[:ru]
Российский журналист и общественный деятель Максим Шевченко в интервью Telegram-каналу политолога Талгата Калиева
— Есть ли будущее у евразийской интеграции в текущем формате?
— Ну, с такой Россией, как лидером, конечно, нет. Потому, что естественным лидером евразийской интеграции является Казахстан или должен стать Казахстан. Дело в том, что правящие круги России с отвращением относятся к термину «Евразия». Они являются западными по своей сути, мыслят себя как агенты Запада в степях и лесах Евразии. В российской государственной истории всегда было два вектора: первый шел из Азии, от Золотой Орды, второй шел из Запада, который возник при Петре І, романовский. Рюрики и Романовы, условно говоря, там Рюрики с Ивана ІІІ поднялись на освоении наследия Золотой Орды, и все походы Ивана ІІІ, Ивана IV – это были все походы за присвоение наследия Чингисхана, с чем они успешно справились. Говорят, Иван IV был исламофобом. Нет, он не был исламофобом, потому что, допустим, казанским татарам пришлось несладко, а в Астрахани никто не ущемлял ислам, потому что не было войны – это были феодальные войны, фактически. А вот Романовы были настоящие исламофобы, о чем говорят и восстания башкирского народа против насильственного крещения в XVIII веке, и те проблемы, которые были с казахами. И только просвещенная Екатерина пыталась этот конфликт решить, запретив насильно крестить мусульманские народы Азии в православие. Но суть от этого не изменилась: правящая верхушка современной России – западная, они воспринимает себя как проводника экспансии Запада на этих нецивилизованных евразийских пространствах. Иной вектор формулирует только Астана. Только Астана говорит о евразийстве.
Конечно, я понимаю, что Казахстан пытается держать нейтралитет, но ментально казахский народ и древнее казахское государство (в отличии от Путина я знаю, что Орда – это не банда, которая кочует по степям, а высокоорганизованная система социальных, экономических, силовых и юридических отношений) — наследники чингизидской интеграции. Так вот, это иной просто вектор. Если казахи будут оставаться в своем этническом гетто, то они проиграют в этой борьбе, зажатые между Китаем и прозападной элитой Российской Федерации. Если же казахи на самом деле возьмут на вооружение осовремененное и интерпретированное в терминах ХХI века наследие Чингисхана, которое очень популярно в Казахстане, то есть наследие великой евразийской интеграции, то казахский народ станет лидером, и к нему подключаться и русские, и другие народы Евразии. Это должно быть не путем военной экспансии, естественно, это абсолютно невозможно в XXI веке. Должно быть путем интеллектуальной экспансии, широких интеллектуальных мероприятий. И Казахстан действует таким образом. Евразийский медиафорум, в котором я многократно принимал участие, я считаю, аналогов которого нет в России и не может быть, тому пример.
Еще раз говорю: для российской элиты термин «Евразия» отвратителен и враждебен. Когда вы это осознаете, вы поймете суть того, с кем вы имеете дело. Это просто ставленники мирового капитала западных победителей в холодной войне и ничто другое. Недаром, Назарбаев был единственный, кто тогда выступил против распада Советского Союза и поставил в вину Ельцину, что он подписал соглашение без уведомления об этом Казахстана. Беловежское соглашение имеется в виду. Поэтому, у них нет евразийской интеграции. Они создают колониальные форматы.
Источник: NUR.KZ
[:]