, «усул-и джадид/инновационный метод, «ени/йана/жаңа /т.е.новый, новаторы и пр. Охватило это умственное течение и глобальная Реформа, главным звеном которой стала реформа образования, весь мусульманский Восток, в том числе Казахстан.
Но сразу скажем о незавидной судьбе мусульманского Джадидизма, непризнанного гения. Да, несмотря на огромные достижения и частично признанные заслуги, Джадидизм в исламском мире вскоре был свернут и задушен, и со временем высмеян и оклеветан традиционалистски настроенными богословскими авторитетами, а также новыми поколениями оппозиционных радикалов (уже во второй половине ХХ в.)… Но именно поэтому пышным цветом расцвели в этих странах терроризм и радикализм, вражда и невежество. Алла Большие надежды подавал тюркский Джадидизм в пределах Российской империи, но их представителей Советский режим уничтожил даже физически, их идеи были оценены везде как «реакционные», «панисламизм», «буржуазный национализм» и пр.
В судьбах стран зарубежного Востока в течение ХХ века случилось примерно так. Известно такое изречение: «Революции готовят гении, делают романтики, а ее плодами пользуются прохвосты» (Отто фон Бисмарк).
Уже не стало гениев, а заурядные лидеры и новые интеллектуальные и политические элиты Востока не смогли в дальнейшем претворить хорошую национальную (восточную) модель модернизации, даже в Турции, которой мы восхищаемся иногда. Самое главное, новые поколения из пришедших на гребне Джадидизма (Реформ, политической Независимости, принятия Капитализма и экономического Возрождения) элит Востока стали превращаться в мусульманских лишь по форме, фразеологии, формально, а по сути и духу западных людей, которые не думали о подлинных национальных интересах, о бедной массе, обогащаясь, живя в роскоши, беспечности, коррупции.
Наверное, нужно принять во внимание и то, что сам Запад, Европа и Америка, на глазах нескольких поколений мусульман тоже сильно изменились. Многим мусульманам уже не хотелось подражать экс-христианским странам, которые успели развязать на планете две разрушительные мировые войны, изобрели атомную бомбу и с каждым десятилетием ухудшаются в моральном плане. А в эпоху, когда жили ранние идеологи Джадидизма, в странах Европы, Америки, в России было немало великих людей, гуманистов; не было ни сексуальной революции, ни коммунизма и т.д. Теперь пропаганда европеизма, вера в диалог Востока и Запада стала казаться многим, в том числе думающей части мусульман, наивной, бесперспективной и даже вредной и способной саморазрушить Ислам……..
И тогда из недр общества стали зреть разочарования, протестные настроения против двойной морали и предательства новых элит Востока, началась новая волна радикализации Ислама, отсюда – политический ислам, С. Кутб, «Братья-мусульмане», примитивизация и «салафизация» мышления. Классический Джадидизм был в лучшем случае оценен как «история» и «педагогическая реформа», а многими богословскими авторитетами он был уже опровергнут как попытка изменить Ислам, открыть дорогу Западу и пр. Вообще, как известно, на самом деле в массах радикально настроенных мусульман в бедных странах Востока и во всем мире до сих пор есть сильная критика правящих элит, верхов общества, в том числе богатых саудитов, забывших о подлинном духе Ислама с его простотой и даже культом бедности («Бедность – моя гордость» — Хадис). Нам надо понимать все эти тонкости и взаимопереходы, чтобы понять социально-психологические корни многих религиозных тенденций.
Джадидизм уже в XIX-нач. ХХ вв. не был духовно и идейно однородным, а в самом начале это вообще было зыбкое и клокочущее умственное течение и брожение. Под «бриллиантом» мы имеем в виду лишь здоровое ядро этой Идеологии, идеи и реформы самых лучших и талантливых из них, а отнюдь не тех, кто далее увлекся «дурным модернизмом» (выражение Николая Бердяева, кстати, мы бы сказали, «христианского джадида»), а может и коммунизмом. Великий индийский религиозный мыслитель XIX в. Свами Вивекананда сказал фразу: ««Истина не обязана преклонятья перед каким бы то ни было обществом – древним или новым. Общество должно преклониться перед истиной, или умереть». Такова же была позиция выдающихся представителей исламского реформаторства рубежа XIX-XX вв. – как теологов, так и педагогов.
Многие забывают или не понимают, в какую сложную эпоху жили ранние реформаторы. Между тем, на рубеже XIX—XX вв. мусульманский Восток оказался на грани цивилизационной гибели и самоуничтожения. И было делом тяжким и неблагодарным искать какой-то выход, предлагать решения и тем более это претворять. Сама попытка «открыть двери Иджтихада» (т.е. применить творческий, интеллектуальный подход к тогдашнему состоянию Ислама) среди многомиллионной массы абсолютно неграмотных, бедных, измученных, дезориентированных людей мусульманских стран, которыми ловко манипулировало старое коррумпированное духовенство, при синхронном давлении на джадидов западных агентов и российских властей – была просто адским испытанием и невыносимой ношей.
И поэтому, можно понять, что в их деятельности, дискуссиях, проектах могли произойти и отдельные ошибки, перехлесты; были и те, кто переборщил с западничеством и охладел к традиции (но скорее в том, что касается формы, ритуалов, одежды, форм досуга и пр.). Аллах лучше знает, и все же мы вспоминаем хадис Пророка Мухаммада (мир ему!) о похвальности Иджтихада, и что если предпринимающий усилия для спасения и возрождения Ислама даже ошибется, ему дается один «сауап» (вознаграждение от Бога) за усилия и поиск; в случае же если он находит правильный выход и положительное решение, ему записываются два «сауаба».
О чем это говорит? Это говорит о том, что даже если у лидеров и участников Джадидизма того времени произошли ошибки, но поскольку их намерения (нийат, каз. «ниет») были благородными, то они им прощаются, и более того, Бог их вознаграждает. Но мы-то знаем, что главный плод их деятельности – реформа прогнивших мусульманских школ вовсе не была ошибочной, а блестяще удалась! Это и школы Исмаила Гаспринского в России, и новые школы Турции, Египта, соединившие Ислам с современной наукой и методиками. Также и чисто теологические учреждения и вузы были тогда успешно преобразованы, в том числе сегодняшний исламский университет Аль–Азхар в Каире. Поэтому мы все-таки уверены, что генеральное направление было взято джадидами правильно, и общий дух их устремлений был угоден Богу и цивилизационному самораскрытию Ислама.
Н. Нуртазина,
профессор КазНУ им. аль-Фараби
[:]