В последние два года Казахстан, ранее являвшийся едва ли не самой спокойной страной Центральной Азии, столкнулся с растущей активностью экстремистских организаций, вставших на путь вооруженной борьбы с государством. В отличие от России, давно привыкшей к терактам и постоянно идущей войне с исламистами на Северном Кавказе, состояние внутренней военно-политической нестабильности жителям Казахстана незнакомо. Причем масштабы этой нестабильности с течением времени расширяются.
В середине августа на территории Иле-Аталауского национального парка, расположенного в Алма-Атинской области Казахстана, были обнаружены восемь трупов, некоторые из них – со следами насильственной смерти от ножевых ранений. Все погибшие, личности которых были установлены сразу после совершения преступления, были этническими славянами – русскими, украинцами. Впоследствии количество погибших выросло до 12 человек. Первоначально полиция выдвинула версию, что все произошедшее было результатом «выяснения внутренних отношений». Бытовала и версия о том, что массовое убийство могло быть делом рук браконьеров, с которыми активно боролся один из погибших, работавший егерем. Однако 26 сентября «Интерфакс» со ссылкой на источники в правоохранительных органах Казахстана сообщил, что за массовое убийство в Иле-Алатауском парке разыскиваются двое участников радикального течения ислама.
Причем разыскиваемые исламисты «могут быть вооружены и намерены совершить террористический акт против правоохранительных органов с использованием формы сотрудников полиции для проникновения в административное здание ГОРУОВД».
Подобные новости в последнее время становятся в Казахстане все более частыми.
12 сентября в городе Кульсары Атырауской области Казахстана была проведена спецоперация, в ходе которой была ликвидирована группа экстремистов. 5 сентября в частном доме, расположенном на улице Молдагуловой в Атырау, произошел взрыв самодельного взрывного устройства и погиб местный житель 1991 года рождения. В его доме были обнаружены еще три таких же устройства и установлено, что он планировал теракты против сотрудников силовых структур. Четверо соучастников планируемых им терактов были арестованы. Спустя неделю в одном из многоквартирных жилых домов 1-го микрорайона города Кульсары силовиками были обнаружены еще несколько участников этой же группы. Под предлогом ликвидации утечки газа жители трех домов, а также ученики и работники расположенной рядом школы были эвакуированы. Однако заблокированные в квартире на четвертом этаже экстремисты сдаться отказались. Они взорвали несколько взрывных устройств и открыли по спецназовцам огонь, ранив одного из них. Пятеро участников группировки были убиты, один получил тяжелые ранения. Стоит отметить, что город Кульсары является административным центром Жылыойского района, где расположено второе в республике по запасам нефти Тенгизское нефтегазовое месторождение, имеющее для Казахстана стратегическое значение.
17 августа группа экстремистов была ликвидирована в дачном поселке под Алма-Атой. На след группы казахстанские силовики вышли в результате взрыва 11 июля 2012 г. в поселке Таусамалы Алматинской области. В одном из частных домов поселка было обнаружено восемь трупов, оружие, компоненты для самодельных взрывных устройств, религиозная литература, деньги и фрагменты полицейской формы. Все погибшие стали жертвами непроизвольного подрыва самодельной бомбы. Вскоре выяснилось, что другие участники этой группы скрываются в дачном массиве «Тан» Большеалматинского сельского округа Карасайского района Алма-Атинской области, где они и были заблокированы. Сдаться боевики отказались и открыли огонь по силовикам, после чего были ликвидированы. Вначале генеральная прокуратура Казахстана сообщила, что в сгоревшем доме обнаружены 9 трупов. Затем количество погибших выросло до 13. На месте проведения операции было обнаружено и изъято несколько единиц огнестрельного оружия, боеприпасы, военное снаряжение и религиозная литература.
Еще одна группа экстремистов была уничтожена в Алма-Атинской области в начале декабря прошлого года. 8 ноября участники этой группы совершили убийство двух сотрудников полиции и планировали новые теракты. 34-летний лидер группы Агжан Хасен с 28 октября был объявлен в розыск по обвинению в создании террористической группы. 3 декабря ее участники были обнаружены в поселке Боралдай Илийского района Алма-Атинской области, где они и были заблокированы в частном доме сотрудниками госбезопасности и полицией.
Операция проходила по знакомому уже сценарию. Жители окрестных домов были эвакуированы, район оцеплен полицией, а сдаться экстремисты отказались, открыв огонь на поражение.
В итоге два сотрудника спецподразделения «Арыстан» Комитета национальной безопасности Казахстана погибли, а пять членов террористической группы были ликвидированы. В доме, где укрывались экстремисты, обнаружены две гранаты РГД-5, два автомата Калашникова и пистолеты Макарова. Убитые экстремисты оказались бойцами «Батальона аль-Захира Бейбарса», входящего в недавно заявившую о себе группировку «Джунд аль-Халифат» («Солдаты Халифата»).
Активизация экстремистов в Казахстане стала особенно заметной в прошлом году, когда по республике прокатилась целая волна терактов. 25 февраля произошел взрыв у ворот СИЗО г. Актюбинска, где содержались несколько обвиняемых в подготовке теракта. В ночь на 14 марта другой взрыв произошел в расположенном недалеко от Алма-Аты г. Иссык, в результате чего погибло двое и был тяжело ранен один человек. 4 апреля в Алма-Ате спецназ штурмом взял квартиру, где забаррикадировались трое экстремистов. Одного из них удалось захватить живым, двое других подорвали себя гранатами. 17 мая в здании Комитета национальной безопасности Актюбинска ворвался и подорвал себя член местной общины салафитов. От взрыва пострадали четыре человека. 24 мая машина со взрывчаткой взорвалась у СИЗО КНБ Астаны. Только за первое полугодие 2011 г. в Казахстане произошло не менее пяти терактов и операций против экстремистов. Причем практически все теракты были направлены против сотрудников силовых структур.
Однако самые масштабные события развернулись в Актюбинской области. В начале июля в поселке Шубарши члены местной общины салафитов в ответ на задержание их товарища расстреляли двух полицейских. Полиция попыталась их преследовать, но попала в засаду и один спецназовец погиб.
Столкнувшись с вооруженным и хорошо подготовленным сопротивлением, казахстанские власти были вынуждены начать войсковую операцию с использованием тяжелой бронетехники, авиации и спецподразделений МВД.
9 из 11 салафитов были обнаружены в одном из домов поселка Кенкияк, где они оборонялись всю ночь и были убиты. Почти одновременно с событиями в Западном Казахстане произошел побег 16 заключенных из колонии в г. Балхаше Карагандинской области. Используя огнестрельное оружие, они убили одного полицейского и укрылись на территории промзоны, а когда прибыл спецназ, подорвали себя с помощью баллона с кислородом и все погибли. Руководил побегом осужденный за экстремизм мулла-салафит из Караганды, под влияние которого попали заключенные. Позднее выяснилось, что в соседней промзоне обосновалась целая община салафитов.
31 октября в г. Атырау, административном центре Атырауской области недалеко от здания городского акимата (администрации) и городской прокуратуры произошло два взрыва. Один из них совершил смертник, которым оказался 23-летний житель города Атырау Султангалиев Бауржан. В течение недели были арестованы еще трое экстремистов, которые признались в подготовке и совершении террористических актов. Кроме того, было обнаружено еще два готовых к взрыву устройства. Через неделю в Алма-Ате исламистами были расстреляны две полицейских. Снимавшееся ими видео, как отмечает «Фергана.ру», возможно, было предназначено в качестве доказательства для потенциальных спонсоров. Ответственность за взрывы в Атырау взяла на себя неизвестная ранее группировка «Джунд-аль-Халифат» («Солдаты халифата»). По информации генпрокуратуры Казахстана она была создана летом 2011 года гражданами Казахстана Ринатом Хабидоллой, Урынбасаром Мунатовым и Дамиром Зналиевым, которые скрываются в афганской «зоне племен».
Группировка возникла под воздействием ваххабитских идей исламистского идеолога Саида Бурятского, убитого российскими силовиками на Северном Кавказе.
Поводом для взрывов в Атырау стал проект нового закона о религии, запрещавший создание молельных комнат в государственных учреждениях, учебных заведениях и общежитиях. В интервью, опубликованном интернет-форумом «Шумух аль-Ислам» (форум «Аль-Каиды») после терактов в Атырау, лидер «Солдатов Халифата» Равиль Кусаинов рассказал, что членами группировки являются «борцы» разных национальностей из Афганистана, Казахстана и других стран, которые видят своей целью возрождение исламского халифата. В Казахстане политика государства, по словам Р. Кусаинова, негативно сказывается на исламе, в связи с чем он призвал своих сторонников извлечь уроки из «Арабской весны» и избавиться от правительства. «Мы отслеживали заявления, и они показались нам скептическими, высокомерными, демонстрирующими презрение к моджахедам, — прокомментировал он действия казахстанских властей, — Они не выражали никакого желания отказаться от несправедливого решения правительства».
12 ноября 2011 г. в г. Таразе, административном центре Жамбыльской области, произошла история, больше напоминающая сюжет американских вестернов. Максут Кареев, являвшийся по данным генеральной прокуратуры «приверженцем «джихадизма» застрелил двух агентов госбезопаности, которые вели за ним слежку, захватил автомобиль «Мазда», подъехал к оружейному магазину, застрелил охранника и случайного посетителя, а затем застрелил двух полицейских, которые пытались его задержать. После этого он съездил домой, взял гранатомет и автомат Калашникова, обстрелял здание областного КНБ и убил еще двоих конных полицейских. В конце концов, он был ранен и подорвал себя гранатой. В результате погиб командир взвода и еще трое сотрудников полиции были ранены. Общий итог действий террориста-одиночки в Таразе – семеро убитых и трое раненых. В тот же день была пресечена попытка взрыва в центре Тараза и произошло нападение на блок-пост, жертвами которого стали еще двое полицейских. Ответственность за этот теракт «Солдаты Халифата» на себя не взяли, отметив, однако, что события в Таразе показали, «что может сделать один человек». Группировка вновь выступила против нового закона о религии, осудила «предпринятую против мусульман волну арестов», заявив при этом, что «мы подготовились к делу, и с разрешения Аллаха, готовы продолжить борьбу для того, чтобы искоренить угнетение мусульман».
По оценка аналитиков, активизация радикальных исламистов в Казахстане превращается в системную проблему. Ликвидированные силовиками боевые группы экстремистов представляют собой лишь верхнюю часть айсберга. На территории республики сегодня действует целый ряд радикальных исламистских группировок, которые являются питательной средой для терроризма: «Исламское движение Узбекистана», «Джамаат моджахедов Центральной Азии», «Хизб-ут-Тахрир», киргизские группировки «Таблиги джамаат» и «Жайшуль Махди» и уйгурские «Исламское движение Восточного Туркестана», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Шарк Азатлык Ташкилати». Только за прошлый год в Алма-Атинской области были задержаны более 300 членов «Таблиги Джамаат» и «Хизб-ут-Тахрир». Нередко аресты и судебные процессы против экстремистов казахстанские власти предпочитают проводить в закрытом режиме, не желая усиливать впечатление о массовом характере подобных событий.
Всплеск террористической активности в Казахстане имеет самое непосредственное отношение к России. Западный Казахстан, ставший одним из главных очагов деятельности экстремистов, граничит с нестабильным российским Северным Кавказом.
За последние годы в ходе контртеррористической операции там было убито около 20 граждан Казахстана, воевавших на стороне исламистов. В перспективе этот процесс может иметь и обратный характер, когда получившие опыт боевики вернутся к себе на родину с тем, чтобы применить его на практике. Аналитики всерьез заговорили о «дагестанизации» Казахстана, к которой власти и силовые структуры оказались не готовы. Причем дальнейшие перспективы ввиду намеченного на 2014 г. ухода США из Афганистана и возможного обострения обстановки по всему региону выглядят не очень радужными.
Специально для Столетия
Александр Шустов
02.10.2012
Источник — Столетие