АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Ренат Байтов. ИСТОРИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ ИСТОРИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

historii2342«В действительности не история принадлежит нам,
а мы принадлежим истории».
Ханс Георг Гадамер

Тот факт, что местные «историки» впали в экстаз на почве придумывания истории Казахстана, в какой-то момент заметили и в Ак Орде. На самом деле буйное фэнтези в учебниках истории для общеобразовательных школ – это действительно опасно. Потому что если детям деформировать картину мира, восприятия прошлого и вообще исторического процесса, то потом с таким грузом трудно двигаться по маршрутам реальности и легко впадать во всевозможные отклонения (интеллектуальные, ментальные, политические).

Непредсказуемость прошлого в Казахстане ничуть не уступает аналогичному параметру в любой другой постсоветской стране. При этом в обществе помимо спроса на мифы есть и потребность в правде. А тем временем процесс мифологизации истории приобрел такие масштабы, что волна дилетантизма внедрилась в среднюю и высшую школу, лишая Казахстан имиджа страны научного знания и профессионального образования.

Пышный расцвет жанра так называемой «альтернативной истории» привел к тому, что в книгах подобного формата сообщается о «казахантропах», живших 2,5 млн. лет назад. Пожалуй, наиболее опасными остаются те произведения, где представлена смесь науки и искажений. Реальный исследователь учитывает все имеющиеся источники, даже с диаметрально противоположными точками зрения, потому что замалчивание источников – тоже путь в лагерь дилетантов. Мифологизация – извечный процесс, сопровождающий научное знание в виде околонаучного. К художникам и писателям нельзя предъявлять требования, как к ученым-историкам. Просто в силу того, что театр – это театр, а у науки свои правила и законы. Общий уровень образования должен помогать человеку отличать научные знания от псевдонаучных. Интеллектуальная среда должна системно способствовать размежеванию этих сфер.

Всегда было и остается большой загадкой, каким образом и кто получает государственный заказ на написание учебников. К тому же госзаказ на учебники является достаточно прибыльным бизнесом, принося доход в десятки тысяч долларов. Государственный секретарь Марат Тажин правильно указал на данное слабое место в системе государственного управления и образовательной политики, потому что если не признать ошибки, то нет смысла в их исправлении.

Можно вспомнить как создавался государственный стандарт по историческому образованию. Сначала три группы так называемых «ученых», получив деньги, не смогли его написать, потом дело доверили профессионалам. Но после того как стандарт был создан, в качестве эксперта государственные органы прислали одного из видных мифотворцев. То есть такое звено как выбор качественных экспертов в Казахстане тоже отсутствует. В нормальном раскладе мифы живут в той сфере, где им положено жить.

Казахстан переживает колоссальный политический спрос на историю. По пресс-конференциям, политическим заявлениям и публикациям в газетах можно подумать, что все проблемы настоящего времени уже разрешены и осталось только разобраться с неясностями в прошлом. Оппозиция постоянно упрекает действующую власть в том, что она занимается чем угодно, только не решением злободневных проблем, касающихся рядовых граждан. Но при этом сама оппозиция при этом на своих публичных мероприятиях обращается к проблемам исторического прошлого и его современной интерпретации.
Политическая партия по своей природе старается что угодно превратить в политический ресурс. Возможно, активное копание в прошлом – это реакция на заявление президента Нурсултана Назарбаева о том, что хватит копаться в прошлом и пора заняться настоящим. В пику ему оппозиционеры с ходу стали видными историками. Правда, где здесь злая воля власти по уводу внимания общественности от острых проблем? Безработица, коррупция, низкие доходы населения, туберкулез, деградация образования никуда не делись, однако вместо социальной справедливости оппозиция озабочена исторической справедливостью в отношении ханов и других персонажей, которые давно глубоко. Может все-таки лучше заняться природной рентой или политическими заключенными? В этом случае в фокус внимания попадут живущие рядом люди.
Уход в область иррационального и архетипов наводит на ряд соображений. К примеру, здесь не требуется интеллектуальное и программное соперничество – достаточно скандировать лозунги и апеллировать к национальному сознанию и гордости. Оппозиция не может добиться массового отклика в сердцах граждан на почве политических и социально-экономических вопросов, из-за чего начала дрейф в сферу языка, культуры, истории. Ситуация просто удивительная. Неужели уже нечего предложить по государственному бюджету, например.

Если главное сделать что-нибудь в пику президенту, то завтра Нурсултан Назарбаев выйдет и скажет, хватит заниматься гигиеной – там все понятно, давайте другие темы. И что, наперекор ему в оппозиционных кругах начнут призывать чистить зубы, мыть руки перед едой с мылом, посещать бани? Оппозиция уже и так значительной частью общества воспринимается как нечто маленькое и бессильное. Часто люди голосуют на выборах за оппозиционные партии не потому, что поддерживают их лидеров и программы, а просто против действующей власти. Но зачем доводить ситуацию до абсурда?
В отечественной истории реально много проблем. По меткому выражению Данияра Ашимбаева, она развивается в таких формах, что не дает шанса казахстанскому фентэзи сложиться в самостоятельный жанр. Но подобной кампанейщиной все это не решить. Одного круглого стола здесь явно недостаточно. А если к решению задач исторической науки привлекать общественность, да еще демократически голосовать за концепции тех или иных доктрин и школ, то вряд ли можно рассчитывать на прогресс исторического знания.

Оппозиционеры педалируют на то, что история должна помогать в деле патриотизма. Но даже с самым богатым историческим прошлым трудно быть патриотом страны, где тебе не платят достойной заработной платы, рядовая медицинская операция сопоставима с игрой в русскую рулетку, а срочная служба в армии сродни посещению казино, где на кону как минимум твое здоровье (физическое и психическое).

Может все-таки сосредоточиться на аспектах повседневной жизни? Цена на продукты питания, бензин, тарифы монополистов нуждаются в политическом интересе со стороны оппозиционных партий куда больше, чем распределение госзаказа на памятники между историческими личностями. Ну а если уж и вникать в такие вопросы, то лучше с позиции здравого смысла. Например, нужно ли Казахстану такое количество конных памятников (мы уже наверное вышли на первое место в мире по этому показателю). Если да, то из какого материала и по какой цене. Не всякие понты заслуживают запечатления в бронзе и камне.

Чтобы заработать политические очки, не обязательно делать что-то вопреки указаниям президента. Вот, например, Нурсултан Назарбаев озаботился проблемой продления жизни. Пусть ОСДП проведет круглый стол по теме геронтологии. Заслушает экспертов на предмет, какая связь между размером средней пенсии и скоростью встречи со «старушкой с косой в руках». Как на продолжительность жизни влияют экология, преступность, нарушения правил дорожного движения, черствость чиновников и тому подобное. Ну а что касается истории, то Константин Кушнер писал: «Историю пишут сегодня, а переписывают завтра, поэтому история – наука будущего». Давно известно, что история – это предмет постоянного переписывания. Но ведь можно к этому подходить как-то без фанатизма и излишнего «энтузиазма», чтобы от исторической науки там тоже кое-что присутствовало.

Источник:  www.dialog.kz