[:ru]
Нурсултан Назарбаев фактически в одиночку провел Казахстан через бури горбачевской перестройки и распада СССР, через «лихие», как принято сейчас называть, 1990-ые годы, создав и дав достойную жизнь новому независимому государству планеты – Республике Казахстан — новые законы, новые границы, новую рыночную экономику и самостоятельную внешнюю политику. Он является одним из самых опытных политиков СНГ и мира. Назарбаев не только опытен и искушен в политике, как внутренней, так и внешней. Известный украинский поэт, ныне покойный, Иван Драч сказал: «Если бы у нас вместо всех президентов был один Назарбаев, Украина стала бы счастливой республикой». (http://gordonua.com/interview/tv_full/ivan-drach-zhena-sosyury-byla-agentom-kgb-pri-nem-tak-zhe-kak-solnceva-pri-dovzhenko-no-tam-hot-byla-lyubov-193283.html) Это об многом говорит.
Независимый Казахстан во главе с его Президентом Н.А.Назарбаевым, начиная с 1991 года и по современное время, сумел успешно применить формулу — важности формирования и практической реализации эволюционного взгляда на развитие общества и государства. Елбасы всегда уделял самое высокое и серьезное внимание национальному вопросу или межнациональным отношениям в республике. Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются: — учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики; — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; — запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; — сохранение исторически сложившейся целостности республики; — гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан; — содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан; — своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; — запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; — защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права. Все эти принципы в настоящее время воплощаются в жизнь. Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий. Благодаря этому в Казахстане на протяжении уже 30 лет не произошло ни одного политического массового столкновения на этнической или религиозной почве. Можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая равенство прав и свобод всех, независимо от этнической или религиозной принадлежности.
Опыт межэтнической политики, осуществляемой Казахстаном, получил высокие оценки со стороны мирового сообщества и вызвал интерес стран со схожим полиэтническим составом населения. В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих единый народ Казахстана — народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. Казахстан заинтересован в расширении и углублении так называемого диалога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить с международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства. В советское время нас учили, что через Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года в СССР строилось общество социальной справедливости и однородности. На этом и базировалась марксистско-ленинская идеология и внешняя и внутренняя политика Советского государства. Через диктатуру пролетариата — к социальному равенству и однородности. Однако на практике все попытки перейти от противостояния буржуазии и пролетариата к социально-однородному обществу всегда заканчивались неудачей. В советском обществе всегда имелось противостояние — между теми, кто у власти, у распределения материальных и прочих благ, и теми, кто лишен этого. Положение человека в советском обществе зависело не от его конкретных способностей, трудолюбия, а от близости к системе власти в Советском государстве, что характерно для всех неразвитых обществ. Это постепенно привело к незаинтересованности людей в труде и к краху советского общества. Согласно второму способу, через эволюционное развитие строится общество равных возможностей на базе частной и других видов собственности, политического и идейного плюрализма. Главное в строительстве такого общества — добиться, чтобы каждый имел равные возможности в достижении желаемого социального статуса. Сам же социальный статус тех или иных занятий находится в постоянном развитии. Если возникающие здесь противоречия не решаются, то в обществе возникает напряженность, которая должна сниматься разумными действиями, не доводящими дело до социальных конфликтов, тем более до революций. Как показывает современная практика и современная мировая история, такая модель развития наиболее экономически эффективна и наиболее отражает общий интерес. Сегодня к такой модели человеческого, государственного, общественного и исторического развития стремятся все страны в мире, включая и Республику Казахстан и другие страны СНГ.
Н. А. Назарбаев встал у руля нового государства планеты во время распада второй сверхдержавы мира – СССР и, если можно так выразиться, стал «главным архитектором и строителем» нового независимого государства – Республики Казахстан. Это новое независимое государство с самого своего начала существования пошло своим собственным, казахстанским путем развития. Всего за каких-то четверть века бывшая советская республика, которая в СССР несправедливо числилась среди отстающих, превратилась в современную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным устройством и высоким международным авторитетом. Именно в годы 1 модернизации страны был осуществлен «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно-политической сферах страны. Независимый Казахстан создал новую политическую систему, сформировал механизмы рыночной экономики, заложил фундамент правового государства, сберег этническое и религиозное согласие в обществе, добился признания в мире. Задачи, которые поставила перед казахстанцами первая стратегия 1992 года, были полностью выполнены. Вторая модернизация, которая началась в 3-й четверти 1990-х годов и завершилась в середине 2010 годов Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста, сформировал систему государственных институтов и средний класс, заметно улучшил качество жизни своих граждан, построил новую столицу, своей сбалансированной и ответственной внешней политикой укрепил свой международный авторитет, доказал свое право на региональное лидерство. В 2012 г. наша страна досрочно реализовала все поставленные задачи, которые были заложены в Стратегии «Казахстан – 2030». РК вошла в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира и в группу стран со средним уровнем развития. Именно в то же время была принята новая Стратегия «Казахстан – 2050», которая поставила задачу – войти в 30 самых передовых стран мира. С начала 2017 г. в Казахстане реализуется 3 модернизация. Для этого была проведена конституционная реформа, определены приоритеты для следующего этапа экономических преобразований и началась программа «Рухани жаңғыру» по модернизации общественного сознания. Президент своей работе «Эра независимости» подчеркивает, что «все 3 модернизации – это есть целостный процесс обновления и развития с единым содержанием и алгоритмом». Главным принципом данного процесса является принцип – «эволюция, а не революция» и второй принцип – «сначала — экономика, потом – политика».
Другим выдающимся успехом Елбасы является создание и 20-летнее развитие столицы нашего государства – города Астаны. Нынешняя столица Республики Казахстан – город Астана была основана в 1830 г. и имела первоначальное название как Акмола (Акмолинск). В 1869 г. город Акмола стала центром Акмолинского уезда в составе Акмолинской области, созданной в соответствии с утвержденным 21 октября «Временным положением об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств».
У будущей столицы Республики Казахстан – города Астаны до 1961 г. в историческом плане ничего примечательного не было. Всем хорошо известно, что после смерти И. В. Сталина в марте 1953 г., к власти пришел Н. С. Хрущев, который в 1954-1961 гг. проводил освоение целинных и залежных земель в восточных районах СССР, в т. ч. и в Казахстане. Именно в это время Акмола стала центром освоения целины в нашей республике и стараниями Хрущева центром Целинного края, вот почему в 1961 г. город Акмола (Акмолинск) стал Целиноградом. С 1961 по 1992 гг. город Акмола (Акмолинск) именовался Целиноградом.
После провозглашения независимости Казахстаном, город Акмола вернул свое прежнее историческое название. Уже на заре независимости Казахстана, его лидер Н. А. Назарбаев стал задумываться о переносе столицы страны из города Алматы в город Акмолу.
В советское время у нашей республики было три столицы вначале Оренбург стал столицей Казахской АССР в 1920 г., затем в 1925 г. столицей республики стала Кызыл-Орда и, наконец, в 1928 г. город Алматы, который выполнял функцию столицы Казахстана по 1997 г.
Несомненно, что все три столицы Казахстана выбирались союзным центром, который исходил из своих политических, экономических и других интересов, тогда как интересы самой республики и его населения игнорировались. Это привело к тому, что столица Казахстана с 1928 г. была переведена в юго-восточную часть республики – в Алматы и от столичного центра до самых важных в экономическом плане регионов Казахстана как Западный, Северный, Восточный нужно было потратить много времени, чтобы добраться. Конечно, этот фактор негативно сказывался и на оперативности, и на контроле принятия решений по управлению данными регионами из столичного центра республики в советское время.
Мировой опыт показывает, что в основном столицами государств всегда выбирались населенные пункты, которые находились в центре территории государства и откуда было одинаково равно добраться до его западных, южных, северных и, восточных регионов. Если брать современный опыт переноса столицы Казахстана, то не секрет, что независимый Казахстан в лице его высшего руководства учитывал и геополитический фактор – это фактор важности для современного Казахстана России сквозь призму двухсторонних экономических, политических, военных и других взаимоотношений.
За 20 лет своего развития бывший город Акмола, Целиноград и нынешняя Астана неузнаваемо изменился. Он строится как современный город со столичными функциями, в соответствии со всеми мировыми требованиями в области градостроительства, архитектуры, а также в соответствии с другими требованиями, которые предъявляются к городам такого уровня и статуса.
Астана – это визитная карточка современного Казахстана. За эти 20 лет в центре Казахстана вырос суперсовременный и комфортный для жизни город, город задающий темп, ритм жизни всего Казахстана. Здесь буквально на глазах формируется новое лицо страны и пишется ее новейшая история.
Следующее весомое достижение Президента Казахстана как политика – это позитивно-конструктивные и взаимовыгодные отношения между Россией и нашей республикой. Не секрет, что для любого государства СНГ взаимоотношения с Россией очень важны и исключительны. И то, что взаимоотношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией с 1991 года и по сей день позитивны, конструктивны, результативны и взаимовыгодны – это заслуга нашего Президента Н. А. Назарбаева, который сумел выстроить правильные взаимоотношения и с М. С. Горбачевым, и с Б. Н. Ельциным, и с В. В. Путиным. Н. А. Назарбаев сумел во имя высших интересов нашего народа и государства на каждом из этих этапов сохранить дружбу, добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество в разных сферах межгосударственного, так и человеческого общения между двумя народами и государствами.
И сейчас отношения между РФ и РК являются союзническими, братскими, равными и взаимовыгодными, что идет на пользу прежде всего нашему народу и стране, а также России и его народа. Здесь не надо быть профессиональным психологом, но понятно, что это совсем разные по характеру, харизме и стилю государственного управления руководители соседнего государства. И нашему Президенту удалось на каждом этапе из этих 27 лет построить конструктивно-позитивные отношения с этими лидерами РФ в интересах Казахстана и его народа, а также в интересах российского народа и России.
Н. А. Назарбаев всегда придавал большое значение развитию стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой. Глава государства исходил из того, что наши страны – соседи на века, а потому и впредь будут важными стратегическими партнерами. В 2017 году Казахстан и КНР отметили 25-летие установления дипломатических отношений. С 1991 по 2018 годы, прошедшие со времени установления между Казахстаном и Китаем дипломатических отношений, – это целая эпоха, небывалая по уровню доверия и взаимодействия. Мы начали взаимодействовать с Китайской Народной Республикой с первых дней независимости Казахстана. С тех пор Казахстан и Китай прошли большой путь, стали добрыми соседями, надежными друзьями и конструктивными партнерами в экономическом, политическом плане.
Говоря о отношениях с нашим восточным соседом – Китайской Народной Республикой, можно также охарактеризовать взаимоотношения РК и КНР, как Казахстана с Россией. Начиная от Дэн Сяопина до нынешнего руководителя КНР Си Цзиньпина, со всеми лидерами КНР, Н. А. Назарбаеву удалось выстроить уважительные, взаимовыгодные и добрососедские отношения между Казахстаном и Китаем. И это справедливо и для межгосударственных отношений с другими государствами как в Западной, так и Восточной Европе, с США и т.д. То есть, не имея никакого опыта в мировой политике и дипломатии, наше молодое независимое государство, благодаря мудрой, взвешенной и гибкой политике нашего лидера за 25 лет своего самостоятельного существования добилось на ниве международной и внешней политике выдающихся результатов.
Другим весомым достижением нашего Лидера является эффективное сотрудничество между Казахстаном и США+ЕС стало возможным благодаря казахстанскому видению и тем уникальным качествам, которые Елбасы использовал для утверждения Казахстана в качестве лидера Центральной Азии и укрепления казахстанских позиций на международной арене. Политика Казахстана в этом направлении нацелена на поддержку и развитие установившихся ранее взаимовыгодных партнерских отношений со странами Европы и США.
Можно еще долго говорить о многочисленных достижениях нашего Президента, которые его характеризуют как политика мирового уровня. Самое главное, Казахстан, благодаря мудрой и дальновидной политике Н. А. Назарбаева, предпочел ложному эффекту «скачков» и «шоковой демократизации» безупречную логику продуманных последовательных преобразований. Мощь поступательного движения суверенного Казахстана вперед нарастает не за счет искусственной и небезопасной взрывной революционной волны, она питается энергией побед, которые Казахстан одержал на своем независимом успешном пути.
Керимсал Жубатканов, руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жаңғыру» Казахско-Русского Международного Университета.
Новости Казахстана. Алтынорда
[:]