«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками» (Саади). Как говорили древние, человеку свойственно ошибаться. Стало быть, свойственно ошибаться и государству.Закон от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который открыл двери в Казахстане для многочисленных сект и религиозных организаций, показал пагубность такой политики. Это противоречило законам и Конституции светского государства, где свобода вероисповедания должна регулироваться соответствующими законами. 25 октября заканчивается религиозных объединений в Казахстане. С каким количеством и качеством этого общественного сегмента мы придем к этой дате?
Рождение шаманов
Ведь в этой области социальной жизни не следует «изобретать велосипед»: основные религии, религиозные организации давно хорошо изучены, как изучено и влияние религии (и сект) на общественное сознание. В религиозной области накоплен значительный опыт человечества, да и немалый в самой Степи. Общеизвестна и основа государственной политики в этой сфере: развитие традиционной духовной культуры, а не импорт зарубежных верований и миссионеров. А в светском государстве – развитие идеологии и культуры, отделенной от религии, а также – научного атеизма.
Хотя многим было понятно, что сверхлиберальный закон 1992 года с каждым годом приносил все больше проблем в развитии традиционной духовной культуры и собственной идеологии, обеспечении национальных интересов, государство пропустило опасное вторжение деструктивных сект. Этому способствовала и государственная пропаганда о стабильности и толерантности в Казахстане, которая на время «заглушила» зарождавшуюся социальную болезнь.
В 90-ые годы наблюдался настоящий наплыв миссионеров и религиозных организаций: вполне легально проводились их собрания в кинотеатрах, конференц-залах государственных учреждений, в актовых залах школ и т.д. К ним добавились сеансы всевозможных экстрасенсов, шаманов, «?улие», «целителей», новоявленных «пророков». На государственных телеканалах появилось немало религиозных передач сомнительного характера. Кстати, подобные передачи транслируются до сих пор, их дополняют экстрасенсы, гадалки, «целители».
Появилась даже некая «мода» на религиозность: вчерашние коммунисты, комсомольцы, атеисты вдруг стали имамами, настоятелями, монахами, а молодежь потянулась в поисках божественной истины за рубеж. В 90-ые годы осуществлялся свободный выезд молодых людей в страны Ближнего Востока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, где им прививались идеи, чуждые традиционной для казахов форме ислама, нередко и радикальные, экстремистские идеи, образ жизни, отличный от казахского.
Независимые эксперты время от времени поднимали проблему религиозной и идеологической экспансии, двойного стандарта понятия «толерантность», свободы вероисповедания на Западе, использования сект и религиозных организаций как орудия идеологии и политики международных игроков, преследующих свои интересы, далеких от религии. К тому же представители правоохранительных органов, которые нередко сталкивались с фактами нарушения законов со стороны деструктивных организаций, говорили о необходимости разъяснительной работы среди населения и слабости законных рычагов борьбы с новой социальной болезнью.
За какое-то десятилетие «открытых дверей» религиозная картина в Казахстане кардинально изменилась. Это не только построенные многочисленные мечети, церкви, капеллы, синагоги, молельные дома и т.д. Появилась неизвестная ранее потребность в «богоискательстве», которое довело дело до «чистого» ислама, а это уже ревизия и конфликт с традиционным укладом и «степным» исламом.
Без подготовки общества, без полноценной идеологии светского государства это могло привести к печальным последствиям – в нашу страну вошли много экстремистских и выдворенных из других стран религиозных организаций и сект. В это же время стали появляться факты деятельности деструктивных религиозных организаций, которые заставляли своих последователей бросать учебу, отказываться от службы в армии, общественной деятельности, принуждали их нести в эти секты имущество семьи, переписывать на них квартиры. Были случаи, когда религиозный запрет пользоваться лечением в светских медицинских учреждениях приводил больного адепта к летальному исходу.
Большинство религии, верований проводят обязательную границу между своими последователями и атеистами (или сторонниками иной веры). Первые – «люди Бога», вторые – безбожники, «нечистые», кафиры. Нередко эти представления переносятся на власть, особенно светской страны («безбожная власть»). По этой причине антигосударственные выступления, игнорирование государственных институтов, символов, идеологии в среде определенных религиозных организаций приветствуются как «справедливые» и «угодные Богу».
Закон после взрывов
Стремление законодательно изменить основу строительства духовной сферы до прошлого года не увенчалось успехом. В 2008 году была предпринята попытка внести изменения и дополнения в действовавший в то время закон. Но внесенные изменения и дополнения необоснованно были признаны Конституционным Советом неконституционными.
Против законопроекта выступили представители нетрадиционных религий, международные организации, отдельные СМИ. Особую активность проявили правозащитные организации. «Однако, по мнению правозащитников особой необходимости в срочном принятии нового закона «О религии» в общем-то, нет. Ну, ничего такого из ряда вон выходящего в стране не произошло, что заставило бы власть принимать драконовский закон, тем самым, пытаясь поставить под контроль все религиозные объединения» (Мадия Торебаева. «…Мы просто дремучее, консервативное государство советского тоталитарного образца», 23.06.2008, http://zonakz.net). По логике правозащитников, нужны самоубийства сектантов, массовое уклонение от воинской службы, теракты в государственных учреждениях, взрывы в автобусах и т.п., чтобы принять новый закон о религии!
К сожалению, это так и случилось. Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый парламентом 29 сентября 2011 года и подписанный президентом страны, появился после участившихся взрывов и «войн» преступников с правоохранительными органами.
Это косвенно признал и глава государства. «Нам обязательно нужно принять этот закон. Речь не идет о том, чтобы запретить свободу совести. Речь идет о том, чтобы защитить государство от религиозного экстремизма, что делают все государства, тем более те, кто принял ислам как государственную религию. Почему мы должны все вовсю распустить? Что хотят, то и делают. Кто хочет, тот сюда приезжает. Кто хочет, тот открывает мечети, именем своего отца называет. Чем эти мечети занимаются, никто не знает. Никто их не утверждает, не регистрирует. Это государство, мы должны дома у себя навести порядок. Я думаю, вы серьезно подготовитесь к этому вопросу, и мы все сделаем как надо», – обратился Нурсултан Назарбаев к депутатам 1 сентября 2011 года на совместном заседании палат парламента.
Патрули «божьего слова»
Принятый закон признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, вводит запрет на молитвенные комнаты в государственных учреждениях, объектах образования и здравоохранения, а также в воинских частях. По новым нормам, регистрация местного религиозного объединения требует участия в нем 50 совершеннолетних членов (по старому закону – не менее 10 человек); в случае создания религиозного объединения со статусом регионального – количество возрастает до 500, для регистрации республиканского объединения – до 5000, проводится религиоведческая экспертиза религиозной литературы, осуществление миссионерской деятельности без регистрации запрещается.
После принятия закона о религии прошел год, но до сих пор стоит шум по его поводу. Основные критические «стрелы» летят в адрес Кайрата Ламы Шарифа, председателя Агентства по делам религий, который внес законопроект в мажилис. Кстати, закон как закон – ничего «сверхъестественного». При разработке закона учитывался международный опыт. В большинстве стран законодательно определяются традиционные религии и имеются преграды для «пришлых» верований. Немало стран с государственной религией, а для остальных – особые режимы регистрации.
В некоторых СМИ – целые серии статей не столько о новом законе, сколько об инициативах главы АДР. Здесь и «умеренный ислам», и «одна нация – одна религия», и переименование мечетей, и стремление достичь прозрачности финансовых потоков в мечетях и т.д. и т.п. В самом деле, что в силах одинокого чиновника исправить «вавилонскую башню», внести в ее фундамент цементирующее начало? Ведь даже известная фраза «быть святее Папы римского» теряет смысл после недавних скандальных публикаций о неприглядных делах Ватикана.
Пройдет немало времени, прежде чем придет осознание, что истину невозможно перенять от кого-то, если она отсутствует в тебе. Лишь та истина является истиной, которая выстрадана и порождена тобой. Нынешний год показал, что в этом отношении мало что изменилось: вводят предмет «Основы религиоведения» в светской школе без «Научного атеизма»; а тем временем по-прежнему улицы «патрулируют» Свидетели и несут «слово божье» в неположенных местах, навязывая свое «свидетельство». Кстати, конечной целью деятельности Свидетелей Иеговы является установление теократического государства, что противоречит статье 5 Конституции РК как «цели которых направлены на нарушение целостности Республики», не говоря о светскости страны.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ