«Сланцевая революция» в США освободила значительное количество топливных ресурсов по всему миру, которые стали поступать в Европу. У европейских клиентов «Газпрома» появился новый рычаг давления, с помощью которого они выжали из российской компании скидки на миллиарды долларов и не собираются останавливаться, сообщают корреспонденты The Wall Street Journal Джеймс Марсон и Джо Паркинсон.
Европа остается для «Газпрома» самым привлекательным рынком сбыта: поставки из России составляют четверть потребляемого в Европе газа. Однако крупнейшая российская газовая компания заявила, что ее чистая прибыль за истекший год сократилась на 6,5 млрд долларов, то есть на 15%, вследствие того, что продажи газа в ЕС упали на 9%, говорится в статье.
«Газпром» всегда был флагманом проводимого Владимиром Путиным курса по превращению России в энергетическую супердержаву, напоминает издание. Это единственная компания, которая имеет право экспортировать газ.
В настоящее время падение продаж заставило Кремль задуматься о ликвидации экспортной монополии компании, чтобы позволить ее более расторопным конкурентам поставлять сжиженный газ на международные рынки, полагают журналисты.
Однако председатель совета директоров компании Алексей Миллер уверен, что «сланцевая революция» — это «мыльный пузырь, который в самое ближайшее время лопнет. В отношении сланцевого газа мы относимся скептически. Никаких рисков не видим».
В прошлом компания не раз «пользовалась доминирующим положением на рынке природного газа для давления как на энергокомпании, так и на европейские правительства, став инструментом внешней политики Кремля», пишет газета. Так, в 2006 году в самый разгар зимы «Газпром» прекратил подачу газа на Украину, что сказалось на поставках топлива в Восточную и Центральную Европу.
В 2008 году цены на газ достигли рекордного уровня, и Владимир Путин даже подумывал о создании организации стран-экспортеров газа по модели ОПЕК, говорится в статье. Однако к 2010 году в результате стремительного развития добычи сланцевого газа США обогнали Россию по объемам добычи газа. Другие мировые поставщики природного газа, в частности Катар, перенаправили поставки предназначавшегося для Америки сжиженного газа в Европу.
Предложение превысило спрос, и цены на газ стремительно упали. В то время как «Газпром» упорно продолжал привязывать цены на газ к ценам на нефть, более гибкие в ценовой политике компании, такие как норвежская Statoil, сумели повысить продажи за его счет.
Одновременно с этим в Соединенных Штатах производители энергии перешли с угля на дешевый газ, что привело к увеличению поставок американского угля в Европу, где энергокомпании, наоборот, переключились с дорогого газа на уголь.
В конечном итоге «Газпром» сдался: в 2012 году российская компания предоставила немецкой компании EON и итальянской Eni скидки на 3 млрд долларов. В ноябре того же года «Газпром» снизил на 20% цены для польской компании PGNiG, что позволит полякам экономить до 1 млрд в год, сообщают журналисты.
Еще одной страной, добившейся значительных уступок в вопросе снижения цен на газ, стала Болгария: болгарские чиновники воспользовались желанием Москвы привлечь Софию к участию в строительстве газопровода «Южный поток». По воспоминаниям участников переговоров, руководство «Газпрома» настолько отвыкло от давления, что Алексей Миллер и его заместитель Александр Медведев несколько раз «кричали от раздражения».
«В конечном итоге болгары добились 20% скидки на 10 лет и возможности изменить условия через 5 лет, — пишет The Wall Street Journal. — К сделке прилагался бонус: «Газпром» пообещал спонсировать одну из ведущих команд помешанной на футболе Болгарии».