В 2012 году глава государства Нурсултан Назарбаев, оглашая Послание народу Казахстана на совместном заседании палат Парламента, дал старт государственной Программе занятости 2020. Как отметил Лидер нации, в 2011 году программа была испытана в пилотном режиме с участием почти 60 тыс. человек, все подготовительные работы и законодательная база подведены. «Теперь надо перейти к осуществлению этой важнейшей программы. Поэтому поручаю Правительству и акимам с текущего года начать масштабную реализацию этой программы» — сказал Нурсултан Назарбаев.
В программе четыре направления: во-первых — создание эффективной системы обучения и содействие трудоустройству, во-вторых — стимулирование к приему на работу через субсидирование заработной платы, в-третьих — содействие развитию предпринимательства на селе через обеспечение доступа сельских жителей к кредитным ресурсам, в-четвертых — повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие сельских населенных пунктов через развитие инфраструктуры.
На реализацию программы занятости выделено 169,4 млрд. тенге, из них на организацию профессионального обучения и трудоустройство — 54,5 млрд. тенге, на развитие предпринимательства — 32,9 млрд. тенге, повышение мобильности трудовых ресурсов — 26,9 млрд. тенге, на развитие сельских населенных пунктов — 42,3 млрд. тенге.
По словам главы государства, к 2020 году, благодаря реализации этой программы, должны быть трудоустроены на качественную работу 1,5 млн. человек. В соответствие с программой в сельской местности желающие должны быть обеспечены микрокредитами. «А кто желает работать в городе — надо привезти такие трудовые ресурсы за счет государства, обучить и устроить на работу. Мы должны к концу программы к 2020 году полтора миллиона человек таким образом трудоустроить на качественную работу», — заявил президент.
Правила игры
Как известно, программа состоит из трех этапов. Первый этап – пилотный, как уже отмечено, закончился в 2011 году. Затраты республиканского бюджета на реализацию «пилотного года» составили порядка 40,2 млрд. тенге. С 2012 года по 2015 год стартовал второй этап и с 2016 по 2020 годы программа войдет на свой заключительный этап. На реализацию второго этапа объем финансирования составил 71,4 млрд. тенге. В последующем в рамках программы планируется направлять не менее 100 млрд. тенге ежегодно.
Объемы финансирования, равно как и задачи преследуют вполне конкретные цели, способные улучшить социально-экономическую ситуацию в республике, по праву считающейся лидером среди стран Центральной Азии.
В целевую группу, на кого направлена госпрограмма, входят частично занятые, безработные, самостоятельно занятые, малообеспеченные, а также выпускники учебных заведений. Кроме этого в списке значатся сохранившие трудоспособность инвалиды; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет. Не остались без внимания и пенсионеры, вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста, и этнические мигранты и др.
При этом уровень бедности снизится с 8,2 процентов до 6 процентов, а уровень безработицы не будет превышать 5,5 процента. Одним из результатов станет снижение по стране доли самостоятельно занятых в составе занятого населения с 33,3 процентов до 26 процентов, а дополнительный рост производительности труда за счет реализации Программы занятости составит 20 процентов.
Кроме этого необходимо учитывать тот факт, что в условиях замедления темпов экономического роста реализация программы сыграет свою положительную роль, обеспечив работой и заработком тех, кто в них нуждался, обновив социальную инфраструктуру там, где этого не делали многие годы, обучив новым специальностям тех, кто потерял работу из-за кризиса.
У истоков
Отметим, что еще в послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» озвученном в январе 2011 года глава государства поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.
К слову, реализуемая в настоящее время программа 2020 стартовала не с «чистого листа». В активе уже значится созданный и успешно действующий рынок труда, повышается экономическая активность и уровень занятости населения. А начиналось все с 1991 года, когда перед молодой суверенной республикой встала задача регулирования рынка труда и сферы занятости. Тогда этому процессу было решено придать фундаментальную основу, чтобы он не носил ситуационный характер, а осуществлялся в рамках разработанных программ занятости населения.
Как следствие, в масштабе всей страны начали реализовываться государственные программы, направленные на решение первоочередных вопросов, связанных с трудоустройством населения страны. Среди принятых документов на особом месте значатся программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003-2005 годы и программа занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы. Кроме этого, в 2007 году был разработан и утвержден План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан на 2008-2010 годы. Реализация принятого документа позволила действующей власти усилить работу с уменьшением численности безработных, создавая трудовые места с одновременной защитой национального рынка труда.
Реализация вышеуказанных программ позволила в значительной степени изменить ситуацию в лучшую сторону. Так, за 10 лет численность занятого населения увеличилась с 6698,8 тыс. человек до 8141,4 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 процентов в 2001 году до 5,5 процентов в январе 2012 года. Кроме этого по данным Агентства по статистике, численность безработных в июле 2013 года составила 467,9 тысяч человек, а уровень безработицы – 5,2 процентов.
Официально на конец июля 2013г. зарегистрированы в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения 58,2 тысяч человек (без учета лиц, включенных в состав участников «Дорожной карты занятости 2020»). Доля зарегистрированных безработных составила 0,6 процентов от экономически активного населения.
В этом плане стабилизирующую роль сыграла реализация Стратегии занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), в рамках которой были предусмотрены меры, направленные на сохранение рабочих мест и содействие занятости населения. Напомним, что на ее финансирование было направлено 191,5 млрд. тенге в 2009 году и 150,6 млрд. – в 2010-м. За два года действия Стратегии было реализовано 8 871 проект, в том числе 2009г. – 5271, 2010 г. – 3600 проектов. За весь период было создано всего 390,6 тыс. рабочих мест, в том числе 2009г. – 258,6 тыс., 2010 г. – 132,0 тыс. Направление на подготовку и переподготовку получили около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики.
Это в свою очередь позволило сохранить высокий уровень занятости и в период глобального финансово-экономического кризиса, тем самым минимизировать негативные последствия и сохранить социально-экономическую стабильность внутри страны, которая по сравнению с другими республиками региона выглядела островком благополучия.
«У нас в стране есть работа, и каждый желающий может ее найти. Более того, у нас каждый имеет возможность сам создать себе работу, позаботиться о себе. Это наше большое достижение», — отметил Ел Басы в программном документе «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства».
Отметим, что предпринимаемые в рамках Дорожной карты меры по созданию социальных рабочих мест, организации молодежной практики, созданию условий для переподготовки и повышения квалификации, способствовали снижению роста безработицы среди молодежи. Как следствие – уровень молодежной безработицы составил 4,7 процентов, что было ниже общего уровня безработицы в целом по республике. К слову, государственные органы занятости по договоренности с 26368 предприятиями и организациями создали рабочие места, на которых 89919 молодых выпускников получили профессиональные практические навыки по полученной в учебном заведении специальности, получали заработную плату из средств государственного бюджета. По сравнению с 2008 годом «Дорожная карта» увеличила охват молодежи молодежной практикой по сравнению в 20 раз.
Особое внимание процессу трудоустройства населения страны было уделено в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР). Так, за период трехлетней реализации ГПФИИР численность занятого населения в республике выросла на 1 млн. человек, между тем как количество безработных сократилось на 83 тыс. человек.
Именно благодаря карте индустриализации созданы 41 тыс. рабочих мест, всего в промышленности создано 85 тыс. рабочих мест, благодаря другим программам было создано еще 45 тыс. рабочих мест.
Надо успеть
Реализация Программы обеспечения занятости способствует повышению уровня профессионализма среди населения, трудоустройство, содействие гражданам страны в открытии и расширении собственного бизнеса по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста.
Между тем полученные за первый год реализации Программы занятости 2020 результаты свидетельствуют о правильности выбранного направления. Так, в 2011 году в центры занятости по вопросам участия в программе обратились 84,7 тыс. человек, из них 68,1 тыс. изъявили желание принять участие в программе. Подали заявление на участие 61 504 человек, из которых 58 619 подписали социальный контракт. При этом по программе занятости нашли новую работу 38,5 тыс. человек, в том числе без дополнительного обучения были трудоустроены 6 289 человек
Достаточно отметить, что в числе участников программы, подписавших социальные контракты, безработными являются 60,5 процентов (35 458 человек), самозанятые – 35,5 процентов (20 797 человек) и 5 процентов малообеспеченных (2 914 человек). При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составила 59,6 процентов (34 957 человек), доля женщин — 48,3 процентов (28 322 человека).
Всего за 1,5 года действия госпрограммы была обеспечена занятость свыше 150 тыс. человек, занятых женщин стало больше на 80 тыс. человек, численность самозанятых уменьшилась на 52 тыс. человек. В целом, с начала реализации программы социальные контракты подписаны более чем со 180 тыс. человек, желающими принять участие в данном проекте.
С момента реализации программы согласно первому направлению профессиональным обучением было охвачено 95,7 тыс. человек, на социальные рабочие места (заработная плата участника субсидируется государством) трудоустроено 58,7 тыс. человек, на молодежную практику – 31 тыс. человек.
Относительно второго направления надо отметить прошедших обучение основам предпринимательства 11 тыс. человек. Кроме этого 8,2 тыс. участников получили микрокредиты, открыли либо расширили собственное дело. Размер микрокредита составляет 3 млн. тенге. Что касается третьего направления, то в рамках реализации программы 2700 семей переехали из сельских населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития. Общая численность лиц, переехавших в составе семей, составляет 9,8 тыс. человек.
В рамках нового четвертого направления «Развитие сельских населенных пунктов» еще преждевременно подводить итоги. Однако известна цель данного направления – это обеспечение занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов в сельских населенных пунктах со средним или высоким потенциалом социально-экономического развития. И в рамках данного направления запланирована реализация 565 проектов, на которых создано 7,3 тыс. рабочих мест в сельской местности.
Таким образом, реализация программы начинает приносить свои плоды, которые по достоинству оценили многие казахстанцы. И это очевидно, ведь обеспечение достойной занятости граждан страны является основой социальной защиты населения республики, важнейшим условием развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, а также основным средством роста общественного богатства и повышения качества жизни многонационального народа Казахстана.
Конечно, еще рано рапортовать и строить радужные перспективы реализуемой программы. Однако начало положено, и оно уже продемонстрировало тот социальный эффект, которого руководство страны ожидало от реализации программы, способной стать еще одним эффективным решением на пути дальнейшей интеграции Казахстана в мировое сообщество и занятие достойного места среди развитых стран.
Раим Ойлыбаев